Механизмы мотивации в студенческой группе как психологическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Каракоч, Метин. Механизмы мотивации в студенческой группе как психологическая проблема / Метин Каракоч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10872/ (дата обращения: 20.04.2024).

Учебная мотивация определяется рядом факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.

Мотивация заданного учения основана на действиях, которые учащемуся велели выполнить. Заданное учение характерно для «исполнителей», не умеющих самостоятельно определить общее направление своих действий, рефлексировать основания своих действий и действий другого, осуществлять продуктивное взаимодействие с другими.

Мотивация стихийного учения основана на действиях учащегося «по желанию», опирающихся на его естественную любознательность. По мнению Е. Ю. Патяевой, такой тип учения может оказаться нестабильным и бессистемным, так как не учит ставить определенные цели и достигать их, преодолевать трудности на пути их достижения.

Особым типом мотивации характеризуется самоопределяемая учебная деятельность. Способность учащегося к самоопределению включает осознание своих мотивов и ценностей, умение принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, формулировать свою позицию, обосновывать и отстаивать ее, принимать решение с учетом различных позиций, действовать произвольно и целенаправленно.

Проблема учебной мотивации студентов остается одной из актуальных проблем исследования педагогической психологии. В этой связи выделяется множество разнообразных факторов, так или иначе влияющих на формирование осознанной мотивации студентов при обучении в вузе. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М.Аргайл, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К.Левин, А. Н. Леонтьев, З.Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В. Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С. Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П. Я. Гальперин) и т. д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [8]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д., а с другой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Изучение влияния учебной мотивации личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого — в субъективном восприятии данных условий. Здесь необходимо выделить несколько ведущих направлений, во-первых, мы считаем, что большую роль в формировании учебной мотивации играет личность преподавателя, его методологические позиции, уровень усвоения общечеловеческой культуры и любовь к профессии — все это и составляет в конечном итоге его личностный потенциал. Чем выше личностный потенциал преподавателя, тем значимее для студентов любая новая информация, которую они получают в процессе обучения. Тесно связана с учебной мотивацией и корпоративная культура вуза, которую в свое время сознательно культивировали и закрепляли в традициях многих поколений студентов и преподавателей лучшие представители российских университетов. Еще одним важным фактором формирования осознанной мотивации студентов в процессе обучения, на наш взгляд является способы организации самостоятельной работы студентов. Как отмечает Т. В. Черникова, мотивирующими факторами самостоятельной работы студентов можно считать: осознание полезности приобретаемых знаний, вовлеченность в творческий процесс, активные методы обучения, участие в конкурсных мероприятиях, стимулирующий контроль, моральное и материальное поощрение, личность преподавателя и манера преподавания [3, c.198].

Как показывает опыт практической работы со студентами, их в наибольшей степени мотивируют продуктивные формы организации самостоятельной работы (эвристические, проектные, исследовательские).

Важным мотивационным фактором является интерактивный режим обучения в высшей школе, предполагается введение в учебный процесс методов активного социально-психологического обучения, прежде всего — игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры. Первым шагом на пути внедрения активных средств обучения является применение кейс-метода на занятии — обсуждение значимых (эмоционально-личностно и профессионально-статусно нагруженных) ситуаций на учебном занятии [5].

Литература:

1.         Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004.

2.         Гальперин П. Я. Введение в психологию. Уч.пособие для ВУЗов, 1993.

3.         Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. Пособие/ кол. Авторов; под ред. Т. В. Черниковой –М.: Планета, 2011. — 496 с.

4.         Годфруа Жо. Что такое психология.:В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. — М., 1992. — 376 с.

5.         Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Изд-во КГУ, 2009. -236 с.

6.         Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2009. -269 с.

7.         Зинченко В. П. Живое знание/ В. П. Зинченко. –Самара, 1998.

8.         Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учеб. для высш. учеб. завед. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2007. -268 с.

9.         Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000.- 342 с.

10.     Трайнев В. А. Интенсивные игровые технологии в гуманитарном образовании / В. А. Трайнев. –М.: Академия, 2007.

11.     Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. — М.-С.-Пет., 2006. — 235 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, заданное учение, личность преподавателя, мотивация, осознанная мотивация студентов, отечественная психология, процесс обучения, самостоятельная работа студентов, учебная деятельность.


Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

Для исследовании мотивации обучения студентов 1-3 курсов (104 студента) психолого-педагогического факультета (направление «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика»...

Формирование познавательной мотивации студентов

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

К проблеме формирования учебной мотивации студентов

Мотивация учебной деятельности студентов стала изучаться сравнительно недавно. Наиболее изученным направлениями здесь являются: мотивы поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др...

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

Для исследовании мотивации обучения студентов 1-3 курсов (104 студента) психолого-педагогического факультета (направление «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика»...

Формирование познавательной мотивации студентов

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

К проблеме формирования учебной мотивации студентов

Мотивация учебной деятельности студентов стала изучаться сравнительно недавно. Наиболее изученным направлениями здесь являются: мотивы поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др...

Задать вопрос