Статья посвящена методике разработки тестов различной степени сложности по дисциплине “Компьютерная графика”, здесь разработаны методические рекомендации и формулы, отражающие степень сложности различных тестов по компьютерной графике.
Ключевые слова: факторы, количество факторов, степень сложности тест, степень сложности тест по дисциплине “Компьютерная графика”.
Article is devoted a technique of working out of tests of various degree of complexity on discipline «Computer graphics», methodical recommendations and the formulas reflecting degree of complexity of various tests on computer the schedule here are developed.
В наши дни развитие системы графического образования предполагает использование удобных средств и методов всестороннего контроля уровня усвоенных молодыми специалистами знаний и навыков. Данные средства на сегодня состоят из широко распространенных устных, письменных и тестовых видов контроля, и все они являются основным гарантом укрепления полученных студентами знаний.
Например, при контроле знаний студентов по дисциплинам «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Компьютерная графика» наряду с устными и письменными видами контроля знаний используют и тестирование. Как нам известно, в наши дни данный вид контроля чаще используется на основе компьютерных технологий и это дает более эффективные результаты, но в целях еще большего повышения качества обучения, развития у студентов стремления к получению знаний, выявления наиболее способных в сфере графического образования студентов и поэтапного развития их знаний и навыков является актуальной проблемой создание методики составления тестовых заданий различной степени сложности и их разработка [1].
Современная тестовая теория формируется на основе взаимодействия педагогики, психологии, логики, математической статистики, теории информации, кибернетики и других наук. Качественный педагогический тест позволяет точно, правильно и объективно оценить уровень знаний учеников и студентов. Более чем вековой опыт многих государств показывает, что профессионально составленные тесты в системе образования необходимы как формулы в физике. Педагогические тесты, имея положительные возможности, позволяют повышать качество знаний во всех сферах образования. Поэтому иметь определенные знания в области тестов является одной из главных задач каждого преподавателя и сотрудника органа управления образованием [2].
Вопросы педагогического измерения и оценки хорошо изучены в работах В. С. Аванесова, Г. Алимова, В. И. Васильева, Ф. А. Джумабаевой, Т. Н. Зайчиковой, Ф. Мамбетова, В. Б. Челишковой, А. Морева, Гю Раша, Х.Суена, Г. Ф. Кудера, М. В. Ричардсона, В. М. Свириденко, Л. Яноши, Ч. Шокировой и др. и используются на практике.
Педагогические тесты являются составной частью многих новшеств в системе образования, в том числе концепция педагогической технологии и технология полного усвоения. Эти концепции одобрены со стороны ЮНЕСКО и широко используются во многих государствах. Если тест правильно составлен, он позволяет объективно оценить знания обучаемого, так как эта оценка не будет связана с личностью преподавателя. Правильно решенные тестовые задания оцениваются на основе определенных критериев. Поэтому тесты называют точным и объективным средством педагогической оценки знаний. Но только составленный на высоком профессиональном уровне тест может дать такие результаты. Надежность теста отражается в точности меры знаний, выявленных с помощью данного теста. Определение надежности теста, прежде всего, ставит перед собой целью выявить, насколько можно доверять результатам данного теста [3].
В разработке методики составления тестов различной степени сложности по дисциплине «Компьютерная графика», основываясь на цели и содержание, задачи дисциплины, мы нашли необходимым смотреть на предметы, которые должен усвоить обучаемый, как на основные факторы и количество и степень сложности именно этих факторов, наблюдаемых у студентов, связаны со степенью сложности тестов, что и взято нами за основу.
Значит, тесты различной степени сложности по дисциплине «Компьютерная графика» по каждому виду составляются, основываясь на следующее:
1) теоретические вопросы, относящиеся к основным понятиям по дисциплине «Компьютерная графика»;
2) понятия и задания, относящиеся к используемым программам (AutoCAD, CATIA, 3DMAX,… и др.), а также задания, обеспечивающие одношаговое логическое мышление обучаемых, исходя из данных чертежей;
3) вопросы, имеющие отношение к алгоритму выполнения и логическому осмыслению практических заданий, выполняемых в графических программах.
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что при составлении тестов различной степени сложности необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному». В тестах определенной степени сложности основное место отводится факторам, которые должны быть сформированы у студентов и именно их количество определяет степень сложности тестов по дисциплине «Компьютерная графика». Ниже данные факторы приведены в соответствии с тестами различной степени сложности.
У студентов, выполнивших тесты 1-ой степени сложности, наблюдается проявление следующих факторов:
- теоретические знания;
- сохранение в памяти.
- У студентов, выполнивших тесты 2-ой степени сложности, наблюдается проявление следующих факторов:
- логическое осмысление одношаговой задачи;
- правильное выполнение алгоритма решения задачи;
- умение применять в процессе решения задач;
- получение точных результатов.
У студентов, выполнивших тесты 3-ей степени сложности, наблюдается проявление следующих факторов:
- логическое осмысление этапов решения задач;
- принятие правильного решения;
- правильное выполнение алгоритма снятия измерений;
- использование при решении аналогичных задач;
- получение правильного решения;
- умение анализировать полученные результаты.
Данные факторы взаимосвязаны и они используются в качестве единицы измерения при оценке степени знаний студентов по дисциплине «Компьютерная графика». Чем больше соответствуют знания обучаемого данным факторам, тем больше вероятности, что он сможет выполнять задания определенной степени сложности.
Ученый из Дании Г. Раш [4] ввел новую единицу измерения «логит», позволяющую отражать на одинаковой шкале уровень знаний обучаемого и степень сложности теста.
Степень знаний определенного студента определяется по количеству баллов, набранных им по результатам решения теста.
(1)
Здесь: n — количество испытуемых, pi — доля возможных правильных ответов на количество тестов; qi — возможные неправильные ответы на количество тестов.
По такому же принципу определяется сложность тестовых заданий.
(2)
Здесь:n — количество тестовых заданий, pj — доля возможных правильных ответов всех студентов; qj — возможные неправильные ответы всех студентов.
В определении сложности тестов по дисциплине «Компьютерная графика» играют важную роль факторы, сформированные у испытуемых, и, учитывая количество данных факторов можно оценить степень сложности данного теста.
Для выполнения теста 1-ой степени сложности студент должен проявить как минимум ≥2 факторов.
Для выполнения теста 2-ой степени сложности студент должен проявить как минимум ≥4 факторов.
Для выполнения теста 3-ей степени сложности студент должен проявить как минимум ≥6 факторов и т. д. по этому принципу определяется степень сложности в тестах еще большей степени сложности.
Пока будем считать, что есть 3 степени сложности, для решения тестов каждой степени сложности студенты должны обладать вышеотмеченными факторами и мы обозначим это в общем виде как
=,,….. (3)
Значит, исходя из результатов исследований Г. Раша степень знаний каждого студента определяется по формуле (1). Учитывая особенности тестов по компьютерной графике, мы можем отметить, что приведенные в формуле (1) pi — доля возможных правильных ответов на количество тестов и qi — возможные неправильные ответы на количество тестов независимо от степени сложности решаемых тестов, показывает взаимосвязь между уровнем знаний обучаемого и факторов, требуемых от студента. (4)
(4)
Так как то, как решил студент тест, показывает, насколько у него сформированы необходимые факторы. Если мы обозначим данные факторы по степени сложности тестаFi, Fj, Fk ….. Fm то мы получим следующее уравнение. (5)
i≥ 1,2; j≥1,2,3,4; k≥1,2,3,4,5,6; m= i,j,k,…..r, (5)
(6)
Здесь - факторы, требуемые от студента при решении теста определенной степени сложности, а i,j,k,…..,m — количество факторов. — степень сложности теста. -степень сложности теста. Как видно из формулы (3) для выполнения теста 1-ой степени сложности студенту требуется как минимум два вышеперечисленных фактора и т. п.
Поэтому, чем больше количество факторов, отмеченных в тестах, тем выше pj — доля возможных правильных ответов на количество тестов, и наоборот, чем меньше количество факторов, тем больше qj — возможные неправильные ответы на количество тестов, отсюда выводим следующую закономерность.
(7)
Если сформировать вышеуказанные вычисления основываясь на формулу (2) Г. Раша, то мы получим, что степень сложности теста по компьютерной графике прямо пропорциональна количеству pj — доле возможных правильных ответов на количество тестов,qj — возможным неправильным ответам на количество тестов, степени сложности теста и, исходя из этого, мы формируем (2) уравнение.
Формула определения степени сложности тестов по компьютерной графике:
(8)
Ниже приведем примеры тестов по компьютерной графике 3-х степеней сложности:
Как было отмечено выше, тесты 1-ой степени сложности требуют от студентов теоретических знаний общих понятий по дисциплине и выбора правильного решения. Значит, студент может найти правильное решение, основываясь на теоретические знания.
Например: для того, чтобы нарисовать прямую линию в программе AutoCAD необходимо выбрать…
А) «Отрезок с линиями» на панели «Рисование (Черчение)»;
В) «Прямая» на панели «Рисование (Черчение)»;
С) «Полулиния» на панели «Рисование (Черчение)»;
D) «Дуга» на панели «Рисование (Черчение)».
При выполнении теста 2-ой степени сложности от студента кроме требований, поставленных в тесте 1-ой сложности, требуется логическое осмысление тестового задания, правильно выполнить алгоритм решения и добиться результата.
Рис. 1.
Например: на первом рисунке определите ряд, в котором указан правильный алгоритм. Радиус окружности 50 мм.
a) выбирается «Круг» — нажимается правая кнопка мыши и выбирается строка ККР (кас кас радиус) — указываются приблизительные точки попытки — вводится радиус окружности 50мм — один раз нажимается Enter.
b) выбирается «Круг» — нажимается левая кнопка мыши и выбирается строка ККР (кас кас радиус) — указываются приблизительные точки попытки — вводится радиус окружности 50мм — один раз нажимается Enter.
c) выбирается «Круг» — нажимается кнопка и выбирается строка ККР (кас кас радиус) — указываются центры окружностей — вводится радиус окружности 50мм — один раз нажимается Enter.
d) выбирается «Дуга» — указываются приблизительные точки попытки — вводится радиус окружности 50мм — один раз нажимается Enter.
Для выполнения теста 3-ей степени сложности от студента кроме знаний и навыков, необходимых для решения тестов 1-ой и 2-ой степени сложности, требуется логическое и творческое осмысление заданий, имеющих поэтапное решение, умение принимать правильное решение, получать результат, анализировать полученный результат.
Например: определите последовательность действий при расположении данного аксонометрического изображения с помощью задания «разделить» (Видовые экраны).
a) Меню Вид — Видовые экраны –Новые ВЭ — Четыре: равномерно
b) Меню Правка — Видовые экраны — Новые ВЭ — Четыре: равномерно
c) Меню Черчение — Видовые экраны –Новые ВЭ — Четыре: равномерно
d) Меню Вид — 3 D виды — Новые ВЭ — Четыре: равномерно
Итак, при составлении тестов различной степени сложности по дисциплине «Компьютерная графика» прежде всего главную роль играют требования, предъявляемые к знаниям и навыкам обучаемых, а также соответствие обучаемых данным требованиям. Это расценивается в качестве вышеуказанных факторов. В качестве вывода можно отметить, что использование тестов различной степени сложности при объективной оценке и развитии знаний и навыков обучаемых принесет положительные результаты и поднимет эффективность обучения на новую ступень.
Литература:
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М.: МИСиС,1989. — 166-с.
2. Шокирова Ч. Т. Развитие творческого мышления студентов и повышение эффективности обучения на основе программного контроля. Дисс.... канд. пед. наук. Андижан., 2009–132-с.
3. Ян Смит, Б.Фарберман, объективная оценка знаний учащихся. Учебное пособие. Ташкент 1998. — 114-с.
4. Rasch G. Probabilistic model for some intelligence and attainment tests. Chicago. Univ. of Chicago Press. 1980, — 199-p.