Автор: Сергиенко Алиса Борисовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 1871 раз

Библиографическое описание:

Сергиенко А. Б. Особенности потребительского поведения китайских туристов // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 538-541.

Поведенческие особенности китайцев в процессе потребления туристского продукта — тема, которая лежит на стыке нескольких наук одновременно — это и психология, которая дает возможность изучить внутренние факторы поведения человека, и социология, которая помогает проследить влияние общества и государства на людей, и история, объясняющая те или иные особенности жизненного уклада, и экономика, влияющая на покупательную способность, организацию финансовой системы государства и пр.

Данная работа призвана обогатить уже имеющуюся базу исследований в области туризма, в частности психологии потребителей туризма.

На практике исследование может быть использовано как маркетологами, формирующими рынок туристских услуг и изучающих его потребителей, так и менеджерами туристической отрасли для более грамотного и оперативного управления и решения административных задач в процессе работы с туристами из КНР.

Объектом исследования являются китайские туристы.

Предмет исследования — поведение китайских туристов.

Выбор темы обусловлен стремительным ростом туристического потока из Китая. Согласно статистике иностранного туризма в России, в 2012 году число туристов из Китая превысило 343 тысячи человек, что поставило Китай на второе место после Германии [1]. Если сравнивать данные 2012 и 2011 года, то можно увидеть, что прирост составил 48 % [2],что говорит о повышение интереса китайцев к поездкам в Россию.

Оказывает влияние и взаимодействие правительств двух стран. Так «для дальнейшего укрепления взаимопонимания и дружбы двух народов, распространения духа «вечной дружбы» Китая и России, повышения уровня китайско-российского партнерства стратегического взаимодействия, углубления туристического сотрудничества двух стран, по договоренности двух стран 2012 год установлен как «год туризма России» в Китае, 2013 год — как «год туризма Китая» в России» [3].

Согласно озвученным итогам туристического сотрудничества между Россией и Китаем, общий туристический поток между Китаем и Россией в 2012 году превысил 3 млн. 500 тыс. человек. По итогам 2013 года взаимный туристический поток между Россией и Китаем составил порядка 5 миллионов человек. За 9 месяцев 2013 года Россию посетили 309 тыс. китайских туристов, из которых 131 тыс. (42 %) — по безвизовому режиму [4].

В рамках состоявшегося 22–23 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге Первого российско-китайского форума по культуре и туризму, министры культуры России Владимир Мединский и КНР Цай У подписали соглашение о программах сотрудничества на период 2014–2016 годов. Акцент в нем, в первую очередь, сделан на расширение сотрудничества в области культуры и укрепление связей между жителями наших стран на личном уровне. В частности, заявлено, что 2014 год станет годом молодежных обменов. В целом же стоит задача придать сотрудничеству между странами многовекторный характер и расширять его в самых разных областях.

Поэтому актуальность выбранной темы неоспорима — для расширения взаимодействия в сфере туризма между двумя странами, в частности, для привлечения китайских туристов в Россию необходимо глубокое понимание особенностей поведения и психологии потребителей в данной отрасли, а также факторов, влияющих на это.

Сезонный характер

Сезонность является особенностью потребления туризма китайцами. Под сезонностью в данной статье автор подразумевает не классическое разделение по временам года, когда лето, например, является горячей порой для туризма во многих странах, а временные особенности китайского туризма. Большая часть туристов осуществляет свои поездки в дни государственных праздников в КНР, поэтому распределение объемов потребления туристского продукта неравномерно.

В настоящее время существует три «длинных» праздника — это День образования КНР (1–7 октября), майские праздники (1–5 мая) и китайский Новый год (празднуется по лунному календарю, поэтому каждый год дата меняется). В связи с этим можно делать прогнозы о возможном увеличении туристского потока в названные периоды года.

Преобладание внутреннего туризма над выездным

Только в последние годы выездной туризм стал набирать популярность в Китае. Показатели внутреннего туризма по-прежнему лидируют. Причин тому несколько.

Во-первых, у китайцев не принято брать отпуска, часто такая опция даже не предусмотрена контрактом. Если все же отпуск берется, то, вероятнее всего, он будет неоплачиваемым. Поскольку население Китая является первым в мире по численности (1,35 млрд. на 2011 год) [5], конкуренция на рынке труда очень высока, для работодателей не представляет сложности находить новых сотрудников, а вот работникам приходится приложить массу сил, чтобы сначала устроиться на работу, а потом удержаться на ней.

Поэтому для большинства населения единственным возможным временем для путешествий может быть время одного из государственных праздников, а оно обычно не превышает неделю. За такой короткий период проблематичным является выезд заграницу, гораздо удобнее и экономичнее путешествовать внутри страны, а с учетом того, что Китай является третьей страной в мире по площади и обладает большим количеством туристических ресурсов, выбор маршрутов весьма разнообразен.

Во-вторых, причины, проистекающие из истории. Долгое время поездки за рубеж осуществлялись только в рамках официальных визитов. Только во второй половине XX века, а именно в 1983 г. получил развитие выездной туризм, которому положили начало так называемые «семейные визиты», формально оплачиваемых принимающей стороной, в Гонконг и Макао, а позднее и в некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Поскольку Гонконг и Макао можно назвать районами «полувнутреннего туризма», так как оба региона являются частью КНР, хоть и обладают особым административным статусом, в географическом аспекте для выездного потока Китая характерна высокая доля внутрирегиональных поездок — 91 % [6].

Популярность поездок в страны Юго-Восточной Азии обусловлены географической близостью, наличием экономических и культурных связей.

В 1997 году правительство КНР издало документ «Предварительные правила управления организации выезда китайских граждан за рубеж на их собственные средства» и подписало первое соглашение с Австралией и Новой Зеландией о присуждении им статуса «официального туристического направления» (сокращенно ОТН), что означало, что граждане Китая могут совершать поездки с целью отдыха в указанные страны, но исключительно в составе туристических групп и по специальной визе.

До сих пор действует данный документ, который описывает и условия заключения соглашения о статусе ОТН. Страна-соискатель должна отвечать следующим требованиям: быть туристическим донором для Китая; быть дружественной; обладать привлекательными туристическими ресурсами и мощностями необходимого уровня; не иметь в законах ограничений или дискриминации по отношению к китайским туристам; быть безопасной; иметь свободный въезд для путешествий [7].

Россия получила статус ОТН в 2003 г., и с августа 2005 г. начала осуществлять прием китайских туристов.

Таким образом, внутренний туристический поток преобладает над выездным в Китае, однако можно предположить, что с дальнейшим упрощением визовых режимов и предоставлением Китаем статуса ОТН другим странам выездной поток туристов из КНР увеличится.

Высокая доля расходов на покупки

Принимающими странами был отмечен такой парадокс: китайские туристы стремятся экономить на основных компонентах турпродукта: средствах размещения, транспорте, экскурсиях и даже питании, выбирая наиболее дешевые варианты, и жестко торгуясь с местными поставщиками, однако покупательная способность в процессе путешествий весьма высока. Как оказалось, для 30 % туристов дополнительные расходы составляют примерно половину стоимости тура, 7 % готовы потратить больше половины, а еще 14 % берут с собой сумму равную стоимости путевки [8].

Еще в 2006 году Министерство туризма Новой Зеландии опубликовала данные о том, что китайские туристы занимали 6-е место по расходам за поездку (3276 долл.), после прибывших из Германии (4753 долл.), Японии, Великобритании, США, Республики Корея [9]. Во Франции в 2005 г. средний расход китайского туриста за поездку составил 3000 евро [10].Всего в 2005 г. расходы китайских туристов на покупки за одну поездку по Европе превысили европейские, японские и американские. В том же году, ежемесячные траты жителей Поднебесной на зарубежные покупки достигли 235 млн. долларов и заняли первое место в мире. Средние расходы одного китайского туриста на покупки составили 987 долларов [11]. Стиль потребления китайских туристов уже тогда получил свое название — «безумные покупатели».

В рамках особенностей покупательного поведения можно выделить еще одну черту, присущую китайским туристам, — это стремление приобретать товары признанных мировых брендов. Исследования Euromonitor показывают, что с 2007 года в Китае увеличилось число людей, относящихся к среднему классу на 80 миллионов человек. К 2020 году эта цифра должна достигнуть 700 миллионов [12].

Так шоп-туры и элементы шоп-туров в рамках стандартного туристического пакета будут пользоваться большой популярностью у китайских потребителей.

Социальный состав потребителей туризма

В настоящий момент основными потребителями туризма является экономически активное население среднего возраста — лица 36–45 лет (28 %) [13]. Политика открытости и реформы, направленные на переход КНР к рыночной экономике, сформировали средний класс: это управленцы, предприниматели, акционеры, зажиточные крестьяне. Для этих людей характерен стиль жизни, предполагающий значительные затраты на развитие культуры, образование, развлечения. Это и есть основные потребители туристкой отрасли.

Важным движущим элементом туристского потока Китая является семья: 38 % туристов путешествуют в сопровождении членов семьи и 20 % всей семьей [14]. Это отчасти обусловлено политикой одного ребенка — когда в семье двойной доход и один ребенок, она может себе позволить путешествовать в полном составе.

