Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» для студентов бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 1517 раз

Библиографическое описание:

Полевщиков И. С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» для студентов бакалавриата // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/62/9597/ (дата обращения: 17.12.2018).

Одной из дисциплин, изучаемой студентами 1 курса бакалавриата различных направлений (в частности, «Электроэнергетика и электротехника», «Инноватика», «Информационная безопасность») является «Информатика». Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины.

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» студенты главным образом должны научиться записывать арифметические выражения и операторы присваивания на языке Паскаль, освоить правила вычисления арифметических выражений на языке Паскаль, а также правила работы с типами данных.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего на учебных пособиях [1, 2]. Также при создании этого пособия был учтен опыт создания методических разработок на кафедре ИТАС ПНИПУ [3–8].

В первую очередь, студенты читают раздел данного пособия, называющийся «Краткие теоретические сведения», в котором изложены следующие аспекты программирования на языке Турбо-Паскаль: 1) алфавит и лексемы; 2) константы; 3) имена, ключевые слова и знаки операций; 4) классификация типов данных; 5) целые типы; 6) вещественные типы; 7) переменные; 8) арифметические операции, функции, выражения; 9) арифметический оператор присваивания.

Изучение раздела методического пособия «Краткие теоретические сведения» во многом направлено на систематизацию студентом знаний, полученных на лекциях.

Далее студенты выполняют индивидуально либо в тетради, либо на компьютере в текстовом редакторе задания (как задачи, так и теоретические вопросы) по данной теме, осваивая тем самым особенности записи на языке Турбо-Паскаль арифметических выражений и операторов присваивания, особенности вычисления арифметических выражений, а также правила работы с типами данных. Рассмотрим задания из методического пособия. Обратите внимание, что для некоторых заданий разобраны примеры выполнения (для случаев, когда примеры не были детально разобраны в разделе «Краткие теоретические сведения»).

Задание № 1. В первом столбце табл. 1 записана на языке Паскаль вещественная константа в форме с фиксированной точкой, а во втором столбце — та же константа, но в форме с плавающей точкой. Найти неизвестное число  (в пунктах а)-в) под неизвестным числом  подразумевается порядок константы, а в пунктах г)-е) — вся константа).

Таблица 1

Примеры выполнения задания № 1.

1) Дана вещественная константа в форме с фиксированной точкой: 0.9. Необходимо записать ее в форме с плавающей точкой, т. е. в виде:

<мантисса>E<порядок>

Известно, что число 0.9 равно 9*10–1.

Следовательно, мантисса данной константы в форме с плавающей точкой равна 9, а порядок равен -1. Поэтому константа в форме с плавающей точкой будет записана следующим образом: 9E-1.

2) Дана вещественная константа в форме с плавающей точкой: 8.15E+1. Необходимо записать ее в форме с фиксированной точкой.

Известно, что число 8.15E+1 равно 8.15*101.

Поэтому константа в форме с фиксированной точкой будет записана следующим образом: 81.5.

Задание № 2.Вычислить значения выражений, записанных на языке Паскаль:

а) round(6.28); б) round(4.7); в) trunc(6.28); г) trunc(4.7); д) 25 div 7; е) 25 mod 7; ж) 4 div 9; з) 4 mod 9; и) 15 + 7 * 7 div 2; к) 7 mod (14-trunc(5.5)); л) –(round(3.4)-round(9.86))+20.

Задание № 3. Определить тип выражений (целый или вещественный), записанных на языке Паскаль:

а) 57 + 119.0; б) 9–3; в) 1.5 * 2; г) 20 / 5; д) 124 div 20; е) 5 mod 11; ж) sqr(8); з) sqrt(100); и) cos(0); к) trunc(1.9); л) round(2.4); м) int(1.1); н) frac(78.25).

Задание № 4. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Стандартные функции в данном задании не использовать.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

Пример выполнения задания № 4.

Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

((a-b)*x+3)/(y+z)

При записи подобных математических выражений на языке Паскаль не следует забывать, что все символы пишутся в строчку на одном уровне, а все знаки операций должны быть проставлены (нельзя пропускать *). Также следует напомнить, что часть выражения, заключенная в круглые скобки, вычисляется в первую очередь.

Задание № 5. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Использовать стандартные функции. Следует обратить внимание на то, что для некоторых математических функций могут отсутствовать стандартные функции в Паскале и поэтому данные математические функции нужно выразить через какие-либо стандартные.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) .

Примеры выполнения задания № 5.

1)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sqr(y)+sin(2*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль не должен вызвать трудностей, т. к. в языке Паскаль имеют место как стандартная функция возведения числа в квадрат, так и стандартная функция вычисления синуса.

2)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sin(5.35*x)/cos(5.35*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль может вызвать трудность, т. к. в языке Паскаль отсутствует стандартная функция вычисления тангенса. Однако, из математики известно, что . Это соотношение и было использовано для записи выражения на языке Паскаль в данном примере, т. к. стандартные функции для вычисления синуса и косинуса в Паскале присутствуют.

Задание № 6. Если x — переменная типа real, а k — переменная типа integer, то какие из следующих операторов присваивания, записанных на языке Паскаль, являются правильными, а какие нет?

а) k:=k-2; б) k:=x+10; в) k:=8.0; г) x:=trunc(x); д) x:=k mod 3; е) x:=x div 4; ж) k:=k/5; з) k:=sqrt(sqr(k));

Задание № 7. Ккакому типу относятся следующие константы, записанные на языке Паскаль?

а) 0.125 б) 'Москва' в) $AB6 г) 'Y' д) 1.9E–4 е) -251 ж) '5'

Задание № 8. Какие из следующих идентификаторов, записанных на языке Паскаль, являются неправильными и почему?

а) y33 б)в) 59 г) x_2 д) _yz е) 34x

Задание № 9. Какая арифметическая операция языка Паскаль используется для нахождения остатка от целого деления?

Задание № 10. Какая математическая стандартная функция языка Паскаль используется для нахождения квадратного корня?

Задание № 11. Расположите следующие операции языка Паскаль в порядке убывания приоритетов:

а) вычисление функции sin(x); б) сложение двух переменных; в) унарная операция смены знака (-); г) операция div.

Затем студенты решают эти задания по очереди на доске под руководством преподавателя.

По мере накопления опыта преподавания дисциплины «Информатика» организация данной лабораторной работы и соответствующее данной работе методическое пособие будут совершенствоваться.

Литература:

1.         Семакин И. Г., Шестаков А. П. Лекции по программированию: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. — 279 с.

2.         Программирование на языке высокого уровня Паскаль. Лекция 1: Основные понятия языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/628/484/lecture/6259. (Дата обращения: 28.06.2013).

3.         Файзрахманов Р. А. Проектирование автоматизированных информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, А. В. Архипов; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2011.— 222 с.

4.         Файзрахманов Р. А.. Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, К. А. Селезнев; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007.— 266 с.

5.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Количественная оценка информации» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 78–80.

6.         Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 83–85.

7.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Эффективное кодирование» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 5 — М.: Издательство «Перо» — С. 99–101.

8.         Файзрахманов Р. А., Липатов И. Н. Цифровое моделирование случайного процесса с использованием формирующего фильтра // Вестник Ижевского государственного технического университета. — 2011. — № 1 — С. 135–138.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, Паскаль, математическое выражение, задание, выражение, методическое пособие, фиксированная точка, лабораторная работа, выполнение задания, вещественная константа.


Похожие статьи

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие

Задание №3. Дана матрица размером 4×3, элементами которой являются строки. Необходимо в системе Турбо-Паскаль написать программу, которая выполняет следующие функции

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

методическое пособие, пользователь, пользование телефоном, выполнение заданий, месяц, лабораторная работа, условный оператор, логическое выражение, ключевое слово, стандартная процедура.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Структура программы на языке Паскаль.

Задание № 1. Написать в системе Турбо-Паскаль программу для вычисления значения выражения

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

2) Вычислить значения выражений

Основные термины (генерируются автоматически): группа студентов, методическое пособие, лабораторная работа, множественный тип данных, дисциплина, множество, один, символ, студент.

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Типы данных, определяемые программистом.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего

2. Программирование на языке высокого уровня Паскаль.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Рассмотрим задания из методического пособия. Для третьего задания приведен также пример выполнения. Задание № 1. Вычислить значения логических выражений, записанных на языке Турбо-Паскаль

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Задание №1. Написать на языке Турбо-Паскаль три различные программы для решения следующей задачи с помощью операторов while, repeat и for соответственно.

. Приведем пример выполнения задания №2, разобранный в методическом пособии.

Типовые задания при изучении студентами тестирования...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Тестирование базового пути» студент должен сначала написать два консольных приложения (по вариантам) на любом языке программирования (Pascal, Delphi, C++, C#, Java и т. п.) в соответствии с постановкой задач.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие

Задание №3. Дана матрица размером 4×3, элементами которой являются строки. Необходимо в системе Турбо-Паскаль написать программу, которая выполняет следующие функции

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

методическое пособие, пользователь, пользование телефоном, выполнение заданий, месяц, лабораторная работа, условный оператор, логическое выражение, ключевое слово, стандартная процедура.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Структура программы на языке Паскаль.

Задание № 1. Написать в системе Турбо-Паскаль программу для вычисления значения выражения

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

2) Вычислить значения выражений

Основные термины (генерируются автоматически): группа студентов, методическое пособие, лабораторная работа, множественный тип данных, дисциплина, множество, один, символ, студент.

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Типы данных, определяемые программистом.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего

2. Программирование на языке высокого уровня Паскаль.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Рассмотрим задания из методического пособия. Для третьего задания приведен также пример выполнения. Задание № 1. Вычислить значения логических выражений, записанных на языке Турбо-Паскаль

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Задание №1. Написать на языке Турбо-Паскаль три различные программы для решения следующей задачи с помощью операторов while, repeat и for соответственно.

. Приведем пример выполнения задания №2, разобранный в методическом пособии.

Типовые задания при изучении студентами тестирования...

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Тестирование базового пути» студент должен сначала написать два консольных приложения (по вариантам) на любом языке программирования (Pascal, Delphi, C++, C#, Java и т. п.) в соответствии с постановкой задач.

Задать вопрос