Религиозно-политический экстремизм: слияние и взаимопроникновение религиозных доктрин и политического экстремизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 16.08.2014

Статья просмотрена: 1253 раза

Библиографическое описание:

Ширяков, Д. В. Религиозно-политический экстремизм: слияние и взаимопроникновение религиозных доктрин и политического экстремизма / Д. В. Ширяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12355/ (дата обращения: 17.12.2024).

Современный политический экстремизм позволяет включить его проявление во все сферы общественной жизни, например религиозную сферу. В последние годы наблюдается тенденция к взаимопроникновению политического и религиозного экстремизма, при котором появляются экстремистские явления, основывающиеся на религиозных постулатах, но происходящие в политической сфере, не позволяет охватить эти явления одним понятием «религиозного» или «политического» экстремизма. В связи с этим в научных кругах появилось новое понятие — «религиозно-политический экстремизм» [1].

 Основными целями религиозно-политического экстремизма являются:

1)                 Уничтожение светского и создание клерикального государства.

2)                 Борьба за установление власти одной конфессии внутри страны

3)                 Сепаратизм, камуфлированный религиозными соображениями

4)                 Стремление расширить сферу применения религиозного права [3].

Таким образом, можно выделить и принципиально важные признаки религиозно-политического экстремизма:

1)                 Деятельность, направленная на насильственный захват власти и изменение государственного строя.

2)                 Деятельность, преследующая исключительно политические цели, мотивируется и камуфлируется религиозными постулатами, догмами и учениями.

3)                 Достижение целей не на основе компромисса и легальной деятельности, а за счет применения насилия.

Таким образом, религиозно-политический экстремизм это религиозно мотивированная и религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религиозно-политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несет угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений [11].

Однако возникает вопрос — сопоставления понятий: «религиозно-политический экстремизм» и «религиозный фундаментализм». Проблема сопоставления понятий состоит в том, что религиозный фундаментализм, а именно исламский фундаментализм, давно вышел за рамки чисто религиозного течения, выродившись в общественно-политическую мысль [5].

Если проанализировать исламский фундаментализм с политической точки зрения, то можно сказать, что он не тождественен исламу. Если Ислам, определяя характер отношений в экономике, государстве и быту, является религиозно-культурной традицией, то фундаментализм является течением, идеологией, которая стремится привести жизнь к исламским заповедям. В связи с этим фундаментализму свойственна, как и религиозно-политическому экстремизму, повышенная политическая активность и готовность прибегнуть к насильственным методам, включая террористические.

В исламском государстве, построенном на фундаментализме:

1)                 Господствует исламская экономика, поостренная исключительно на предписаниях Корана и нормах шариата

2)                 Социальная справедливость — стержневой момент всей экономики

3)                 Введение закона шариата.

4)                 Разделение людей на «мусульман» и «не мусульман».

5)                 Регламентация социального поведения и образа жизни мусульман.

6)                 Отвержение заподноевропейской и американской системы.

7)                 Панарабизм

8)                 Создание халифата

Таким образом, фундаменталисты, через бичевание Запада, насаждение исламских институтов, порядков и образа жизни, приспособили ислам к политическим целям. В политическом пространстве исламские фундаменталисты становятся одним из самых активных субъектов. Так на примере арабской весны четко видно, что фундаменталисты эффективно используют искусство политической манипуляции массами через газеты и журналы, аудио– и видеокассеты, факсы, спутниковое телевидение, пиратские радиостанции, Интернет. Тем самым, экстремисты перехватывают у государства инициативу, подрывают его монополию на информацию и получают прекрасную возможность распространять свое влияние в любой точке мира [5].

Следовательно, можно определить «религиозный фундаментализм» как идеологию религиозно-политического экстремизма. Так на примере исламского мира видно, что идеологическим базисом религиозно-политического экстремизма является исламский фундаментализм, а практически проявлением — исламизм.

Разбирая религиозно-политический экстремизм в исламском мире нельзя обойтись без ряда примеров. Так ярки проявлением религиозно-политического экстремизма является организация «Братья мусульмане». Основанаая в 1928 году эта организация стала религиозно-политической оппозицией египетской монархии. Основываясь на постулате: «Ислам есть вера и культ, родина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина», братья мусульмане выступали за полную исламизацию личности, общественной и государственной жизни через возврат к фундаментальным положениям религии. После сближения Египта и СССР организация стала радикализироваться, что привело к многочисленным арестам, запрета и гонениям на ее активистов. Однако после Египетской революции 2011 года к власти пришел президент Мухаммад Мурси, выходец из братьев мусульман, который вскоре был, свергнут в результате военного переворота [8].

