Автор: Каргина Елена Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 14.05.2014

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Каргина Е. М. Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 508-510.

В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию; адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность.

Ключевые слова: путь профилизации, образовательная среда, внешние управленческие действия, система самокоррекции.

Качество развития процесса профилизации образовательной среды взаимосвязано с выбором путей его реализации.

Общее построение всех систем жизнедеятельности общества повлекло конкуренцию различных институтов, к которым, в частности, относится система образования.

Динамика изменения образовательной среды основывается на конкуренции различных систем образования, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности [1, с.41].

Реализация Концепции профилизации образовательной среды как инновационный процесс, позволяет обеспечить «прогнозирование содержания и уровня потребностей общества в образовании, трансформировать их в конкретную педагогическую деятельность» [2, с.33].

В целях осмысления динамики процесса профилизации образовательной среды необходимо выявить пути профилизации. Образовательных потребности, ожидания, запросы, ценностные ориентации, имеющиеся в обществе, реализуются в виде основных путей профилизации образовательной среды.

Путь профилизации образовательной среды трактуется как система условий, определяющих количественные и качественные изменения в структуре и содержании образования, способствующие появлению инновационно качественного состояния рассматриваемого процесса (С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян).

Анализ научно-педагогической литературы (Г. А. Воронина, Е. В. Воронина, С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян, Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова и др.) и опыта создания и функционирования многопрофильных образовательных комплексов (Ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, «Университетский учебно-научный комплекс» Ульяновского государственного университета, «Университетский комплекс» Оренбургского государственного университета, «Университетский комплекс непрерывного общего и многоуровневого профессионального образования» Курского государственного технического университета, «Учебно-научно-инновационный комплекс» Пермского государственного технического университета и др.), как компонента профильной образовательной среды, позволяет выделить следующие основные пути профилизации образовательной среды: формирование компетентности педагога в аспекте реализации профильного обучения; формирование образа самореализации личности в профильной образовательной среде; перевод совокупности внешних управленческих действий в самоуправляемую систему.

Пути профилизации образовательной среды характеризуются многомерностью, предполагают наличие определенных тенденций, линий и возможностей развития профильного обучения.

Рассмотрим перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды.

Преподавание в профильном обучении — это ценностное отношение к учащемуся, к культуре, к творчеству; это забота о здоровье обучающегося; внимательное отношение к его жизнедеятельности (а не только к учебе); заинтересованность его достижениями в различных сферах (не только в учебной); это создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; это придание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержанию и технологии обучения; это забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого учащегося. Преподавание — это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного исполнителя в положение активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования. Согласно Т. И. Шамовой, А. Н. Худину преподавание в профильной среде направлено на «превращение» целей, задач и содержания профильного обучения в самопроектируемые обучающимися цели, задачи, содержание, способы их собственной образовательной деятельности. Тем самым преподавание в профильных классах призвано создавать условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие» [2, с.18].

В связи с этим педагог профильного образовательного учреждения призван владеть искусством и наукой оказания педагогической помощи в формировании у будущего специалиста качеств авторов-проектировщиков своего образовательного пространства. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии, самомоделирования, построения траектории саморазвития и др. Педагог профильной образовательной среды призван оказать помощь в определении параметров обучения и поиске информации, в выявлении субъектного опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения, в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения, в отборе содержания обучения, в организации процесса самообучения.

Одним из условий перевода совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции является формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию.

Одна из функций преподавателя — превращение объекта воспитания, слушателя, в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. Для реализации данной функции преподавателю необходимо обладать навыками формирования у учащегося и студента потребности в самовоспитании, научить их самостоятельно формулировать соответствующие задачи и решать их.

По мнению С. Н. Чистяковой, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичева, О. В. Кузиной, С. О. Кропивянской доминирующее значение в организации современного обучения приобретают «методы самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, а также иных источников информации, поскольку профильное обучение предполагает сокращение преподавания в классно-урочной системе» [3, с.37].

В трудах Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцева самостоятельность и способность принимать ответственные решения признаются необходимыми качествами личности современного специалиста, формирование которых возможно в условиях профильного личностно ориентированного образования [4, с.16–21].

Формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию, являясь основой для осознанного и качественного самоопределения, представляет собой один из путей перевода совокупности внешних управленческих действий с систему самокоррекции.

Условием реализации данного пути профилизации образовательной среды является также адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность (ребенка, учащегося, студента), что реализуется на практике в виде зависимостей элементов социальной культуры (материнская культура, семейно-бытовая культура, сверстники, студенческая среда, профессия) и педагогической культуры (педагогическая культура дошкольного обучения, педагогическая культура начальной школы, педагогическая культура средней школы, педагогическая культура средне-специального и высшего учебного заведения, педагогическая культура послевузовского образования) (рис. 1).

Рис. 1. Адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов

Данные взаимосвязи реализуются как внутренняя мотивация к знанию как средству самореализации (влияние социальной культуры) и внутренняя мотивация к получению специального знания по профессии как средству самореализации (влияние педагогической культуры).

Таким образом, формирование готовности личности будущего специалиста к профессиональному образованию и самообразованию, являясь результатом взаимодействия социальной и педагогической культур, способствует переводу совокупности внешних управленческих действий в самоуправляемую систему.

Литература:

1.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Текст] — 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

2.                  Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т. И. Шамова, А. Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.

3.                  Чистякова, С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. — 2002. — № 1.

4.                  Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16–21.

Основные термины (генерируются автоматически): профилизации образовательной среды, совокупности внешних управленческих, внешних управленческих действий, путей профилизации образовательной, процесса профилизации образовательной, профильной образовательной среды, перевод совокупности внешних, формирование готовности личности, пути профилизации образовательной, педагогическая культура, готовности личности к саморазвитию, личности к саморазвитию и самообразованию, и критериев квалиметрии результативности, квалиметрии результативности социального, результативности социального и педагогического, параметров и критериев квалиметрии, собственной образовательной, профильного обучения, социального и педагогического процессов, перевода совокупности внешних.

Ключевые слова

образовательная среда, путь профилизации, внешние управленческие действия, система самокоррекции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос