Международная образовательная деятельность Астраханского государственного университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 12.05.2014

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Жукова, М. И. Международная образовательная деятельность Астраханского государственного университета / М. И. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 609-611. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10910/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье представлен опыт международного сотрудничества АГУ, раскрыты основные направления международной деятельности, показаны перспективы развития данного направления.

Ключевые слова:совместные образовательные программы, международная деятельность, академическая мобильность.

Развитие международной деятельности в университете направлено на повышение качества образовательной подготовки студентов, а также рейтинга университета в России и за рубежом.Внастоящее время большинство вузов России выделяют международную деятельность как одно из приоритетных направлений развития университета. Это обусловлено тем, что процесс глобализации охватывает все сферы жизни государства, не исключая высшее образование [1]. В результате развития международной деятельности российские вузы получили возможность доступа к западным методикам обучения, зарубежному опыту в различных научных областях, привлечения дополнительных внебюджетных средств. Исходя из общепризнанной важности высокого уровня профессиональной подготовки специалистов для экономики любой страны, международная деятельность вузов выступает фактором развития экономики территории, где эти вузы расположены.

Многие вузы в наши дни разрабатывают собственные программы стратегического развития, где большое внимание, как правило, уделяется как раз качеству образования и привидению его в соответствии с международными стандартами. В таких программах всегда выделяется такое понятие, как миссия вуза. Основная миссия Астраханского государственного университета это создание, распространение знаний для развития личности и общества за счёт интеграции исследований и образования, подготовка успешных выпускников и учёных, оказывающих существенное влияние на мировое сообщество. Отсюда следует, что основными направлениями деятельности вуза выступают образование и наука, а международная деятельность выступает вспомогательной частью, обеспечивающей оптимальное выполнение задач образования и науки. Так как в настоящее время происходит бурное развитие процессов глобализации и интернационализации высшего образования и науки именно международная деятельность несёт в себе наибольший инновационный потенциал.

В условиях быстрого развития мирового рынка образовательных услуг участие вузов в международных программах стало незаменимым для обмена передовым педагогическим опытом. Астраханский госуниверситет является членом Ассоциации университетов Каспийского региона и активно развивает международные отношения. В 2007 году с Университетом София-Антиполис (Франция, Ницца) и Университетом Кларка (США, штат Массачусетс) были подписаны соглашения о «двойных дипломах» для объединённых магистерских программ. АГУ имеет достаточно широкие международные контакты: с Лейнским клубом (Германия), немецкой службой академических обменов, немецким культурным центром им. Гете, Корпусом Мира (США), Региональным центром изучения французcкого языка при посольстве Франции в России, Фондом Сороса, Институтом Хаббла (США), Сиднейским университетом (Австралия), Национальным университетом Альтиплано (Перу), с Европейским бюро по водно-болотным угодьям (Голландия), фондом Европрирода (Германия), лабораторией Л. Нееля Национального Центра научных исследований (Франция, Гренобль), Международным центром педагогических исследований (Франция, Севр). В АГУ установлены связи с культурным представительством Исламской республики Иран, а также с рядом университетов Турции. Заключены договоры о сотрудничестве с факультетом иностранных языков Университета г. Лечче (F. L. S.LE) (Италия), Независимым университетом изучения Европы и подготовки специалистов высшей квалификации (L. U. S.E. F. E.) (г. Лечче, Италия), Университетом им. Стендаля (Франция), Франко-русской ассоциацией образовательных связей. Университет участвует в разработке проекта «Региональная сеть университетов «Еврокаспий», где его партнёрами являются: Pohjois-SavoPolytechnic (Финляндия), NewmanCollegeofHigherEducation (Великобритания, г. Бирмингем), UniversityofMalaga (Испания, г. Малага), FachhochschuleNiederrhein (Krefeld, D), PeterSabroeSeminariet (Arhus, DK), Dekkerv.d. VertAcademicBookstore (Nijmegen, NL) [2].

АГУ вошёл в состав 16 базовых российских вузов, которые формируют Университет Шанхайской организации сотрудничества, и является одним из 3 базовых вузов от России по направлению обучения «IT-технологии». Среди основных задач, стоящих перед вузом в рамках данной программы, расширение обмена студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками; внедрение современных образовательных методик и технологий; активизация научно-академического сотрудничества. В 2010 году в рамках Университета ШОС Астраханский государственный университет и Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза осуществили пилотный запуск совместной подготовки магистров по направлению «Информационные системы».

Одной из крупнейших известных программ, направленных на развитие высшего образования в Европе, является программа TEMPUS, с которой АГУ имеет большой опыт участия в международных проектах. На данный момент одним из приоритетных образовательных проектов Астраханского госуниверситета является реализация международных магистерских программ. Начиная с 2007 года, действует соглашение о реализации магистерских программ между АГУ и Университетом Кларка (США) по следующим направлениям: магистр в сфере государственного управления; магистр в сфере информационных технологий; магистр в сфере профессиональных коммуникаций. По окончании обучения слушатели получают американский диплом магистра и диплом АГУ о профессиональной переподготовке.

В 2007 году между АГУ и Университетом Ниццы София-Антиполис был заключён договор о сотрудничестве, в рамках которого для преподавания в России впервые была адаптирована магистерская программа «Мультимедийные средства, базы данных и интеграция систем» (MBDS).

В университете с 2004 года действует кафедра ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие» (заведующий — ректор АГУ Александр Павлович Лунёв), целью которой является формирование региональной системы непрерывного образования; решение проблем, связанных с вхождением в Болонский процесс; создание условий для обеспечения занятости и повышения уровня благосостояния населения; снижение социальной напряжённости; предотвращения межэтнических и межконфессиональных противоречий. Кафедра активно взаимодействует с социально-экономическими, общественными, культурно-просветительскими структурами и субъектами Астраханского региона. Двумя последними примерами совместной работы АГУ и ЮНЕСКО являются разработка проекта по включению Астраханского кремля в список Всемирного наследия и проведение Всероссийской конференции кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО [2].

В число совместных образовательных программ также входит магистерская программа по переводу «Теория перевода. Межкультурная и межъязыковая коммуникация» в рамках проекта «Каспийская высшая школа перевода» (совместно с Европейской Комиссией и Европейским Парламентом при поддержке правительства Астраханской области). В процессе обучения по данной программе магистранты имеют возможность проходить практику и в будущем работать в международных организациях Европейского союза, ООН, в транснациональных корпорациях и т. д. Занятия по устному переводу проходят в новейшем классе синхронного перевода на таком же оборудовании, как в Европейском парламенте в Брюсселе и как в лучших вузах мира.

Также в состав подразделений, которые активно занимаются международной деятельностью входит Центр переводоведения и синхронного перевода, в котором расположено и Астраханское региональное отделение Союза переводчиков России. Центр организует и проводит курсы конференц-перевода. Также существуют специализированный центр подготовки гидов-переводчиков, школа технического перевода, основной целью которых является подготовка технических переводчиков по языкам и в сферах, наиболее востребованных на рынке.

В АГУ работает Отдел международных связей, сотрудники которого занимаются организацией деятельности подразделений университета, связанной с вхождением в мировое образовательное пространство и Болонским процессом, развитием международного сотрудничества в области научных исследований, организацией участия в конкурсах грантов, обеспечением участия университета в международных обществах, ассоциациях, программах, конференциях и других международных мероприятиях, рекламно-справочным сопровождением деятельности АГУ по международным проектам, сбором и размещением информации о текущих международных проектах на русском и иностранных языках, конкурсах, программах международного обмена, проведении семинаров, конференций, на web-сервере АГУ [2]. Отдел работает со следующими международными программами: Фулбрайт, Темпус, Erasmus Mundus, Программа «n+i», Стипендии Французского Правительства, DAAD.

Важным шагом в совершенствовании университетской системы экспорта образования стало создание в 2005 году факультета довузовской подготовки иностранных граждан. Основными направлениями деятельности факультета являются осуществление комплекса мероприятий по привлечению иностранных граждан, организация приёма и обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. По образовательным программам предвузовского обучения и по программам послевузовского обучения (аспирантура) на факультете обучались и продолжают обучаться иностранные граждане из Ирана, Турции, Египта, Вьетнама, Конго, Ирака, Марокко, Франции, Сирии, Германии, Китая, Италии, Англии, Шотландии. В настоящее время, как сообщил проректор по международным связям АГУ Н. М. Хурчак, более 1 000 представителей иностранных государств являются студентами и магистрантами университета.

В рамках деятельности Центра международного образования в 2005 году было заключено соглашение о сотрудничестве между АГУ и фирмой «ХодосЛогой» (Германия). Данным Центром разработан и реализуется бизнес-курс для иностранцев, приехавших в Астрахань с коммерческой целью. В 2006–2007 годах специалисты Центра проводили обучение русскому языку сотрудников компаний «Agip KCO» (Англия, Шотландия) и «Rozetti» (Италия).

Астраханский государственный университет продолжает расширять связи с вузами стран ближнего зарубежья. По словам проректора по международным связям АГУ Н. М. Хурчака, планируется в дальнейшем привлечение ещё большего количества иностранных студентов, иностранных профессоров для проведения лекций, семинаров, тренингов, создание и реализация новых программ по двусторонним дипломам. В добавление к сказанному директор Института языка и коммуникативных стратегий предпринимательства О. Г. Егорова подчеркнула, что цель АГУ сейчас — это поднятие своих позиций в международном рейтинге вузов мира. Астраханский госуниверситет — это университет с большим опытом подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных переводчиков по разным европейским и восточным языкам и с различными языковыми комбинациями, востребованными рынком.

Расширение международных контактов сопровождается большой работой по воспитанию толерантности среди студентов. Иностранные студенты, совместно с российскими, активно участвуют в общественно-культурной жизни университета, а также в проектах социализации. Интенсивно развивается академическая мобильность, в рамках которой преподаватели АГУ выезжают для чтения лекций в ведущие зарубежные вузы, а студенты проходят международные стажировки.

Для того чтобы повысить уровень узнаваемости АГУ заключаются договоры с различными учебными заведениями, с определёнными ассоциациями, открываются новые совместные программы, в том числе программы на иностранных языках. Также сотрудники АГУ участвуют в различных выставках, проводят презентации в зарубежных странах.

Результатом международной деятельности является разработка новых и усовершенствование старых учебных курсов, издание учебных пособий, внедрение новых информационных технологий в обучение. Участие в международных научных исследованиях повышает значимость научной школы университета, а значит, способствует привлечению новых высококвалифицированных кадров, укрепляет общественную значимость вуза в международных кругах и, как следствие, растет известность и узнаваемость бренда вуза, что влечёт увеличение притока иностранных абитуриентов в университет.

Таким образом, международная деятельность Астраханского государственного университета характеризуется разносторонней направленностью и отражает высокий потенциал АГУ как одного из ведущих вузов России.

Литература:

1.         Езерская Л. Е. Место международной деятельности в стратегии развития современного университета / Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012. — № 6.

2.         Официальный интернет-портала АГУ (www.aspu.ru).

Основные термины (генерируются автоматически): международная деятельность, АГа, программа, Астраханский государственный университет, Италия, Россия, США, астраханский госуниверситет, высшее образование, университет.


Ключевые слова

совместные образовательные программы, международная деятельность, академическая мобильность

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области образования и научно-технической деятельности МГУПП

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа

В статье авторами приводится сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации педагогического сопровождения в рамках образовательного пространства колледжа.

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области образования и научно-технической деятельности МГУПП

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа

В статье авторами приводится сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации педагогического сопровождения в рамках образовательного пространства колледжа.

Задать вопрос