Вторым ярки примером религиозно-политического экстремизма в исламском мире, проявившегося в форме исламизма и фундаментализма является исламская революция в Иране 1978–79 годов. После нее Иран стал едва ли не первым установленным исламским государством, а также он стал единственным шиитским государством в исламском мире.

Помимо Ирана исламистский проект был реализован в Судане и Афганистане. В Йемене, Иордании фундаменталистская оппозиция вошла в правительственную коалицию. В Турции к власти пришла исламская Партия справедливости и развития, в Малайзии победило исламское течение, в Палестинской национальной автономии на свободных выборах победила ХАМАС. Апогеем же всего исламистского проекта стала «арабская весна», в частности революции в Египте и Тунисе [9].

Однако религиозно-политический экстремизм в форме фундаментализма распространен и в странах христианского мира. Условно в странах Запада его можно разделить на католический и протестантский.

Католический фундаментализм был оформлен папой Пием Х. Он включает в себя: антимодернизм, антилиберализм и антисоциализм. Сегодня он может быть определен как теополитическое движение. Среди наиболее влиятельных организаций можно отметить «Общество св. Пия Х». Идеалом католического государства для них выступает «социальное царствование Христа». Царство построено на принципах национализма, солидарности классов, взаимной полезности и благотворительности, где церковный закон становится государственным, хотя управляют, при поддержке церкви и с помощью ее советов, представители светской власти, и которое зиждется на национализме, принципе «взаимной полезности» и солидарности корпоративных слоев, а также на системе благотворительности [4].

Протестантский фундаментализм имеет вес в США. Особую силу и популярность он стал набирать после выборов Рональда Рейгана. Фундаменталисты вскрыли назревшие на тот момент кризисы экономики, морали, социума и государства. Принципиально важным моментом идеологии американских фундаменталистов был образ врага. Им стал светский гуманизм. Призывая американцев вернуться к «основаниям веры» и «фундаментальным нравственным ценностям Америки», они считают врагами всех сторонников светского гуманизма, теории эволюции, политического и богословского либерализма, свободной личной этики, сексуальных извращений, социализма, коммунизма и любого преуменьшения авторитета Библии. Политическим манифестом протестантских экстремистов стали известные тезисы Фэлвелла, главный из которых — признание судьбоносной роли Америки, создавшей нацию «во славу Божию». Протестантские фундаменталисты или как они себя сами называют — христианские правые, вклинились в политическую жизнь США после 1970-ых, когда такие проповедники и организации как «Американское дело» Роба Гранта, «Христианский голос», «Моральное большинство» Фолуэлла начали призывать христиан к политической активности. С 1990-ых и по наши дни христианские правые влияют на политическую жизнь страны через Христианские коалиции и Совет исследования семьи, а также путем сотрудничества с республиканской партией США [2].

В завершении хотелось бы привести последний пример протестантского религиозно-политического экстремизма и терроризма.

США во второй половине 20 века стали настоящим рассадником неонацистских движений. Распространенные в штатах юга, где зачастую доминирует религиозное мировоззрение, нацистские партии группы стремились оформить свою идеологию в форме религии. Так Мэтт Келль, попытался создать нацистскую мистику, а в 1970-е годы нацисты приняли на вооружение квазирелигию в форме расистского христианства, так называемой «христианской идентичности», которая объявляла белых избранным народом.В последствии «Христианская идентичность» превратилась в организацию объединяющее экстремистские церкви и секты, неонациские и расистские движения. Среди них выделяются: «Завет, Меч и Рука Господа», «Церковь Израиля», «Арийская нация», «Священство Финееса», «Мичиганская милиция», «Арийская республиканская армия» и др. Идеология христианской идентичности к англо-израилизму, утверждающему, что белые европейцы, а, следовательно, и американцы являются истинными потомками десяти потерянных колен израилевых. Помимо отрицания католической церкви и обрядности, утверждается расовая дискриминация и чистота, доказывающиеся священными текстами, например: СПИД, рак и зависимость человека отчего-либо распространяются посредством контактов с небелыми людьми. В качестве доказательства этой социальной теории используется книга Еноха, где говорится, что падшие ангелы брали в жены земных женщин, Господь же уничтожил их. Таким образом, любое смешение вещей, а особенно рас противно Господу и должно пресекаться [10]. Особое место в доктрине христианской идентичности занимает учение об апокалипсисе. Приверженцы идентичности считают, что Армагеддон близок и мир вошел в период гонений, в котором они очистятся и укрепят веру. Поэтому нужно немедленно начинать войну со злом. Поскольку, согласно Библии, все мирские институты рухнут, то им подчиняться не следует, а даже наоборот необходимо приблизить их конец. Основным же злом является всемирный еврейский заговор банкиров, которые посредством бумажных денег и банковских карт, о которых упомянуто в Библии, управляют миром. Что бы бороться с этим злом необходимо: исполнять законы Бога и не исполнять законы людские. Таким образом, основными политическими и социальными пунктами этого движения, оправдывающиеся через священные тексты, являются:

1.                  Неприятие любых форм правления, которое поднимается выше местного уровня.

2.                  Признание евреев и не белых людей детьми Сатаны.

3.                  Одержимость идеей достижения религиозного и расового очищения США.

4.                  Вера в управляемый евреями заговор, благодаря чему они контролируют правительство, банки и СМИ.

5.                  Стремление к ниспровержению американского правительства или, как они его называют, СОП (сионистского оккупационного правительства)

Стоит также отметить, что группы христианской идентичности зачастую являются террористическими организации. Так на счету Церкви Арийских наций и Арийской республиканской армии ограбления магазинов, банков, убийства на почве расовой и политической ненависти. Также ими были организованны ряд терактов и взрывов в штате Вашингтон, в Лос-Анджелесе в 1999 году активист расстрелял людей в здании еврейского общественного центра [6].

Последним ярким примером протестантского террора является убийства в Лас-Вегасе 8 июня 2014 года, когда супружеская пара Миллеров в упор расстреляла полицейских обедавших в пиццерии, а потом захватили WalWart где расстреляли покупателей. Вскоре они были окружены силами полиции. В итоге супружеская пара совершила самоубийство. Во время осмотра тел при них нашли сотни патронов и неонацистскую символику. В ходе расследования выяснилось, что супруги состояли в неонацистской группе протестантских фундаменталистов [7].

Литература:

1.         Андрианов Н. П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание / Н. П. Андрианов. — М.: Политиздат, 1981. — 64 с.

2.         Богословие творения / Под. ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. — М.: Изд-во ББИ, 2013. — 265 с.

3.         Дик Н. Ф. Культура и традиции мировых религий. / Н. Ф. Дик. — Ростов-на-Дону.: Баро-Пресс, 2006. — 232с.

4.         Логинова Е. Религия и идеология: фундаментализм // Religion.in.ua [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religion.in.ua/main/analitica/2405-religiya-i-ideologiya-fundamentalizm-ad-hok-chast.html (дата обращения: 10.06.2014)

5.         Малышева Д. Б. Исламский фундаментализм в современном мире // Портал «учебники бесплатно» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sci-book.com/globalizatsiya_/islamskiy-fundamentalizm-sovremennom.html (дата обращения: 10.06.2014)

6.         Мальцев В. Праворадикальный христианский фундаментализм в США // Газета Протестант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/2010/03/armiya-boga-protiv-detey-satany/ (дата обращения: 10.06.2014)

7.         Мальцев В. Соединенные линчующие Штаты / Свободная Пресса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/90255/ (дата обращения: 14.06.2014)

8.         Мухаев Р. Т. Геополитика: учебник для студентов вузов обучающихся по специальности «Политология» / Р. Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 623 с.

9.         Попов В. В. Исламисты у власти // МГИМО Университет МИД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document229001.phtml (дата обращения: 19.06.2014)

10.     Сафронов Р. О. Особенности проявления религиозного экстремизма и фундаментализма в США // Этнорелигиозная конфликтология. — № 1. — 2011. — С. 13–27.

11.     Что такое религиозно — политический экстремизм? // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://50.mvd.ru/news/item/749797/?print=1 (дата обращения: 13.06.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, исламский мир, Иран, исламский фундаментализм, христианская идентичность, государственный строй, исламистский проект, насильственный захват власти, светский гуманизм, США.


Задать вопрос