В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивного построения формы.
Ключевые слова: анализ, форма, трансформация, художественное проектирование, источник творчества, гармония.
Украинский народный костюм, как составляющая этно направления, часто вдохновляет не только отечественных, но и зарубежных дизайнеров. Этнический источник творчества объединяет логические формы, интересные композиционные, фактурные и орнаментальные решения. Использование этой информации способствует обогащению и художественному развитию новых моделей одежды с особым народным колоритом. Однако, создавая современные модели одежды, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механической связью народных мотивов, строить эскизы только на интуитивном и ассоциативном впечатлении.
Итак, актуальной является задача исследования украинского народного костюма, как художественной системы, а также поиск путей его творческой трансформации в современные гармоничные модели одежды. Схему процесса формообразования костюма на основе национальных принципов представлено на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Схема последовательности процесса формообразования костюма на основе национальных принципов
В процессе исследования решены следующие задачи:
- выполнен структурный анализ наиболее характерных элементов построения этно формы костюма Полесья, ее членений, пропорционального и ритмического построения;
- разработаны современные гармоничные модели женской одежды на основе принципов трансформации пространственной структуры формы.
Автору статьи предложили разработать модели женской праздничной одежды для летнего сезона в этно стиле, с целью внедрения в массовое производство для ТМ «Любисток».
ТМ «Любисток» основано в 2007 году. Продукция ТМ «Любисток» уже хорошо известна в Украине и далеко за ее пределами. Изделия ТМ «Любисток» органично сочетают в себе аутентичность украинского искусства вышивки и современные тенденции моды. Эта гармония по вкусу клиентам, среди которых большую часть составляет молодежь. Последовательность разработки новой модели женской одежды с этно компонентами выполнялась по следующим этапам (рис.2).
Рис. 2. Последовательность художественного проектирования новой модели женской одежды на основе принципов этнического формообразования
На основе проведенного анализа [1–8] определены главные принципы использования этнических форм в художественном проектировании новых моделей женской одежды:
- имитация формы национальной одежды в отдельных элементах современного костюма;
- аналогичность силуэтных решений и общей формы костюма этно формам;
- дизайн — проектирование с выявлением функциональности и образно — ассоциативной выразительности костюма.
Алгоритм художественно — проектной деятельности на основе ассоциативного формообразования с использованием этно аналогов, имеет четыре главных этапа:
1) определение исходного элемента;
2) построение структуры формы;
3) пространственное преобразование исходных элементов;
4) получение формообразующего ряда.
Путь трансформации творческого источника в конкретную форму костюма можно представить следующим образом: наличие исходной трансформы, ее дополнение и преобразование в новую трансформу [2].
Основной идеей методов, базирующихся на принципах теории трансформации, является разработка объектов новой формы или объектов с новыми, усовершенствованными свойствами, из некоторого числа исходных объектов, путем их последовательного преобразования. Процесс трансформации может быть представлен в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Схема трансформации исходного объекта преобразования
Во всех моделях одежды, в качестве декора, ТМ «Любисток» использует эксклюзивный каталог тканых вышивок, состоящий из сорока трех образцов. Все образцы вышивки проанализированы, систематизированы с учетом композиционно — цветографического построения орнамента на группы, в соответствии с их сходством каждому историко-этнографическому региону Украины.
Для дальнейшей работы выбраны вышивки Полесского региона, а в качестве трансформы А, или этноаналога исследовано исторический женский костюм Полесья, таблица 1.
Полесский регион — центральный регион Украины, был мало подвержен влиянию других государств, поэтому лучше сохранил чистоту украинских традиций. К Полесскому региону относят территорию Волынской, Киевской, Черниговской областей.
Таблица 1
Графическое изображение декора и мест его расположения, характерного для женских рубашек Полесья
Образцы вышивок ТМ «Любисток» |
Образец вышивки Полесья |
Женские рубашки Полесья |
Главные этапы трансформации этноформ в новую форму костюма определены следующим образом [2]:
- оценка внешней формы и функциональных особенностей этноформы;
- определение аналогий этноформы с проектируемой формой;
- сравнение общего контура и внутренних элементов этноформы с известными силуэтными формами и тектоническими структурами;
- определение общей силуэтной формы и тектонической построения проектируемого объекта.
Типовая форма трансформы А — костюма Полесья — рубашка, как плечевое изделие, обычно покрывала тело практически до щиколоток. Рубашка часто была единственным самостоятельным элементом одежды и выполняла функцию современного платья, подвязывалась поясом. Основное пропорционально — размерное построение, как рубашки, так и других составляющих комплекса костюма полностью подчиняется пропорциям человеческого тела, обеспечивает пропорциональную гармоничность.
Силуэтная форма рубашки — прямоугольная. Контуры одетой фигуры не выделяются, а наоборот, размер одежды визуально увеличивает фигуру. Однако, внутренняя форма рубашки не стихийная, расположение продольных и поперечных швов, отделка орнаментами пропорционально делит ее на части, создавая ритмы площадей и линий [3–8].
Творческий поиск композиции новой, модной и гармоничной формы легкой женской одежды рекомендуется начать с анализа пропорционально — ритмического построения костюма Полесья, таблица 2. Основой его является визуальный анализ. Хроматический или ахроматический эскиз народного костюма формально делится на зарисовки пропорционального строения и ритмики горизонтальных и вертикальных полос декора, фрагментов формы, цветных полос и пятен декора.
К основным внутренним членениям формы в украинском костюме принадлежит ритмическое членение вышитыми орнаментами. Дополнительная информация, которую несет орнамент, это цвет, символический смысл, методы отделки.
Таблица 2
Анализ пропорционально-ритмического построения костюма Полесья
Костюм Полесья |
Пропорционально-ритмическое построение составляющих элементов костюма |
Ритмическое построение декора костюма |
Общее пропорционально-ритмическое построение костюма |
|
|
|
|
Образование современной модной формы на основе принципа прямого покроя обычно происходит в двух направлениях.
К первому относится копирование народной одежды по форме и покрою. Второй метод заключается в ассоциативном творчестве — использовании для построения новой формы наиболее характерных черт народной формы в целом или фрагментарно.
В работе предложены принципы трансформации пространственной структуры рубашки Полесья [2], которые наиболее соответствуют задачам получения новых вариантов формы с улучшенными функциональными и эстетическими характеристиками, рисунок 4, таблица 3.
Рис. 4. Принципы трансформации пространственной структуры национальной одежды
Таблица 3
Примеры построения формы на основе принципов трансформации
Модели — идеи современной женской одежды |
|||||
Инверсия — зеркальная симметрия |
Плюрализация. Ритмический и метрический повтор элементов |
Замещение - вертикальное вытягивание по двум направлениям |
Диагональное вытягивание по одному направлению |
Сложное отражение относительно диагональных осей |
Ритмический повтор элементов |
В таблице 4 приведен анализ конструкции и элементов геометрического строения формы женской народной рубашки Полесья. Детали рубашки размещены в соответствии с осями координат. За оси координат принято линию середины переда и линию плечевого пояса. Базовыми формообразующим деталями конструкции женской рубашки являются переднее и заднее полотнища, рукав, вставка в рукава (ластовица). На переднем полотнище размещен нагрудный вырез, его не учитываем как отдельную деталь.
Основными элементами геометрического строения формы рубашки являются прямоугольник и трапеция, комбинирование которых позволяет получить разнообразные дополнительные формы. Название и внешний вид формы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Элементы геометрического строения формы
Внешний вид и конструкция рубашки |
Внешний вид геометрической формы детали изделия |
Название геометрической фигуры |
Название детали в народном изделии |
Название детали для новой модели одежды |
Внешний вид рубашки |
прямоугольник с вертикальным удлинением |
спинка и полочка |
спинка |
|
прямоугольник с горизонтальным удлинением |
рукав |
рукав |
||
Конструкция рубашки |
прямоугольная трапеция |
вставка в рукава (ластовица) |
- |
|
кривые второго порядка |
горловина |
горловина, пройма спинки и полочки, окат рукава, низ рукава |
||
пятиугольник |
- |
полочка |
Для создания новых композиционно-конструктивных решений использовано комбинаторный метод. Метод заключается в обнаружении базовых элементов (деталей), и их комбинаторному сочетанию и трансформации с целью получения новых конструктивных решений. Геометрические элементы, которые предполагается использовать при создании новой модели одежды, приведены в правом ряду таблицы 4.
Методом комбинаторики модулей композиционно — конструктивного строения женской рубашки Полесья, разработана новая модель современной женской одежды.
Развитие новой формы на участке плечевого пояса осуществлено путем модификации рукава — изменена его длина, способ соединения с проймой и его форму. Визуальная демонстрация этапов разработки новой модели приведена в таблице 5.
Таблица 5
Графическое изображение этапов разработки новой модели одежды методом комбинаторики
Совмещение конструкции новой модели и традиционной рубашки |
Конструкция новой модели одежды |
Пропорционально-ритмическое построение |
Эскиз новой модели одежды |
Фотография готовой модели одежды на манекенщице |
Разработанная модель была положительно оценена на художественном совете предприятия и выпускается на ТМ «Любисток».
В украинском народном костюме присутствует комплекс композиционных и конструктивных решений, обеспечивающих его логическое построение, гармоничность, высокий художественный уровень. Поэтому, именно народный костюм, как источник творчества, позволяет увеличить современный ассортимент швейных изделий с органическим сочетанием их утилитарного и эстетического качества.
Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно — конструктивного построения формы украинского народного костюма, обеспечит логическую трансформацию первоисточника при разработке современных моделей одежды.
Литература:
1. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Учебник для вузов/ Ф. М. Пармон — М.: Легпромбытиздат, 1997–318с.
2. Петушкова Г. И. Проектирование костюма Текст.: учеб. для вузов / Г. И. Петушкова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 416 с.
3. Ніколаєва Т. О. Історія українського костюма [Текст] / Т. О. Ніколаєва З. О. Васіна [та інші]. — К.: Либiдь, 1996. — 176 с.
4. Лагода О. М. Ансамблевий комплекс українського традиційного вбрання як зразок протодизайну одягу // Вісник ХДАДМ. — Харків: ХДАДМ, 2006. — № 11. — С. 57–62.
5. Федина О. Український народний костюм і проблеми ансамблевості в сучасній практиці художнього моделювання одягу / Вісник Львівської академії мистецтв, вип. 10. — Л.: ЛАМ, 1999. — С. 245–249.
6. Кара-Васильєва Т. В. Українська сорочка: Альбом/Кара-Васильєва Т. В. — К.: Томіріс, 1994. — 32 с.
7. Кара-Васильєва Т. В. Українська народна вишивка/Т. В. Кара-Васильєва А. О. Заволокіна— Київ: Либідь, 1996.— 96 с.
8. Білан М. С. Український стрій: Навчальний посібник/М. С. Білан, Г. Г. Стельмащук.— Львів: Фенікс, 2000.— 325 с.