Прежде чем углубиться в рассмотрение эволюции коммуникативного тренинга, стоит определиться с понятием, что же такое тренинг вообще, для чего он предназначен и каков механизм его действия.
Стоит отметить, что в настоящее время существует ряд противоречий в определении тренинга, так как авторы интерпретируют его понятие исходя из разных подходов к глубине функционала данного процесса. Если говорить обобщенно и не вдаваться в конкретное контекстное содержание, то в наиболее широком смысле термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы.
Однако нужно понимать, что для работы с такой психологической единицей как тренинг, следует ввести максимально точное определение, дабы обозначить границы, которых мы будем придерживаться в ходе рассмотрения и анализа данной техники психологического воздействия.
Вообще термин «тренинг» (англ. — train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Классическое определение психологического тренинга подразумевает, что тренинг — это совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе.
Тем не менее, суть тренинга, на мой взгляд, наиболее точно обозначил Ю. Н. Емельянов: "...Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением» [3, с.144].
Таким образом, рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, предлагаю обозначить его функции следующим образом: диагностика, коррекция, развитие, профилактика и мотивация. Помимо этого стоит отметить, что тренинг, как групповой метод работы, позволяет повысить интенсивность и упрочить стойкость возникающих изменений, а также максимально использовать возможности каждого участника.
Далее предлагается перейти к рассмотрению тренинга коммуникативных навыков, раскрыть его природу, особенности становления и современные тенденции в развитии.
Обратимся к истории. До начала ХХ века такого понятия как тренинг или групповая терапия не существовало, а поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие практически не изучались. Позднее, во второй четверти ХХ века были случаи использования групп для лечения больных неврозами, под руководством Фрейда и его учеников в 30-х годах. Также в 1932 году Я. Морено ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы.
Что же касается родоначальника тренингов, то принято считать, что первым их начал проводить Курт Левин, известный психолог из США. Важной заслугой этого первооткрывателя тренингового движения становится основание в 1946 году Т-группы. Тренинги Курта Левина способствовали тому, что люди учились общаться и взаимодействовать в группе. Также во время этих тренингов было замечено, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.
В 50–60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами, здесь можно выделить такие известные в кругах психологов фамилии как К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Эллис. Возникший интерес был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах и явными преимуществами групповой терапии в сравнении с индивидуальной.
Особо стоит отметить важность разработок Карла Роджерса, так как в шестидесятые годы появились, основанные на его работах тренинги, развивающие социальные и жизненные навыки. На этих занятиях человек решал свои проблемы, учился критичности мышления, способам управления эмоциями и т. д. Стали актуальными тренинги на развитие эмоционального интеллекта.
Чуть позже, в 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, который он определил как социально-психологический тренинг. В качестве средств данного тренинга использовались ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Использовали эти тренинги для подготовки руководителей промышленного производства. Эти тренинги и являются прародителями коммуникативного тренинга того образца, который мы знаем сейчас.
Также важно обозначить фамилию Александра Эверетта, работавшего с тренингами в семидесятых годах ХХ века. Первоначально, он проводил занятия по самопознанию и аутотренингу. Но вскоре Эверетт переключился с психотерапевтической работы с людьми на развитие их деловых качеств, что послужило процессу коммерциализации психологических тренингов, так как коммерческие структуры увидели пользу от применения знаний психологов. К примеру, тренинг «Динамика Лидерства» был создан А. Эвереттом для улучшения работы косметических супермаркетов.
Таким образом, было положено начало развитию «тренинговой культуры». Коммерческие компании стали все чаще обращаться к психологическому тренингу, как к формуле улучшения работы своих сотрудников и, безусловно, лидирующие позиции по вниманию коммерческих структур занимают коммуникативные тренинги, обеспечивающие развитие навыков общения и взаимодействия с другими людьми.
Безусловно, социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций. Информацию о нем можно найти в работах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалева, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др. Сегодня же методы, модели тренинга совершенствуются, хотя цель их осталась неизменной — работа с социальным поведением и эмоциями людей.
Итак, современный тренинг коммуникативных навыков — это социально-психологический тренинг, объектом которого являются коммуникативные навыки личности. Под коммуникативными навыками мы будем понимать способность выражать свои мысли, вербальное и невербальное общение, а также умение устанавливать контакт с другими людьми, для достижения поставленных целей.
Если рассмотреть современные методы повышения коммуникативных навыков, то станет очевидным, что на данный момент существует нескольких моделей, по которым выстраивается и структура тренинга, и закладывается его смысловая нагрузка. Предлагается рассмотреть особенности моделей коммуникативных тренингов в различных странах.
Например, Сидоренко Е. В. выделяет три национальных модели: немецкую, английскую и российскую [6,с.82].
Концепция М.Форверга, основателя социально-психологического тренинга, рассматривается автором как «немецкая модель» тренинга. Отличительной особенностью этой модели является ее некая агрессивность, так как прежде чем чему-то научиться, участники тренинга должны осознать свою некомпетентность и несовершенство в сфере коммуникаций. Эта модель заставляет столкнуться лицом к лицу со своими недостатками, сломать старые стереотипы и получить новые знания на фоне разрушения старых, подобно птице феникс, возрождающейся из пепла. Таким образом, в данной модели мы имеем дело с процессом лабилизации личности (податливости, гибкости), поняв свое несовершенство, человек готов к восприятию нового опыта. Помимо этого, тренинг «немецкой модели» должен был развивать определенный набор социально-психологических умений, таких как: вступления в контакт; активного слушания; ведения дискуссии, выравнивания эмоционального напряжения партнера; аргументации.
«Английская модель» тренинга, по мнению Сидоренко Е. В., выстроена на основе работ Майкла Аргайла и его коллег в Оксфорде. Но описание тренинга, его структуризация произведены Джеффом Шеффердом. Основными методами в тренинге социальных навыков являются моделирование, словесные инструкции, практика (ролевые игры) и домашние задания. Подобный тренинг может проводиться индивидуально и в группах.
Стоит отметить, что такой тренинг начинается с диагностики в форме короткой тестовой ролевой игры. Сначала терапевт обсуждает с клиентом, в каких социальных ситуациях у него возникают трудности, после этого формирует цели тренинга для каждого участника, а затем уже работает над коррекцией его коммуникативных навыков. Т. е. мы видим, что в отличие от «немецкой модели», данная модель более щадящая и не подвергает участников тренинга полному разрушению устоявшихся стратегий общения, а лишь корректирует пробелы. В «английской модели» тренинга к базовым социальным навыкам относятся [6,c.87]: контроль позы; контроль социальной дистанции; контроль выражения лица (например, «несчастное» выражение лица — это дефицит социального навыка); поддержание контакта глаз; контроль тона голоса; контроль громкости голоса; объем речи (если человек слишком мало говорит — это дефицит навыка, так же как если он слишком много говорит); подбор темы для беседы; понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.
Сравнивая «немецкую» и «английскую модель тренинга, мы увидим, что вторая более углубленно подходит к психологии контакта, акцентируя внимание не только на вербальном компоненте общения, но и на невербальных сигналах: поза, голос, мимика и т. д.
Что же касается «российской» модели, то Сидоренко Е. В. предлагает тренинговую модель, являющуюся симбиозом «немецкой» и «английской» моделей, с некими дополнениями. От немецкой модели она предлагает заимствовать техники вербализации и снижения эмоционального напряжения, стремление к четкости, а из английской модели заимствуется стремление к положительной обратной связи, моделирование и критерий «переучивания» в отработке реакций. Помимо этого, российская модель дополняется такими элементами, как: призывающая задача, весомость, эффективность методов и упражнений, веселость тренингового процесса, «безболезненность» процедур, регуляция эмоционального напряжения и положительная обратная связь.
Кроме классификации моделей коммуникативного тренинга предложенной Сидоренко Е. А. хочется рассмотреть также классификацию Ю. Н. Емельянова, который предлагает условно объединить методы, модели тренинга в три основных блока:
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, обсуждение случаев из практики, анализ ситуаций и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры (игры с определенной задачей, могут быть деловые, управленческие); ролевые игры(поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
На данном этапе развития технологии тренинга классификация Ю. Н. Емельянова, возможна, но все же, большинство тренингов сейчас сочетает в себе всю указанную методологию, объединяет модели, дабы повысить эффективность программы тренинга.
Помимо этого, можно встретить классификации моделей тренингов по таким показателям, как: по составу группы, по типу результата, по типу организации процесса тренинга, по статусу ведущего, по содержанию и т. д. Зачастую, все эти классификации призваны обеспечить две основные цели: обеспечить востребованность тренинга и повысить его эффективность.
Что касается эффективности современных тренингов коммуникативных навыков проводимых в России, то она не всегда настолько высока, как бы этого хотелось. Среди причин, противостоящих эффективному освоению навыков коммуникации, стоит выделить следующие:
- Недостаточное внимание мотивационной составляющей тренинга (участники тренинга не всегда видят смысл в том, что предлагает им тренер и, как следствие, не проявляют энтузиазма, открытости новому опыту, не концентрируют внимание на процессе и результате тренинга).
- Отсутствие персонализации (Обобщенность техник, структуры тренинга и т. д. Зачастую, тренер выступает с одной и той же тренинговой программой в организациях с различной спецификой деятельности или же применяет одну методику в группах различного уровня коммуникативной компетентности)
- Недостаточный профессионализм тренера (На данном этапе технология проведения тренингов не имеет ограничений, поэтому их проводят люди с различным уровнем квалификации, зачастую не очень высокой)
- Посттренинговое сопровождение (Любой результат нуждается в закреплении и, возможно, корректировке. А реальный эффект тренинга можно ощутить лишь спустя некоторое время после его осуществления).
- Повышение уровня рефлексии (осознание полученных знаний, опыта)
Говоря о предстоящих перспективах коммуникативного тренинга, хочется сослаться на предположение Сидоренко Е. В., которая в своей книге «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии» высказывает очень интересную позицию относительно будущего коммуникативных тренингов. Автор транслирует мысль о том, что тренинг того образца, в каком он широко распространен сейчас, скорее всего, будет постепенно отмирать. Это связано, в первую очередь, с тенденциями рынка. Предпринимателям становится невыгодно вкладывать деньги в развитие своих сотрудников, повышая тем самым их цену на рынке труда и обеспечивая их привлекательными для других компаний конкурентными преимуществами. К тому же, не стоит забывать, что компания — это единый механизм и он должен работать слажено, поэтому стратегия деловой активности должна быть единой для всех членов команды. Обучая одного сотрудника, компания может даже навредить слаженности механизма. Поэтому возрастает потребность именно в корпоративном тренинге, участниками которого будет вся команда. Но и это не дает гарантий успешности производимых на тренинге манипуляций. Современная реальность и тенденция рыночных отношений диктуют новые условия в развитии технологии тренинговой работы в коммерческой компании. Выход — это создавать коммуникативные тренинги под конкретную компанию, под конкретные задачи и ситуации, проводя исследования конкурентной среды и покупательского запроса. Т. е. новая концепция тренинга состоит в том, что тренер включается в работу реальных работающих команд — менеджерских, проектных, рабочих и сопровождает решение задачи, которая является новой для данной команды.
Предпосылки к формированию подобной модели тренингов коммуникативной компетентности уже имеются, они подготовлены многими факторами, такими как: возросшее количество компаний, предлагающих различные, но «однобокие» тренинговые программы развития коммуникативной сферы, а также стремительно возрастающая конкуренция на рынке.
Литература:
1. Бодалев A. A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 С.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева /Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
5. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.
6. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. — 208 с.