В условиях недавнего финансового кризиса менеджеры использовали любые средства в борьбе за увеличение объема продаж. Организациям приходилось заботиться о своей финансово-экономической безопасности, платежеспособности, поддержании текущей ликвидности.
В такой ситуации сбор дебиторской задолженности, которая представляет собой "виртуальные" деньги, реально находящиеся в распоряжении других лиц, становится приоритетной задачей, т.к. изъятие средств из оборота может спровоцировать кассовые разрывы и повлечь необходимость привлечения финансовых ресурсов из внешних источников, зачастую весьма недешевых. Руководителям и финансовым службам предприятия необходимо научиться управлять долгами дебиторов, чтобы не утратить полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.
Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
Построение эффективной системы управления дебиторской задолженностью начинается с глубокого и всестороннего анализа и оценки кредитной политики организации, а также оценки текущего состояния работы по управлению дебиторской задолженностью на предприятии.
Оценка кредитной политики организации включает в себя следующие этапы:
Определение типа кредитной политики.
Оценка основных элементов кредитной политики, в т.ч.:
а) Оценка кредитных условий
б) Оценка стандартов кредитоспособности
в) Оценка политики инкассации задолженности
г) Оценка системы стимулов и поощрений за оплату в более ранний срок.
В ходе анализа определяется тип кредитной политики, оценивается, насколько кредитная политика проработана и задокументирована, носит ли ее применение системный характер, и как это обеспечивается. Наличие на предприятии хотя бы отдельных элементов кредитной политики положительно сказывается на величине и управляемости дебиторской задолженности.
При оценке текущего состояния работы по управлению дебиторской задолженностью на предприятии могут быть выявлены две группы проблем: частные и общие.
К частным проблемам относятся все ситуации, когда сроки оплаты задолженности уже миновали, либо подтверждение задолженности со стороны дебитора отсутствует по различным причинам, поэтому она была включена в состав сомнительной и требует пристального внимания со стороны администрации. Такие ситуации необходимо рассматривать и контролировать по каждому контрагенту отдельно, в том числе в разрезе отдельных договоров.
Основными способами решения частных проблем являются:
создание резерва по сомнительным долгам;
активная работа финансовых и юридических служб предприятия по инкассации задолженности в досудебном или судебном порядке;
использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг, форфейтинг, учет векселей, переуступка прав требования);
привлечение коллекторов.
К общим проблемам относятся все недостатки, связанные с организацией процесса управления дебиторской задолженностью на предприятии. В качестве примеров наиболее распространенных общих проблем можно назвать:
- на анализируемом предприятии не уделяется достаточного внимания управлению дебиторской задолженностью со стороны администрации, контроль и анализ дебиторской задолженности практически не осуществляется;
- отсутствует система планирования и нормирования дебиторской задолженности;
- отсутствует обоснованная кредитная политика, в частности не разработаны стандарты оценки финансовой надежности клиента, процедуры инкассации, распределение ответственности и мотивации сотрудников в части управления дебиторской задолженностью, а также система поощрения клиентов за более раннюю оплату;
- процедура управления задолженностью не регламентирована, ответственность за эту работу за конкретными должностными лицами не закреплена и др.
Комплекс мер, направленных на решение общих проблем, может включать:
разработку системы контроля и отслеживания дебиторской задолженности;
организацию системы планирования и нормирования дебиторской задолженности;
формирование недостающих элементов кредитной политики предприятия;
регламентация и документирование процедуры управления дебиторской задолженностью.
Рассмотрим предложенные меры подробнее.
Система контроля, отслеживания и анализа дебиторской задолженности включает в себя:
а) создание на предприятии комиссии по дебиторской задолженности, в состав которой входят представители администрации, финансово-экономических служб и прочие лица, ответственные за управление дебиторской задолженностью. Необходимо разработать регламент работы такой комиссии. Данный регламент должен утверждать: состав комиссии, график ее работы, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению комиссией, форматы управленческой отчетности, используемые в работе комиссии;
б) систему автоматического учета дебиторской задолженности, одной из основных функций которой будет информирование главного бухгалтера и других ответственных лиц о возникновении просроченной задолженности, а также подготовка и рассылка писем дебиторам в автоматическом режиме с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применяться к должнику при неисполнении своих обязательств в срок;
в) организацию регулярного (ежеквартально или ежемесячного) анализа дебиторской задолженности с применением показателей и методики, разработанных с учетом специфики предприятия. Важным моментом при организации анализа является разработка таких форматов управленческой отчетности, которые будут служить достоверной и полной информационной базой для проведения анализа дебиторской задолженности и ее оценки, позволят отследить суммы и сроки старения дебиторской задолженности в разрезе контрагентов, договоров и при необходимости – отдельных счетов.
Особое внимание при анализе следует уделять динамике таких показателей, как: общая величина дебиторской задолженности, период оборачиваемости задолженности, средний срок инкассации, доля просроченной и сомнительной задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, прогнозная величина безнадежной задолженности и рекомендуемый размер резерва по сомнительным долгам.
Результаты анализа должны докладываться на заседаниях комиссии по дебиторам и служить основанием для принятия управленческих решений в отношении дебиторской задолженности.
Система планирования и нормирования дебиторской задолженности включает в себя:
а) формирование информационной базы для ранжирования клиентов по уровню кредитоспособности (на основании результатов анализа). Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии контрагентов в судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения характеризующие дебиторов: общую информацию – структура фирмы, ее история, личные данные руководителей, список обслуживающих банков, отзывы о компании. На основании этой информации будет возможно определять лимиты дебиторской задолженности для каждого контрагента, а также предельно допустимый период отсрочки платежей;
б) установление целевого периода инкассации, расчет на основании данного показателя целевой величины дебиторской задолженности в общем и по группам дебиторов (определение лимита задолженности). Лимиты задолженности по группам дебиторов устанавливаются исходя из целевого размера общей задолженности и желаемой структуры задолженности;
в) в качестве дополнительных инструментов по планированию и прогнозированию дебиторской задолженности рекомендуется разработка и внедрение бюджета движения денежных средств (БДДС), который будет содержать в себе информацию об ожидаемых расходах и поступлениях финансовых ресурсов, в том числе по отдельным контрагентам (наиболее значимым). В качестве базовой формы для такого бюджета можно предложить формат бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств». В дополнение к БДДС рекомендуется разработка платежного календаря, содержащего посуточную разбивку запланированных в БДДС денежных потоков. Ведение такого календаря позволяет ежедневно осуществлять контроль и оперативно принимать решения по проведению всех исходящих платежей предприятия, производить как лимитируемые плановые платежи, так и срочные внеплановые, но реально необходимые платежи, поддерживая платежеспособность предприятия на высоком уровне.
На базе разработанных систем контроля, анализа, планирования и лимитов дебиторской задолженности появится возможность формирования недостающих элементов кредитной политики, в частности:
а) разработка системы кредитных условий, в частности сроки и порядок расчетов, установление предельно допустимых сумм дебиторской задолженности в целом и по отдельным контрагентам, установление размера возможной доплаты за отсрочку платежа, разработка системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. Все эти условия, как правило, закрепляются при заключении договора с контрагентом;
б) разработка системы оценки и группировки контрагентов по признаку кредитоспособности (финансовой надежности) и применение дифференцированных кредитных условий для разных групп, что поможет избежать возникновения и накопления больших сумм непогашенной задолженности;
в) внедрение упорядоченной процедуры инкассации просроченной задолженности и закрепление ответственности по этой работе за конкретными должностными лицами, что позволит вести системную и регулярную работу по своевременному выявлению и возврату долгов, снизит риски потерь в результате того, что о долге по каким-то причинам "забывают";
г) разработка экономически обоснованной системы стимулов и поощрений за досрочную оплату или при авансовой оплате. В качестве способов стимулирования чаще всего применяется система скидок. Условия таких поощрений, как правило, прописываются в договоре с потребителем.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью все разработанные управленческие системы и процедуры должны быть формализованы и задокументированы. Это позволит закрепить ответственность за должностными лицами, повысит прозрачность и контролируемость данной работы. В качестве нормативной базы по управлению дебиторской задолженностью на предприятии чаще всего выступает "Положение о кредитной политике", которое регламентирует все основные вопросы, связанные с управлением дебиторской задолженностью. Положением определяется регламент работы и состав комиссии по управлению дебиторской задолженностью, порядок и форматы анализа дебиторской задолженности, порядок и методику оценки контрагентов, порядок и методику расчета лимитов дебиторской задолженности.
Помимо "Положения о кредитной политике" отдельные элементы системы управления дебиторской задолженностью могут быть закреплены в других нормативных документах предприятия. В частности, "Положение по учетной политике" определяет порядок инвентаризации задолженности, периодичность и порядок формирования резерва по сомнительным долгам. "Положение о договорной работе" определяет те элементы кредитной политики, которые закрепляются в договорах с контрагентами – порядок и сроки оплаты, условия предоставления отсрочки платежа, размер доплат за отсрочку и скидки за раннюю оплату, возможные штрафные санкции. Этим же Положением определяются условия типовых договоров, применяемые к различным группам контрагентов в зависимости от их финансовой надежности.
Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью позволяет получить как качественный, так и количественный эффект. Качественный эффект проявляется в повышении «прозрачности» и управляемости бизнес-процессов, улучшении качества дебиторской задолженности, снижении рисков, связанных с несвоевременном погашением долгов. Количественный эффект проявляется в высвобождении денежных средств, «связанных» в дебиторской задолженности, в экономии на платежах за привлечение финансовых ресурсов, необходимых для компенсации изъятий из оборота и в уменьшении убытков, вызванных возникновением и списанием безнадежных долгов.