Эксплуатации газобаллонных автомобилей в горных и предгорных условиях работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 03.04.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Адилов, О. К. Эксплуатации газобаллонных автомобилей в горных и предгорных условиях работы / О. К. Адилов, Д. И. Кулмурадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9824/ (дата обращения: 16.11.2024).

Устройство горных автомобильных дорог определяется географическими условиями гористой местности, представляющей в основном сочетание возвышенностей, низменных долин, плоскогорий, высокогорных перевалов, извилистых глубоких ущелий, многочисленных оврагов и водотоков. Природные условия в горах меняются на коротком протяжении, причем резко проявляется влияние вертикальной зональности склонов. Специфичность горных и предгорных условий обусловлена рельефом местности и географической высотой над уровнем моря, влияющим, со своей стороны, на климат данной местности. Основными элементами климата, которые влияют на работу двигателя являются: атмосферное давление, температура и влажность воздуха. Температура воздуха в горах понижается в среднем примерно на 0,6оС на каждые 100 м высоты. Вместе с этим установлено, что температура снижается неравномерно. Например, при повышении высоты с 1200 м до 4200 м на каждые 1000 м температура воздуха снижается, соответственно, на 12 0С, 8 0С, 4 0С [1]. В высокогорных районах происходит значительные суточные колебания температур.

Исследование работы двигателя в горных условиях обычно проводят в соответствии с показателями Международной стандартной атмосферы, для которого приняты начальные условия на уровне моря:

давление атмосферного воздуха р0=760 мм рт.ст.

температура атмосферного воздуха t0=25оС.

Средний годовой температурный градиент принят равным 6,5оС на каждые 1000 м подъёма по вертикали. В соответствии с этим температура на данной высоте определяется по формуле

tH=25–0,0065Н,                                                                                                             (1)

где Н — высота над уровнем моря в метрах.

Приведённая формула 1 подходит только для короткий временный период в регионе Средней Азии. Так как Узбекистан лежит в умеренном и субтропическом климатических поясах и отличается жарким, континентальным, засушливым климатом. Средняя годовая температура воздуха изменяется от 9° на севере до 16° на юге. С севера на юг изменяются и зимние температуры: средние для января — от -10о до +2–3°, абсолютный минимум — от -25о до -38°. Зато летом на всей территории равнин Узбекистана средняя температура сохраняется на уровне 30° при абсолютных максимумах выше 42°. В горах же (выше 3000 м) средние температуры летом снижаются до 22–20°.

Уменьшение атмосферного давления с повышением высоты над уровнем моря является закономерным при любых формах рельефа местности. Разность отметок, соответствующая падению давления воздуха на 1 мм.рт.ст., составляет в зависимости от температур воздуха 10–17 м.

Предгорные дороги расположены на пониженных окраинных частях горных местностей и хребтов с холмистым или низкогорным рельефом. Предгорья представляют собой переход от горной местности к прилежащей равнине.

В работе [2] рассмотрены физико-географическая характеристика горных районов, изучение погоды и климата в горах.

В работах [3] рассмотрены природно-климатические, дорожные условия и выявлены закономерности изменения давления p=f(H), температуры T=f(H) и плотности ρ=f(H) атмосферного воздуха в горных районах.

В работе [3] на примере в Республики анализированы условия горных районов. По анализу проведённых исследований выявлены закономерности изменения следующих параметров:

Давление окружающей среды

P=Po(1-bh)3,22 [1–1,77b(1-bh)2,22][1–3,94a10–5(1-bh)1,22];                                         (2)

Температура окружающей среды

Т=Тo(1-bh);                                                                                                                   (3)

Плотность воздуха

ρ=ρo(1-bh)2,22 [1–5,5*10–5a(1-bh)1,22–2,97b(1-bh)2,22+0,12ab(1-bh)3,44].                   (4)

Таблица 1

Результаты зависимости давления воздуха от высоты местности

Высота местности над уровнем моря, м

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

Давление воздуха,

Р, 105 Па (расчет)

1,0

0,886

0,781

0,685

0,597

0,517

0,447

 Давление воздуха,

Р, 105 Па (экспер.)

1,03

0,878

0,770

0,662

-

-

-

С увеличением высоты над уровнем моря температура, плотность и давление воздуха уменьшаются, что изменяет температуру в конце сжатия и продолжительность периода задержки воспламенения[4].

Рельеф территории Узбекистана в основном состоит из равнин, предгорных и горных местностей. Предгорье и горные местности занимают 1/3 площади республики. Занимаемая площадь Узбекистана равна 447,4 тыс.км2иегораспределение на различные части представлены в рис. 2. Общая протяженность автомобильных дорог Республики Узбекистан составляет порядка 185 тыс. км, в том числе 42,5 км — дороги общего пользования, из них 3626 км — международного значения, 16909 км — республиканского значения, 21995 км — областного и местного значения [3].

По этим дорогам передвигаются приблизительно 1,18 млн. автомобилей, и из них 8 % или 94 тыс. автомобилей переоборудованы для работы на газовом топливе: из них 47 тыс. автомобилей на СПГ [6].

Рис.1. Распределение площади Узбекистана

По результатам анализа и обобщения данных метеостанций за последние годы, а также по результатам исследований [5] предложены классификация местности и изменение параметров окружающей среды

Движение автомобилей по горным и предгорным дорогам влечёт за собой работу двигателя с резко меняющейся нагрузкой как при значительном преобладании режимов с использованием максимального крутящего момента, так и режимов с использованием двигателя в качестве тормоза.

Литература:

1.      Барри Р. Г. Погода и климат в горах. Перевод с английского под ред. Проф. Хагиана. — Л.: Гидрометеоиздат. 1984.- 312с

2.      Багдасаров И. Г., Савельев Г. С., Бакиров Ю. А. Газовый двигатель с искровым зажиганием. // Газовая промышленность. — Москва, 1999.-№ 10, — с.32–34

3.      Турсунов А. А. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. Автореф. дис. … док.тех.наук. — Владимир: 2002–42с.

4.      Файзиев М. М. Повышение эффективности использования двигателей КамАЗ-740 в горных условиях. Автореф. дис. … канд.тех.наук. — Ташкент: 1993–26с.

5.      Базаров Б. И. Работа поршневых двигателей на альтернативных видах топлива.- Ташкент: ТАДИ, 2001.- 138 с.

6.      Базаров Б. И. Научные основы энерго-экологической эффективности использования альтернативных моторных топлив. Автореф. дис. …док.тех.наук. — Ташкент: ТАДИ, 2006–40 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень моря, атмосферный воздух, давление воздуха, окружающая среда, работа двигателя, температура, температура воздуха, атмосферное давление, высота местности, Узбекистан.


Похожие статьи

Методика расчета паспорта буровзрывных работ при проходке горизонтальных горных выработок

Обеспечение безопасности производственного процесса эксплуатации трубопроводного транспорта в условиях Крайнего Севера

Особенности установки и технической эксплуатации газобаллонных автомобилей

Регулирование режима работы газоперекачивающих агрегатов с электроприводом

Особенности развертывания и эксплуатации полевых трубопроводов в сложных условиях

Интенсификация рабочих процессов при безотвальной обработке почвы в условиях Туркменистана

Безопасность при эксплуатации газотурбинных установок в газоперекачивающих аппаратов насосных станций

Организация обучения сотрудников эксплуатации и калибровке турбинных расходомеров

Исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов с использованием газоанализаторов

Анализ технологического процесса производства газопродуктов с целью разработки безотходных технологий

Похожие статьи

Методика расчета паспорта буровзрывных работ при проходке горизонтальных горных выработок

Обеспечение безопасности производственного процесса эксплуатации трубопроводного транспорта в условиях Крайнего Севера

Особенности установки и технической эксплуатации газобаллонных автомобилей

Регулирование режима работы газоперекачивающих агрегатов с электроприводом

Особенности развертывания и эксплуатации полевых трубопроводов в сложных условиях

Интенсификация рабочих процессов при безотвальной обработке почвы в условиях Туркменистана

Безопасность при эксплуатации газотурбинных установок в газоперекачивающих аппаратов насосных станций

Организация обучения сотрудников эксплуатации и калибровке турбинных расходомеров

Исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов с использованием газоанализаторов

Анализ технологического процесса производства газопродуктов с целью разработки безотходных технологий

Задать вопрос