В современных условиях управление дебиторской задолженностью является одной из важных задач эффективной деятельности компании, в том числе и компаний телекоммуникационной отрасли. Грамотный анализ и управление дебиторской задолженностью позволяют оценить ее реальное состояние, обеспечить своевременную инкассацию, защитить предприятие от инфляционных убытков и сравнительно дешево пополнить оборотный капитал, что может существенно повысить эффективность бизнеса. В то же время, неэффективное управление дебиторской задолженностью может стать причиной получения убытков из-за появления безнадежных долгов, привести к потере ценных клиентов и доли рынка.
Очевидно, что отсутствие на предприятии функции управления дебиторской задолженностью ведет к снижению оборачиваемости оборотных средств, ухудшению платежеспособности предприятия, финансовым потерям в результате не возврата долгов, а в худшем случае — к банкротству. Именно поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью является важным аспектом деятельности финансовых менеджеров предприятий и признаком профессионализма финансовой службы компании.
С позиции управления корпоративными финансами компании телекоммуникационной отрасли сущность дебиторской задолженности проявляется в выполняемых ею функциях:
- формирование денежных потоков, отложенных во времени;
- перераспределение денежных средств;
- регулирование денежных потоков.
Формирование денежных потоков отражает специфику дебиторской задолженности, определяемое как неполученная часть выручки от оказания телекоммуникационных услуг. Основное ее назначение состоит в аккумулировании денежных средств, не поступивших от оказания телекоммуникационных услуг.
Перераспределительная функция заключается в перераспределении стоимости во временное пользование, обусловленное возникающими финансовыми обязательствами абонентов перед телекоммуникационной компании в процессе ее хозяйственной деятельности.
Такая функция дебиторской задолженности как «регулирование денежных потоков» предопределяется условиями договоров в части форм, способов и сроков расчетов, а также методов обеспечения исполнения обязательств. Тем самым, дебиторская задолженность, принимая форму отложенного во времени положительного денежного потока, участвует не только в формировании, но и в регулировании денежного оборота, обусловленного движением денежных средств в результате совершения хозяйственных операций.
Дебиторская задолженность, как элемент оборотных активов, оказывает значительное влияние на финансовое состояние экономического субъекта. Большой объем дебиторской задолженности в активах предприятия телекоммуникационной отрасли вызывает дополнительную потребность в финансовых ресурсах для пополнения оборотного капитала, увеличивает затраты по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, снижает капитализацию как собственного, так и заемного капитала, доходность функционирования предприятия, рост кредиторской задолженности и возникновение финансовых рисков.
По степени обеспечения следует различать долговые обязательства, обеспеченные или необеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом и договором. Данная группировка необходима для анализа дебиторской задолженности с точки зрения риска ее непогашения. Ключевым моментом такого деления для компании телекоммуникационной отрасли является тот факт, что абоненты подвижной связи не имеют залогов и других видов поручительств при использовании коммерческого кредита.
Условно управление дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли можно разделить на три части:
1) мероприятия, направленные на предотвращение образования дебиторской задолженности;
2) действия, предпринимаемые после принятия решения об оказании услуг в кредит (прежде всего — формирование кредитной политики);
3) меры, принимаемые с целью своевременного погашения образовавшейся задолженности (учет, контроль, анализ и оценка реального состояния дебиторской задолженности, действия по погашению просроченных долгов).
Неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями является дебиторская задолженность, при которой всегда имеется временной лаг между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Тем не менее каждая компания, в том числе и компания телекоммуникационной отрасли должна стремиться предотвратить образование дебиторской задолженности, при этом не теряя клиентов и возможность получения дополнительной прибыли. Среди мероприятий, направленных на достижение данной цели, можно выделить:
- внедрение системы мотивации для сотрудников отдела продаж.
Для совершенствования процессов, способствующих предотвращению образования дебиторской задолженности необходимо создать такие условия, в которых менеджеры отдела продаж нацелены не столько на реализацию товаров и услуг, сколько на гарантирование оплаты счетов в результате таких продаж, а именно:
- внедрение систем гарантирования доходов, нацеленных на отслеживание и предотвращение попыток фродовых начислений;
- установление демотивирующих факторов (штрафы) за несвоевременную оплату продукции.
В случае, если телекоммуникационная компания не может предотвратить образование дебиторской задолженности, необходимо создание мер по управлению ею. Рассмотрим этап формирования кредитной политики на предприятии телекоммуникационной отрасли.
Кредитная политика — это инструкция, свод правил, определяющие такие условия предоставления коммерческого кредита для конкретной компании, как критерии отбора покупателей для предоставления им отсрочки платежа, методику определения максимальной величины текущей дебиторской задолженности абонента и максимального срока предоставления покупателю коммерческого кредита.
Кроме того, в кредитной политике определяются права и обязанности сотрудников, непосредственно участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью. Определение компетенций сотрудников является важной частью в формировании кредитной политики, т. к. это оказывает существенное влияние на оперативность взыскания дебиторской задолженности.
Условия коммерческого кредита для телекоммуникационной компании определяются следующими факторами:
- уровнем конкуренции на рынке: очевидно, что целесообразнее всего предлагать абонентам не менее выгодные условия, чем у конкурентов;
- соотношением сроков коммерческого кредита, предоставляемых покупателям услуг телекоммуникационной компании, и сроков погашения задолженности поставщикам (предоставление отсрочки платежа в ситуации, когда предприятие работает с поставщиками по предоплате, может привести к резкому дефициту денежных средств);
- сегментацией клиентов. Сегментация заключается в разделении клиентов на группы по тем или иным признакам. Для каждой группы клиентов устанавливаются свои подходы, условия и нормы предоставления коммерческих кредитов;
- наличием в компании телекоммуникационной отрасли нормативов допустимой дебиторской задолженности;
- выявлением резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе изменения кредитной политики;
- наличием резервов по сомнительным долгам.
В целях совершенствования механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли необходимо введение процедуры оценки выгодности клиента, основывающейся на анализе следующих параметров: рентабельности продаж; объема продаж и его динамики. Чем выше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больше лимит, который может быть ему предоставлен.
Доля выгодных и надежных покупателей в дебиторской задолженности должна быть больше, а удельный вес невыгодных и ненадежных покупателей — значительно меньше. Новым покупателям лимит, как правило, устанавливается в объеме, не превышающем выручку, полученную организацией от этого покупателя за месяц.
Для принятия решения о максимальной величине дебиторской задолженности конкретного абонента (кредитный лимит) необходимо использовать следующую формулу:
Кредитный лимит = (план оказания услуг на период / количество дней в периоде) * количество дней отсрочки платежа.
В том случае, когда кредитный лимит абонента значительно превышен, компания-поставщик обычно приостанавливает оказание телекоммуникационных услуг в адрес данного дебитора до тех пор, пока он не рассчитается по своим обязательствам. Однако стоит отметить, что наличие кредитного лимита зачастую не означает регулярного возникновения у контрагента просроченной задолженности даже в пределах установленного лимита. Поэтому возникновение таких ситуаций необходимо детально контролировать.
Таким образом, большинство экономистов сходятся во мнении, что к основным элементам кредитной политики относятся:
- срок, на который предоставляется кредит;
- размер предоставляемого кредита;
- стандарты оценки кредитоспособности потребителей;
- совокупность ценовых скидок, предоставляемых покупателям за немедленный расчет;
- механизм взыскания задолженности;
- система штрафных санкций за просрочку платежа.
Важный момент, на который стоит обратить внимание при совершенствовании механизма управления дебиторской задолженности на предприятии телекоммуникационной отрасли — период оборачиваемости дебиторской задолженности. Период оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятий. Чем меньше значение этого показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие телекоммуникационной отрасли.
Следует отметить, что относительно длительный период оборачиваемости не обязательно является негативным моментом. Все зависит от рыночных стратегий реализуемых компанией.
Аналогично, слишком короткий период погашения не всегда следует расценивать как положительный фактор, поскольку это может означать излишне жесткие условия оплаты, ведущие к потере потенциальных клиентов.
Стоит отметить, что единых стандартов и схем по совершенствованию условий кредитной политики в компаниях телекоммуникационной отрасли не существует. Каждая компания должна самостоятельно сформировать условия предоставления коммерческого кредита, которые будут учитывать специфику ее деятельности.
Одним из важных моментов создания более эффективной системы управления дебиторской задолженности в компаниях телекоммуникационной отрасли является оценка ее реального состояния путем группировки сумм дебиторской задолженности в зависимости от срока возникновения и установления для каждой группы коэффициента сомнительности. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности представлен в таблице 1.
Таблица 1
«Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности»
Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме, % |
Вероятность безнадежных долгов, % |
Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. |
Реальная величина задол-женности, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2*4 |
6=2–5 |
0–30 дней |
1000,00 |
43,82 |
2,00 |
20,00 |
980,00 |
30–60 дней |
600,00 |
26,29 |
4,00 |
24,00 |
576,00 |
0–90 дней |
500,00 |
21,91 |
7,00 |
35,00 |
465,00 |
50–120 дней |
10,00 |
4,38 |
15,00 |
15,00 |
85,00 |
120–150 дней |
50,00 |
2,19 |
25,00 |
12,50 |
37,50 |
150–180 дней |
20,00 |
0,88 |
50,00 |
10,00 |
10,00 |
180–360 дней |
10,00 |
0,44 |
75,00 |
7,50 |
2,50 |
Свыше 360 дней |
2,00 |
0,09 |
95,00 |
1,90 |
0,10 |
Итого |
2282,00 |
100,00 |
5,52 |
125,90 |
2156,10 |
Источник: Финансовый менеджмент / Под ред. Стояновой Е. С. — М.: Перспектива, 2010 г. |
Процент вероятности безнадежных долгов для каждого временного интервала рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики, накопленной в компании за прошлые периоды.
Итог вероятности безнадежных долгов — расчетная величина:
125,9 / 2282 * 100 % = 5,52 %.
Расчет показывает, что предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52 % от общей ее суммы). Следовательно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
Учет, регулярный контроль, анализ и оценка реального состояния дебиторской задолженности являются необходимыми мерами для своевременного получения дебиторской задолженности, но зачастую этих мероприятий недостаточно, и средства, являющиеся дебиторской задолженностью, выпадают из хозяйственного оборота. Учитывая факт, что просроченная дебиторская задолженность может негативно сказаться на финансово-экономическом положении компании проводятся мероприятии, которые являются необходимыми для взыскания средств с должников. В таблице 2 перечислены меры, которые традиционно осуществляют компании телекоммуникационной отрасли для взыскания долга, а также возможные участники процесса взыскания задолженности с дебитора.
Таблица 2
«Процедура взыскания дебиторской задолженности»
Мероприятия |
Участники процесса |
1. Регулярные уведомления в адрес должника. |
Отдел расчетов и управления дебиторской задолженностью. |
2. Назначение личных встреч представителя компании-кредитора с руководителями компании-должника. |
Коммерческая дирекция. |
3. Проведение взаимозачетов в случаях, когда это возможно и рационально. |
Финансовая дирекция. |
4. Разработка и реализация графиков погашения просроченной дебиторской задолженности (реструктуризация долга). |
Финансовая дирекция. |
5. Начисление пени. |
Финансовая дирекция. |
6. Подготовка документов для передачи юристам. |
Отдел экономической и информационной безопасности. |
7. Использование услуг агентств по взысканию дебиторской задолженности. |
Юридический отдел. |
8. Осуществлять контроль над своевременным проведением претензионных мероприятий. |
Отдел экономической и информационной безопасности. |
9. Списывать просроченную дебиторскую задолженность. |
Финансовая дирекция. |
Основные трудности возникают у компании телекоммуникационной отрасли при взыскании дебиторской задолженности с абонентов подвижной связи, эти трудности обусловлены влиянием нескольких факторов:
- изменение адреса регистрации абонентов в виду мобильности клиента;
- допущение ошибок при заключении договоров на оказание услуг связи в регистрационных данных;
- предоставление заведомо недостоверных данных коммерческими представителями при фиктивных подключениях (коммерческий фрод) и т. д.
Определенная специфика абонентской базы, в частности, мобильность клиентов и возможность параллельно пользоваться несколькими номерами одновременно, приводит к возникновению сложности в поиске клиентов-должников. Фактором, оказывающим отрицательное влияние на дебиторскую задолженность, может являться несовершенство нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения с коммерческими представителями, поскольку основная часть подключений происходит именно через коммерческих представителей, тем не менее, указанная проблема может быть решена через выстраивание четкой системы поощрений и штрафов коммерческих представителей за нарушения при подключении новых клиентов.
Осознавая сложности, которые возникают при взыскании дебиторской задолженности, связанные с поиском абонента-должника, привлечение сотрудников юридических служб и службы безопасности при подготовке передачи дел в суд, стоимость проведения информирования и рассылки финансовых претензий, выплаты комиссионного вознаграждения внешним коллекторским агентствам можно с уверенностью сказать, что для операторов телекоммуникационной отрасли, в особенности подвижной связи, дешевле не допускать образования дебиторской задолженности, применяя проактивные методы воздействия, чем в дальнейшем искать недобросовестного клиента и взыскивать с него средства в погашение задолженности.
Подводя итог, можно отметить, что вопросы управления дебиторской задолженностью и поиска эффективных методов совершенствования кредитной политики актуальны для любой компании, в том числе и компании телекоммуникационной отрасли. При эффективном управлении задолженностью компания может достоверно оценивать свое финансовое состояние и планировать конкретные шаги, направленные на решение стратегических задач по усилению своего положения на рынке и снижению затрат.
Литература:
1. Абрютина М. С. Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. — 256с.
2. Банк В. Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. — 344с.
3. Брейли Р., Майерс. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997.-1120с.
4. Артамонова А. А. Способы управления дебиторской задолженностью // Современное развитие малого бизнеса. — 2014, с.65–68
5. Гогина Г., Соколова А. Об эффективном управлении дебиторской задолженностью экономического субъекта // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. -2013. -3, с.283–288
6. Федотова М. А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия // Финансы. — 1995. — № 3. — с. 14.