Территориальная организация рынка труда Вологодской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 26.04.2014

Статья просмотрена: 2773 раза

Библиографическое описание:

Шитяков, Р. А. Территориальная организация рынка труда Вологодской области / Р. А. Шитяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 528-531. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10637/ (дата обращения: 23.11.2024).

Территориальный аспект формирования рынка труда в России представлен международным, национальным (в пределах государства), региональным и муниципальным уровнями. Региональный уровень рынка труда в России представлен прежде всего субъектами федерации (области, края, республики). Такие субъекты федерации в России обладают не только территориальными хозяйственными комплексами, системами расселения населения, но и соответствующими органами управления для осуществления собственной региональной политики в сфере рынка труда, в том числе и трудовой занятости населения.

Ключевые слова: региональный рынок труда, административно-территориальное устройство, экономически активное население, безработица, занятость.

Переход России к рыночной экономике сопровождается становлением рынка труда, который является объектом исследования многих наук, в том числе и современной российской социально-экономической географии. В географии существуют достаточно давние традиции исследования труда. В классической советской экономической географии, которая своим объектом исследования имела размещение производства, его условия и факторы в разных странах и районах, трудовые ресурсы рассматривались в качестве одного из важнейших факторов развития и территориальной организации хозяйства. На этой основе в рамках географии населения сформировалось специальное научное направление — география трудовых ресурсов. Территориальный аспект формирования рынка труда в России представлен международным, национальным (в пределах государства), региональным и муниципальным уровнями. Региональный уровень рынка труда в России представлен прежде всего субъектами федерации (области, края, республики). Такие субъекты федерации в России обладают не только территориальными хозяйственными комплексами, системами расселения населения, но и соответствующими органами управления для осуществления собственной региональной политики в сфере рынка труда, в том числе и трудовой занятости населения. [2, с. 32].

Общие условия и предпосылки. [7]

Вологодская область расположена на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный Федеральный округ. Площадь территории Вологодской области 144,5 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг 385 км, с запада на восток 650 км. Область граничит на севере с Архангельской, на востоке с Кировской, на юге с Костромской и Ярославской, на юго-западе с Тверской и Новгородской, на западе с Ленинградской областями, на северо-западе с Республикой Карелия. Удобное географическое положение позитивно влияет на развитие экономики. Через область проходят все виды транспортных коммуникаций: железные и автомобильные дороги, Северо-Европейский газопровод, Волго-Балтийский водный путь. Выгода географического положения области заключается также в близости к главным промышленным центрам страны: Москве и Санкт — Петербургу, а также соседстве с ведущими регионами Северо-Запада и Центра. Численность населения Вологодской области по состоянию на 1 января 2014 года составила 1196,2 тыс. чел. Удельный вес сельского населения — 29,2 %, это относительно высокий уровень как на фоне регионов Северо-Западного федерального округа, так и в сравнении с общероссийским показателем. Численность населения в трудоспособном возрасте составляет 59,1 %, что соответствует средне российскому уровню. В 90-е годы Вологодская область вместе со всей страной пережила глубокий экономический кризис, характеризующийся прежде всего упадком сельского хозяйства. Меньший спад наблюдался в промышленности, что можно объяснить сформировавшейся в регионе структурой промышленного производства, усилением позиции основной металлургической компании ОАО «Северсталь». Основные отрасли промышленности Вологодской области: металлургия, химическое производство и лесной комплекс — имели существенный экспортный потенциал, который позволил смягчить негативные последствия общего экономического кризиса 90-х годов. Начиная с 2000 года Вологодская область восстановила устойчивый экономический рост. В результате восстановления позиций традиционных базовых секторов хозяйства региона были достигнуты высокие темпы экономики, наращивались объемы производства. Комплекс целевых мер, проведенный в области за период 2000–2009г.г. способствовал качественному преобразованию экономики региона. В то же время влияние мирового финансово-экономического кризиса негативно отразилось на социально- экономической ситуации в области. Только за октябрь-декабрь 2008 года объем промышленного производства сократился по сравнению с докризисным на 42 %, снизилась инвестиционная активность, увеличилась напряженность на рынке труда Сокращения коснулись более 17,0 тыс. жителей области. Финансово-экономический кризис обозначил начало нового этапа политики занятости, характеризовавшегося резкой активизацией усилий государства и ускорением его реакции на изменяющиеся условия занятости. Уже в начале 2009 г. были разработаны дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Вологодской области, реализация которых осуществлялась в период 2009–2011 гг. с определенной корректировкой и привлечением средств федерального, регионального и местных бюджетов [7].

