Концепция информационного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 03.03.2014

Статья просмотрена: 3490 раз

Библиографическое описание:

Арефьев, Б. А. Концепция информационного общества / Б. А. Арефьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9520/ (дата обращения: 26.04.2024).

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач; — в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; — имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса; — происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; — происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: — технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; — гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий «информатизация» и «компьютеризация» носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет «агрессивный» характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики — знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами — фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы — вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа — порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам («знания — порождают знания»).

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993–1994 гг., включает следующие основные направления:

-                   создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

-                   формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Социальная информатика — определение, предметное поле исследования, методологическая роль. Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах). Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [2, с. 137]. Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А. В. Соколовым и А. И. Манкевичем в 1971 году [3, с. 34]. Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества. [4, с. 74].

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру: 1 уровень — теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 2 уровень — средний (социальный «срез» экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации); 3 уровень эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого научного комплекса [5, с. 41]. Задачами учебного курса «Основы социальной информатики» являются: — создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; — методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Часто понятие «информация» используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что «обиходное» употребление термина «информация» совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи [6, с. 11].

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т. д. [7, с. 351].

Таким образом информация это всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Данные — это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации. Знания — это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Может быть предложена следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная цепочка — зерно, мука, хлеб. Информация всегда носит «транспортный» оттенок передачи знания по сетям связи, знание же всегда связано с личностью его создателя.

Литература:

1.                  Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.

2.                  Колин К. К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества — М.: Наука, 1994. — 241с.

3.                  Соколова И. В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика. 2002. № 2. — С. 33–39.

4.                  Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки //Кадры партии. 1990. № 2. — С.71–80.

5.                  Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. — М.: МГСУ, 2006. — 138с.

6.                  Хартли Р. Передача информации. Теория информации и ее приложения. — М.: Политиздат, 1975. — 408с

7.                  Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Политиздат, 1963. — 863с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная информатика, Россия, единое информационное пространство, информационная безопасность, информационная экономика, методологическая роль, научное знание, предметное поле, система знаний, социальный аспект создания.


Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

создание единой системы мониторинга и оценки качества образования

Самерханова, Э. К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Э. К

Роль информационного обеспечения в системах автоматизированного проектирования.

Информационные технологии в развитии современного...

Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления...

Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы...

Особое значение этого курса связано с тем, что сегодня Россия предпринимает существенные усилия по созданию единого информационного пространства всей страны и его интеграции в мировое информационное пространство...

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления. Методологическую основу представленного исследования составляет...

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Большинством ученых информационная технология понимается как «комплекс научных и инженерных знаний, которые имеют применение в наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, методах их объединения для создания...

Управление информационным обществом со стороны...

Создаются единые национальные информационные системы. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

- создание информационной инфраструктуры системы управления науки и образования; - информационную интеграцию системы науки и образования Узбекистана в мировое информационно-образовательное пространство.

Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

создание единой системы мониторинга и оценки качества образования

Самерханова, Э. К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Э. К

Роль информационного обеспечения в системах автоматизированного проектирования.

Информационные технологии в развитии современного...

Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления...

Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы...

Особое значение этого курса связано с тем, что сегодня Россия предпринимает существенные усилия по созданию единого информационного пространства всей страны и его интеграции в мировое информационное пространство...

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления. Методологическую основу представленного исследования составляет...

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Большинством ученых информационная технология понимается как «комплекс научных и инженерных знаний, которые имеют применение в наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, методах их объединения для создания...

Управление информационным обществом со стороны...

Создаются единые национальные информационные системы. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

- создание информационной инфраструктуры системы управления науки и образования; - информационную интеграцию системы науки и образования Узбекистана в мировое информационно-образовательное пространство.

Задать вопрос