Поэтому для привлечения большего туристского потока из КНР туроператорам следует сделать акцент на организации семейного отдыха, когда и дети, и родители остались бы довольны.

Культурная специфика.

Культурная специфика китайских туристов нередко вызывает ряд проблем у представителей данной индустрии. Так успешное развитие китайского сектора на туристических рынках западных стран возможно, если принимающие страны учтут несколько особенностей.

Во-первых, это более выраженный языковой барьер, что создает дополнительные проблемы в процессе удовлетворения запросов китайских туристов.

Во-вторых, иногда сложность представляет выполнение таких обязательных условий, как наличие китайской кухни, ТВ каналов, информационных материалов и обслуживания на китайском языке, следование некоторым китайским традициям и представлениям о комфорте. Все это требует от индустрии туризма дополнительных усилий и затрат. Так, к примеру, французская гостиничная сеть «Accor» уже адаптировала для приема китайских туристов 56 отелей в Европе. В Берлине власти города открыли сеть сувенирных магазинов с немецкой тематикой предназначенных специально для китайских туристов. Туристические власти многих стран открывают специальные сайты на китайском языке [15].

Отдельная группа проблем связана с существующими различиями в культуре поведения и базовом понимании туризма у китайских и европейских путешественников.

Все это должно быть учтено работниками туристской индустрии. В процессе формирования турпродукта для китайских потребителей следует обращаться к специалистам-востоковедам, которые могут дать более подробную информацию о культурной специфике китайского народа и особенностях поведения.

Заключение

В заключение можно сказать, что в условиях ошеломляющих достижений китайской экономики быстрорастущий рынок выездного туризма КНР представляет собой огромный потенциал.

Однако его использование, сопряженное с решением множества задач, требует грамотного подхода и объединенных усилий со стороны правительств, исследовательских институтов, туристических властей, представителей турбизнеса и других заинтересованных отраслей принимающих стран.

Недостаточно будет стандартного туристического пакета для среднестатистического западного потребителя, чтобы удовлетворить китайского туриста. Следует обратить внимание на особенности поведения китайцев и потребления ими туристического продукта. Это сезонность, желание сэкономить на базовых услугах для того, чтобы потратить больше на шопинг и развлечения, слабое владение иностранными языками, желание в любой стране чувствовать себя как дома — смотреть китайские каналы, есть китайскую пищу, говорить на китайском языке, приоритет семейных путешествий и так далее. Всё это должно быть учтено, тогда у туроператоров появится возможность привлечь еще больше туристов из КНР.

Литература:

1.         Страны, лидирующие по количеству прибытий в Российскую Федерацию в 2012 году. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141038/

2.         Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2011 г. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140896/

3.         Годы туризма Китая в России http://russian.cri.cn/2012china/home.htm

4.         Там же

5.         Страны, лидирующие по количеству прибытий в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2013 года. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141114/

6.         Нечаева А. В. Этапы развития и особенности китайского выездного туризма. Проблемы Дальнего Востока.-2008.- № 4 (июль-август).- С.120–132

7.         Официальная статистика новостного портала ECNES http://www.chinanews.com/gn/2012/08–17/4116071.shtml

8.         China — The Asia and the Pasific Intra-regional Outbound Series. Madrid: World Tourism Organization, 2006. P. 13

9.         Statistics by Subject / http://www.tourism.govt.nz/quicklinks/ql-statistics/tml

10.     Glaubitz S. Paris wants more Chinese tourists // http://www.theage.com.au/articles/2006/09/15/1157827130249.html

11.     Zhou J. Chinese tourists spend most on overseas shopping // www/china/org/cn/English/2005/Nov/150023.tm

12.     Люксовые бренды в Китае // http://www.biztimes.ru/index.php?artid=1588

13.     Нечаева А. В. Этапы развития и особенности китайского выездного туризма. Проблемы Дальнего Востока.-2008.- № 4 (июль-август).- С.120–132

14.     Там же

15.     The Chinese are starting to travel abroad. But getting them to spend is difficult // http://www.economist.com/business/displaystory.cfm?story _id=7088698

Основные термины (генерируются автоматически): китайских туристов, привлечения китайских туристов, потребителей туризма, поведение китайских туристов, китайских туристов в Россию, внутреннего туризма, потребления китайских туристов, туристского потока, «год туризма, расходы китайских туристов, прием китайских туристов, китайские туристы, специфика китайских туристов, запросов китайских туристов, стандартного туристического пакета, приема китайских туристов, китайского туриста, выездного туризма КНР, психологии потребителей туризма, особенности китайского туризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос