На протяжении длительного периода времени договор лизинга получал и получает до сих пор широкое распространение в сфере экономики и финансов. На уровне российского законодательства в Федеральном законе от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг получил закрепление в виде совокупности экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией соответствующего договора, в том числе приобретением предмета лизинга [1].
Договор лизинга занимает важное место в международном частном праве, обеспечивая эффективные механизмы финансирования и использования имущества. Он представляет собой трехсторонний договор, в рамках которого одна сторона, именуемая лизингодатель, предоставляет другой стороне (лизингополучателю) предмет, приобретенный в собственность по указанию лизингополучателя, за установленную плату на определенных соглашением условиях во временное владение и пользование. Таким образом, речь идет об особом виде договора аренды со специфическим количеством участников и установлением связи между двумя договорами — с одной стороны лизингодатель и лизингополучатель, а с другой — лизингодатель и продавец (поставщик).
Лизинг получил свое закрепление не только в законодательстве Российской Федерации, но и на международном уровне. Несмотря на то, что в рамках международного частного права отсутствует единая консолидированная правовая база, регулирующая лизинговые отношения, сложился определенный набор ключевых документов, определяющих правовые рамки данного института:
- Соглашение о развитии в Евразийском экономическом сообществе международного лизинга сельскохозяйственной техники, машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, используемых в агропромышленных комплексах от 21.05.2010 г.;
- Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);
- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 г.;
- Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге 1998 г.
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16.11.2001 г.
Особое внимание важно уделить Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., которая закрепила в себе основные положения относительно заключения соответствующего договора, а также устранила правовые препятствия, установив при этом справедливое равновесие между интересами сторон соответствующих правоотношений, сделав такой договор наиболее доступным для участников на международной арене [2].
При заключении договора обязательными условиями является установление предмета, прав и обязанностей каждой из сторон-участников, срок его действия, лизинговые платежи, а также необходимость предусмотрения ответственности сторон в случае несоблюдения обязательств по соглашению и избрание права, применимого к регулированию этих правоотношений [3, с. 140–150.].
Сложность регулирования лизинговых сделок заключается в конфликте правовых систем, возникающий из-за различия в национальных законодательствах интерпретации и исполнения условий договора. Именно поэтому стороны-участники, заранее обговаривают вопросы, касающиеся применимого права. Однако, есть еще один аспект, вызывающий трудности при заключении договора лизинга — это регистрация и защита права. В некоторых странах для защиты прав лизингодателя может потребоваться регистрация договора лизинга или самого имущества. Особенно актуален этот вопрос в отношении движимого имущества, например, транспортного средства и оборудования.
История возникновения лизинга начинается в США, когда в XIII веке зарегистрировали первый в мире договор лизинга частной собственности, согласно которому его участники — члены гильдии получили лошадей, фургоны и коляски. Достаточно широкое распространение договор получил в сфере техники и оборудования, а затем пустил свои корни в отношении недвижимости [4, с. 60–71].
Чаще всего, в качестве лизингодателя выступают лизинговые компании. Обращаясь к практике применения договора финансового лизинга, можно выделить такую компанию, как Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), занимающаяся поставками в лизинг практически любого вида транспорта. В соответствии с пунктами соглашения ГТЛК обязана поставить в Норвегию два круизных лайнера стоимостью 171 млн. евро. Договоренности были установлены в июне 2019 года, согласно которым GTLK Global Business выиграла тендер норвежской компании Havila Kystruten и должна поставить суда в лизинг на 10 лет [5].
Однако в истории ГТЛК есть случаи, когда одна из сторон не выполняла, предусмотренные договором обязательства, в результате чего выигрывала через суд немалые суммы денежных средств. Так, она выиграла дело, согласно которому получила возможность взыскать с норвежской судоходной компании Havila Kystruten 220 млн евро в качестве компенсации за четыре круизных паромных судна, построенных на турецкой верфи Tersan. Суть дела заключалась в том, что ГТЛК заказала для норвежской компании строительство паромов (Capella, Castor, Polaris, Pollux), по готовности которых Havila Kystruten так и не заплатила за их изготовление, сославшись на санкции США, Великобритании и Европейского союза после начала «специальной военной операции» в отношении ГТЛК и его дочерних структур, находящихся в Европе и Азии [6].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: договор лизинга рассматривается как сложное юридическое правоотношение, которое сочетает в себе элементы аренды, продажи и финансирования. Важно отметить, что правильная реализация договора лизинга может стать эффективным инструментом финансирования, способствующим развитию бизнеса на международной арене, в случае соблюдения всех аспектов должным образом.
Литература:
- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 15.12.2025)
- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4965/ (дата обращения: 15.12.2025)
- Лебедев С. Н. Международное частное право. — 2015. — Т. 2. — С. 764.
- Гуща Г. Н. Развитие лизинга в США и его правовое регулирование // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — 2004. — № 2–3 (18). — С. 60–71.
- Лизинг для юридических лиц, оперативный лизинг на официальном сайте Государственной транспортной лизинговой компании // URL: https://www.gtlk.ru/ (дата обращения: 15.12.2025)
- ГТЛК выиграла суд о взыскании с норвежской судоходной компании €220 млн // URL: https://www.forbes.ru/biznes/490946-gtlk-vyigrala-sud-o-vzyskanii-s-norvezskoj-sudohodnoj-kompanii-220-mln (дата обращения: 15.12.2025)

