Ликвидность коммерческого банка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 15.05.2014

Статья просмотрена: 5680 раз

Библиографическое описание:

Трошин, В. А. Ликвидность коммерческого банка / В. А. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10886/ (дата обращения: 16.12.2024).

Деятельность коммерческих банков направлена в основном на достижение единственной цели — получение прибыли. При этом не всегда должное внимание уделяется поддержанию ликвидности на достаточном уровне. Потеря ликвидности банком приводит к его неплатежеспособности и далее к банкротству.

Банковский сектор выполняет ряд важных функций: выдача и сопровождение кредитов населению и организациям, стимулирование накоплений в народном хозяйстве, посредничество в платежах, переводах и финансовых операциях, а также осуществляют перераспределение инвестиционных ресурсов из менее эффективных в более эффективные сегменты рынка, по этому абсолютно не допустимо проявление в банковской сфере кризисных явлений, т. к. они негативно отражаются на состоянии всей экономики в целом. Вот почему проблема управления, оценки и прогнозирования ликвидности баланса коммерческого банка в ее теоретическом и практическом аспектах имеет огромное значение для самого, отдельно взятого банка и государственной банковской системы.

Вопрос ликвидности коммерческого банка рассматривался во многих работах отечественных и зарубежных авторов: Лаврушина О. И., Роуза П. С., Жукова О. И., Тагирбекова К. Р., Рудько-Силиванова В. В., Колесникова В. И. и других.

Основываясь на работах вышеупомянутых авторов можно дать наиболее полное определение данной экономической категории: ликвидность коммерческого банка — это способность банка своевременно выполнять взятые на себя обязательства перед контрагентами, предоставлять им средства в рамках обязательств в настоящий момент времени и в будущем, что возможно только при наличии достаточного собственного капитала банка, оптимального размещения и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков, возможностью привлечения ресурсов на денежном рынке.

Ликвидность коммерческого банка можно отнести к одной из ключевых качественных характеристик деятельности банка, которая определяет надежность и стабильность банка, именно оно служит основой существования кредитно-банковского сектора экономики. Также следует отметить, что ликвидность банка является комплексным показателем. В современной литературе для наиболее полной характеристики выделяют три вспомогательных показателя: стационарная ликвидность («запас»), текущая ликвидность («поток», или «оборот») и перспективная ликвидность («прогноз»). [8, с. 211].

-          Понятие стационарная ликвидность подразумевает наличие в балансе банка определенного запаса активов, которые при необходимости могут быть направлены на погашение обязательств перед клиентами.

-          Текущая ликвидность показывает состояние стационарной ликвидности в будущем, то есть позволяет спрогнозировать ее изменения в динамике с учетом влияния входящих и исходящих денежных потоков, которые появляются при принятии банком на себя новых обязательств и требований.

-          Перспективная ликвидность принципиально отличается от текущей ликвидности тем, что первая форма ликвидности связана с оценкой текущего и будущего риска активных и пассивных операций банка.

 Из трех вышеперечисленных характеристик следует, что наиболее эффективным для целей поддержания и управления ликвидности является определение текущей ликвидности, потому что этот подход позволяет дать более полную оценку способности банка реально определять свое финансовое состояние, своевременно изменять неблагоприятный уровень ликвидности и в последствии предотвращать падение уровня ликвидности в течение определенного периода времени.

Также не стоит забывать, что ликвидность коммерческого банка характеризуется такими понятиями, как финансовая устойчивость и надежность. Надежность банка — это его прочность, уровень доверия клиентов, обслуживающихся в этом банке. Финансовая устойчивость банка характеризуется его возможностью нормально развиваться, для чего выделяют следующие критерии — уровень собственных средств в пассиве баланса, способность банка в будущем увеличить собственный капитал за счет полученной прибыли, стабильность клиентской базы и так далее.

Необходимо отметить ряд факторов, которые влияют на ликвидность коммерческого банка:

-          по отношению к деятельности коммерческого банка: внешние, внутренние;

-          по направлению влияния: отрицательные, положительные;

-          по содержанию: политические, социальные, экономические;

-          по длительности воздействия: постоянные, форс-мажорные;

-          по возможности управления: нерегулируемые, регулируемые [7, с. 59].

Чаще всего их подразделяют на две больше группы: внешние и внутренние. Через внешние факторы осуществляется взаимодействие внешней среды на деятельность коммерческого банка, внутренние факторы действуют на уровне самого банка и связаны с его политикой, изменяя политику банка, можно ограничить воздействие факторов, вызывающие неблагоприятные изменения в ликвидности. Все факторы, влияющие на ликвидность коммерческого банка необходимо рассматривать как единую систему. Не стоит забывать, что внешние факторы слабо поддаются влиянию со стороны банка, поэтому необходимо уделять большее внимание внутренним факторам, воздействовать на них с целью снижения риска ликвидности. [2, с 443].

ЦБ установлено четырнадцать обязательных нормативов, назначение которых — регулирование объемов риска, которые берет на себя банк, и создание системы безопасности при возникновении убытков. Применительно к риску ликвидности их пять: нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной, общей ликвидности и ликвидности по операциям с драгоценными металлами.

В экономической литературе выделяют две составляющие риска ликвидности: количественную и ценовую. Количественные риски определяются тем, существуют ли активы, которые могут быть проданы и есть ли на рынке возможность приобрести средства по приемлемой цене. К ценовой составляющей относят риски, возникающие при покупке или продаже инструментов ликвидности по цене отличающейся от среднерыночной или балансовой. [6, с. 328].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: на уровень ликвидности коммерческого банка в основном оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Влияние внешних факторов банк не может ограничить, поэтому необходимо большее внимание уделять внутренним факторам, которые напрямую связаны с деятельностью коммерческого банка, т. к. их негативное влияние на ликвидность может быть сглажено. В противном случае факторы приводят к появлению рисков ликвидности, которые представляют собой риски, связанные с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам без потерь или привлечения дополнительных обязательств.

Именно поэтому вопросы расчетов, планирования и управления становятся важнейшими направлениями в деятельности коммерческих банков.

Существуют три основных стратегии управления ликвидностью: стратегии управления активами, стратегии управления пассивами, стратегии управления активами и пассивами. Основные их положения отражены в таблице 1.

Таблица 1

Основные положения стратегий управления ликвидностью

Виды стратегий

Основные положения

Управление активами

Накопление банком ликвидных средств в виде денежных средств и легкореализуемых ценных бумаг.

Свойства ликвидных активов:

— наличие рынка для их быстрого превращения в деньги;

— стабильность цен на рынке;

— обратимость, то есть возможность возмещения первоначальных инвестиций с минимальным риском

Управление пассивами

Заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия спроса на ликвидные средства.

Источники привлечения таких источников:

— займы на межбанковском рынке;

— сделки «репо»;

— учет векселей и получение займов в Центральном банке;

— выпуск коммерческих бумаг;

— продажа банковских акцептов;

— выпуск облигаций

Управление активами и пассивами

Накопление ликвидных активов для удовлетворения ожидаемого спроса на них, покупка активов на рынке в случае возникновения неожиданных потребностей в ликвидности

Управление ликвидностью является комплексным процессом, затрагивающим как активы, так и пассивы банка. Стратегии управления активами представляют собой управление внутренними источниками ликвидности, то есть фактически сводятся к определению и поддержанию необходимой доли ликвидных активов в балансе банка. Управление же пассивами дает банкам возможность поддерживать свою ликвидность за счет средств, привлеченных от определенных операций. Следовательно, более эффективным путем поддержания необходимого уровня ликвидности является скоординированное управление активами и пассивами банка, а не ориентация на одно из указанных направлений.

Методы управления ликвидностью позволяют лишь в общих чертах определить возможные аспекты деятельности банка. В реальных условиях данные модели управления ликвидностью требуют существенных дополнений с учетом накопленного опыта управления банком, внесения поправок, отражающих современную и прогнозируемую конъюнктуру рынка, а также действия факторов, оказывающих влияние на деятельность коммерческого банка. Очевидно, что для принятия конкретных управленческих решений необходимо провести финансовый анализ, после чего данные модели должны быть существенно дополнены и усложнены.

Литература:

1.                  Белоглазова Г. Н., Банковское дело / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кролевецкая — СПб.: Питер, 2008.

2.                  Лаврушина О. И., Банковское дело / О. И. Лаврушина. — М.: Кнорус, 2010. С 443.

3.                  Варламова Т. П., Финансовый менеджмент. Уч. Пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова — М.: Кнорус, 2010.

4.                  Ломан Э. Д., Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Д. Ломан и др. — М.: Юнити, 2009.

5.                  Маркова О. М., Коммерческие банки и их операции / О. М. Маркова, В. Н. Сидоров, Л. С. Сахарова — М.: Юнити, 2010.

6.                  Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела / Е. Б. Стародубцева — М.: ИНФРА-М, 2009. — с 328.

7.                  Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В. М. Усоскин — М.: АНТИДОР, 2010. — с 59.

8.                  Ходачник Г. Э. Основы банковского дела / Г. Э. Ходачник — М.: Академия, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческий банк, ликвидность, актив, стратегия управления, текущая ликвидность, банк, средство, стационарная ликвидность, большее внимание, Перспективная ликвидность.


Задать вопрос