Вологодская область характеризуется сложным административно-территориальным устройством. Она состоит из 2 городских округов, 26 муниципальных районов, включающих в себя 22 городских и 252 сельских поселения. Эти особенности административно-территориального устройства оказывают прямое влияние на организацию локальных (муниципальных) рынков труда, как в отношении их статистического учета, так и их управления. Чтобы абстрагироваться от значительной территориальной дробности областного региона статистика рынков труда выделяет в качестве самостоятельных единиц лишь городские округа и муниципальные районы. По данным за 2013 год, Вологодская область находится на 50 месте по уровню безработицы, который составил 6,1 %, тогда как средний уровень по стране составил 5.5 %. [5]

Таблица 1

Население Вологодской области по категориям возрастов [5] На начало года

 

2012

2013

Все население, человек

1198546

1196196

в том числе: моложе трудоспособного возраста (0–15 лет)

200037

205232

в трудоспособном возрасте

720601

707521

старше трудоспособного возраста (женщин 55 лет и старше, мужчин 60 лет и старше)

277908

283443

Определимся с понятием «трудовые ресурсы» — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими, интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывает услуги [3].

К трудовым ресурсам в России относятся [1]:

-        население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов1-й, 2-й групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях;

-        население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

Субъектом деятельности на областном рынке труда выступают не сами трудовые ресурсы, а лишь экономически активное население, которое включает в себя как занятых общественно — полезной деятельностью, так и безработных, активно ищущих работу.

Таблица 2

Занятость и безработица в Вологодской области. [5,6]

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень безработицы %*

2013

628 400

590 200

38 200

6,10

2012

640 000

603 000

37 000

5,78

2011

645 000

597 000

47 000

7,31

2010

654 000

603 000

51 000

7,83

2009

671 000

619 000

52 000

7,76

2008

658 000

621 000

37 000

5,59

2007

661 000

634 000

26 000

4,00

2006

670 000

634 000

36 000

5,36

-                   - по методологии МОТ.

За пределами рынка труда находятся трудоспособные люди, ведущие личное подсобное хозяйство, находящиеся на иждивении других членов семьи, а также деклассированные слои населения. Поэтому численность экономически активного населения всегда ниже, чем численность трудовых ресурсов. Так, в 2013 г. численность экономически активного населения Вологодской области составила 628,4 тыс. человек или 89 % от численности ее трудовых ресурсов. Этот показатель в самом общем виде отражает уровень вовлеченности трудовых ресурсов в рыночные отношения. Обращают на себя внимание существенные различия показателя по отдельным районам и городам области. Так, размах показателя в 2013 г. варьируется от 79,2 % до 98,7 %. Наиболее высокой вовлеченностью в рынок рабочей силы характеризуются Бабаевский, Белозерский, Вашкинский, Вожегодский, Вытегорский, Кадуйский, Кирилловский районы. Наоборот, меньшим уровнем использования своего трудоресурсного потенциала выделяются Вологодский, Шекснинский районы, город Череповец и Череповецкий район, областной центр г. Вологда. Таким образом, при всей «размытости» территориальной «картины» наибольшей вовлеченностью трудовых ресурсов в рынок труда выделяются в целом западные, северо-западные, северные, северо-восточные районы. В свою очередь, за пределами рыночных отношений остается значительная часть трудовых ресурсов крайних южных и некоторых восточных районов, а также городских округов г. Вологда, г. Череповец.

Поскольку рынок труда находится в перманентной динамике, то одним из его факторов выступает динамика численности экономически активного населения. Например за период 2011–2013г.г. численность экономически активного населения Вологодской области снизилась на 1,8 %. При этом численность ЭАН возросла в городских округах г. Вологда, (+0,8 %) г. Череповец (+0,3 %), Шекснинском (+2,5 %) и Кирилловском (+1,7 %) районах [8]. В остальных районах наблюдается снижение численности экономически активного населения и объясняется данный факт демографическими и миграционными процессами.

Демографические процессы характеризуются естественной убылью населения Вологодской области, значительным снижением численности населения в сельской местности, в том числе и за счет миграционной убыли населения. За период 2009–2013 гг. численность сельского населения снизилась на 28,5 тыс. чел., численность городского населения увеличилась на 7,7 тыс. чел.

Важной проблемой для области являются большие различия в возможностях и обеспечении занятости в городской и сельской местности. В 2013 году уровень занятости городского населения составил 68,1 %, сельского — 60,3 %. При этом доля сельских жителей в численности экономически активного населения составила 27,0 %, а среди признанных безработными — 43,0 %.

В 2013 году показатель регистрируемой безработицы превысил средне областное значение 1,3 % в 17 районах области, наибольшее его значение сложилось в Чагодощенском (6,5 %), Междуреченском (2,7 %), Великоустюгском (2,5 %), Верховажском (2,0 %), Устюженском (2,0), Белозерском (2,4 %), Бабушкинском (1,9 %) районах [8]. Анализ показывает, что большинство неблагополучных по безработице районов относится к промышленно –аграрной и аграрной специализации экономики. Более сложная ситуация с занятостью во многом объясняется отсутствием у таких районов промышленного потенциала или недостаточно использованными возможностями его развития, что проявляется в обеспеченности вакансиями. В ряде районов и многих сельских населенных пунктах вакансии для обеспечения занятости населения отсутствуют или их крайне мало. Коэффициент напряженности на рынке труда значительно выше средне областного значения (1,1) и его значение варьируется в пределах от 0,6 до 8,1 незанятых на одну заявленную вакансию [8].

В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в организациях промышленных видов деятельности, торговле, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, образовании, здравоохранении.

В экономике Вологодской области произошел сдвиг в отраслевой и профессионально- квалификационной структуре рабочей силы: с 24,2 % (2008г) до 22,5 % (2013 г.) снизилась доля занятых в промышленном производстве с 8,0 до 6,2 % занятых в сельском и лесном хозяйстве, при этом доля занятых в сфере оптовой и розничной торговли увеличилась с 6,7 до 9,6 %. По состоянию на 1 января 2014 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости, составило 8668 [8]. 76 % потребности работодателей в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) составляют заявки на работников по рабочим профессиям, 87 % вакансий носят характер постоянной работы. Более 77,6 % вакансий постоянного характера, заявленных работодателями, приходится на города Вологду, Череповец и близлежащие к ним наиболее развитые Вологодский, Череповецкий, Сокольский и Шекснинский районы.

Как считают специалисты службы занятости, эффективное трудоустройство затруднено двумя основными причинами. Первая — структурный дисбаланс между спросом и предложением. Вторая — дефицит вакансий, характерный для отдаленных районов. Рынок труда Вологодской области испытывает наибольшую потребность в высококвалифицированных рабочих и персонале для бюджетных структур: в сфере образования, здравоохранения и предоставлении социальных услуг, а способных и желающих заполнять эти свободные места не хватает. Большую роль играет уровень зарплаты: соискатели не всегда готовы соглашаться на любую работу и нередко предпочитают состоять на учете в службе занятости. К тому же качество рабочей силы, особенно в сельских районах, хозяев вакансий зачастую не устраивает.

Выводы. Проблемой, влияющей на развитие рынка труда Вологодской области, остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном разрезе.

Ситуация на рынке труда Вологодской области является своего рода индикатором экономического развития региона. Поэтому проблемам занятости населения уделяется должное внимание. Создание общественно необходимого количества рабочих мест посредством проведения целенаправленной инвестиционной, налоговой, кредитной политики — важнейшее условие сохранения стабильности на рынке труда и, следовательно, условие устойчивого развития территории. Для этого следует обеспечить решение комплекса задач в различных областях экономики, в том числе разработку генеральной схемы создания рабочих мест. Генеральную схему создания рабочих мест можно определить как некую технологическую матрицу количественных и качественных показателей, характеризующих структуру имеющихся рабочих мест и потребности в рабочих местах, необходимых для сбалансированного спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Долгосрочная (стратегическая) цель схемы создания рабочих мест состоит в формировании эффективной системы занятости населения (поддержании нормативно-целевого уровня безработицы), улучшения уровня жизни населения.

Литература:

1.                 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

2.                 Кашепов А. В., Сулакшин С. С.,.МалчиновА.С. «Рынок труда: проблемы и решения», М; 2008г.

3.                 Чукреев П. А., Чукреев Е. П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда. — Улан-Удэ: Изд-во СГТУ, 2000.

4.                 Генкин Б. М. «Экономика и социология труда» учебное пособие, Москва, 2007г.

5.                 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.URL:http;//www.gks.ru;

6.                 Официальный сайт федеральной службы по труду и занятости URL: http://www.rostrud.ru;

7.                 Официальный Портал Правительства Вологодской области:, vologda-oblast.ru.

8.                 Сайт департамента труда и занятости Вологодской области: http;// www.depzan.info;

Основные термины (генерируются автоматически): Вологодская область, рынок труда, активное население, Россия, трудоспособный возраст, рабочая сила, Вологда, район, субъект федерации, промышленное производство.


Ключевые слова

безработица, региональный рынок труда, занятость, административно-территориальное устройство, экономически активное население

Похожие статьи

Особенности регулирования муниципального рынка труда (на материалах Вологодской области)

Значительное место в экономике регионов Российской Федерации в настоящее время занимает рынок труда муниципальных образований. В условиях развития региональной экономики на муниципальном рынке труда неизменно происходят структурные подвижки. Существу...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Оценка и правовое регулирование системы набора, подбора и найма персонала в Центре занятости населения г. Муравленко

В статье раскрывается вопрос правового регулирования системы набора, подбора и найма персонала в учреждении Центра занятости населения. Набор профессиональных кадров через Центры занятости оказывает огромное влияние на уровень безработицы, на конкур...

Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в России

Муниципальные образования можно отнести к наиболее многочисленным элементам системы публично — правовых отношений Российской действительности. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации функционирует множество местных бюджетов, являющихся ...

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Статья посвящена светскому характеру государственного устройства России и административно-правовому регулированию деятельности религиозных объединений субъектами Федерации, на примере Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы теоретического и практ...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Совершенствование организации оплаты труда работников производственных предприятий

Современное состояние реального сектора экономики в России нельзя назвать продвинутым, высокоразвитым. Имеются трудности с замещением зарубежных технологий, поставок комплектующих, электронной техники, программного обеспечения. Долгое время в экономи...

Концепция развития трудового права в Российской Федерации

Статья посвящена анализу общей концепции развития трудового права в Российской Федерации на основе ранее принимаемых нормативных документов. Делается вывод о том, что развитие российского трудового права зависит от проводимой государством политики в ...

Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий

Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий ...

Похожие статьи

Особенности регулирования муниципального рынка труда (на материалах Вологодской области)

Значительное место в экономике регионов Российской Федерации в настоящее время занимает рынок труда муниципальных образований. В условиях развития региональной экономики на муниципальном рынке труда неизменно происходят структурные подвижки. Существу...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Оценка и правовое регулирование системы набора, подбора и найма персонала в Центре занятости населения г. Муравленко

В статье раскрывается вопрос правового регулирования системы набора, подбора и найма персонала в учреждении Центра занятости населения. Набор профессиональных кадров через Центры занятости оказывает огромное влияние на уровень безработицы, на конкур...

Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в России

Муниципальные образования можно отнести к наиболее многочисленным элементам системы публично — правовых отношений Российской действительности. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации функционирует множество местных бюджетов, являющихся ...

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Статья посвящена светскому характеру государственного устройства России и административно-правовому регулированию деятельности религиозных объединений субъектами Федерации, на примере Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы теоретического и практ...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Совершенствование организации оплаты труда работников производственных предприятий

Современное состояние реального сектора экономики в России нельзя назвать продвинутым, высокоразвитым. Имеются трудности с замещением зарубежных технологий, поставок комплектующих, электронной техники, программного обеспечения. Долгое время в экономи...

Концепция развития трудового права в Российской Федерации

Статья посвящена анализу общей концепции развития трудового права в Российской Федерации на основе ранее принимаемых нормативных документов. Делается вывод о том, что развитие российского трудового права зависит от проводимой государством политики в ...

Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий

Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий ...

Задать вопрос