Введение
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), возрожденный в 2014 году, является программной и нормативной основой системы физического воспитания населения. Особое значение имеет I ступень комплекса, ориентированная на детей 6–7 лет. Данный возраст представляет собой переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, характеризующийся интенсивным ростом, развитием опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, но также неустойчивостью психических процессов и быстрой утомляемостью.
Включение детей данной возрастной группы в программу ГТО ставит перед инструкторами по физической культуре, воспитателями и педагогами задачу не просто подготовки к сдаче конкретных нормативов (челночный бег 3х10 м, смешанное передвижение 1 км, метание теннисного мяча в цель, наклон вперед из положения стоя, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине), а целостного развития физических качеств в адекватной возрасту форме.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методики, которая, с одной стороны, обеспечит эффективную подготовку к испытаниям, а с другой стороны полностью соответствовать психофизиологическим особенностям детей 6–7 лет, исключая риски переутомления и потери интереса к двигательной активности.
Цель статьи: теоретически обосновать и описать особенности и формы работы по подготовке детей 6–7 лет к успешной и безопасной сдаче нормативов ГТО I ступени.
Формы и методы работы по подготовке детей 6–7 лет к сдаче нормативов ГТО.
Подготовка детей 6–7 лет к ГТО не должна сводиться к «натаскиванию» на тесты. Это системный процесс, интегрированный в ежедневную физкультурно-оздоровительную работу. Основные принципы: доступность, индивидуальность, оздоровительная направленность, безопасность и игровая форма.
1. Интегрированные игровые занятия.
Основной формой подготовки является физкультурное занятие, построенное по принципу комплексного развития качеств. Элементы, направленные на развитие скоростно-силовых способностей (для прыжка в длину), координации (для челночного бега, метания), гибкости (для наклона) и силовой выносливости (для норматива на пресс), включаются в сюжетно-ролевые или тематические игры.
Пример: занятие «В поисках сокровищ» включает полосу препятствий (преодоление «ущелья» — прыжки с места), «метание снарядов в пиратский корабль» (метание в цель), «переправу по канату» (ходьба по линии с сохранением равновесия).
2. «Веселые старты» и мини-соревнования («ГТОшки на старт»).
Периодическое проведение мероприятий, моделирующих условия сдачи нормативов, но в упрощенно-игровой форме. Это позволяет детям познакомиться с процедурой тестирования, снизить эмоциональное напряжение, адаптироваться к соревновательной обстановке.
Пример: «Малые олимпийские игры»: станции с испытаниями, аналогичными нормативам ГТО, но с использованием яркого инвентаря и образных названий («Прыжок кузнечика», «Гибкая тростинка», «Меткий стрелок»).
3. Индивидуально-дифференцированный подход.
Необходимо проводить входную диагностику физической подготовленности каждого ребенка для выявления его сильных и слабых сторон. Для детей, испытывающих трудности с конкретным нормативом, разрабатываются индивидуальные игровые комплексы упражнений (например, для развития гибкости — игры «Море волнуется» с фиксацией поз, «Лимончик» для развития мышц брюшного пресса и спины).
4. Использование интерактивных и наглядных методов.
— Включение в основную часть занятия тренировки «Табата» с использованием интервального секундомера. Звуковой сигнал мотивирует детей выполнить задание качественно и до конца, а сочетание силовых и кардиоупражнений делает занятие интереснее и увлекательнее.
— «Дневник юного физкультурника»: ведение ребенком с помощью родителей или воспитателя простого дневника, где отмечаются его маленькие победы и достижения.
— Стенд «Мы готовимся к ГТО»: Наглядная агитация с фотографиями, графиками прогресса, информацией о нормативах.
— Просмотр мультфильмов или видеороликов о спорте и ГТО.
5. Работа с родителями (законными представителями) как ключевой фактор. Успех подготовки на 80 % зависит от поддержки в семье.
Формы работы:
— родительские собрания на тему «ГТО в детском саду и дома»; мастер-классы «Игры, которые готовят к ГТО»;
— совместные спортивные праздники «Мама, папа, я — ГТО-шная семья»; участие в районных соревнованиях по бегу; приглашение судей с районного Центра спорта, для приема нормативов как у воспитанников детского сада, так и у их родителей;
— предоставление рекомендаций по домашним игровым тренировкам (например, игра в «классики» для развития толчка при прыжке, метание бумажных самолетиков для отработки замаха).
6. Взаимодействие с медицинским работником.
Обязательный контроль за состоянием здоровья детей, допуск к тренировочному процессу и непосредственно к тестированию только при отсутствии противопоказаний.
Заключение
Подготовка детей 6–7 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО — это многогранный педагогический процесс, выходящий за рамки простой физической тренировки. Он должен решать задачи не только развития конкретных физических качеств (скоростных, координационных, силовых), но и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой, воспитания волевых качеств, понимания ценности здоровья.
Ключевой особенностью является абсолютный приоритет игровой формы над строгим учебно-тренировочным процессом. Инструктору по физической культуре необходимо выступать в роли организатора увлекательной двигательной деятельности, где выполнение упражнений, направленных на подготовку к нормативам ГТО, становится естественной частью игры.
Эффективность подготовки обеспечивается системностью, интеграцией в образовательный процесс детского сада или начальной школы, тесным сотрудничеством с родителями и индивидуальным подходом к каждому ребенку. Важно помнить, что для детей 6–7 лет сам процесс подготовки и положительные эмоции, связанные с движением, значат гораздо больше, чем формальный результат. Таким образом, комплекс ГТО на данной ступени становится не целью, а эффективным средством гармоничного физического и личностного развития ребенка, закладывающим фундамент для его дальнейших спортивных и жизненных достижений.
Литература:
1. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Утверждены приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 90 (в редакции от 15.06.2021).
2. Сонькин, В. Д. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / В. Д. Сонькин. — М.: Академия, 2018. — 288 с.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2022. — 127 с.
4. Коданева, Л. Н. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к выполнению нормативов ВФСК ГТО первой ступени / Л. Н. Коданева, Н. А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2020. — № 3. — С. 36–38.
5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2019. — 368 с.
6. Анисимова, М. С. Формирование двигательных компетенций у детей 6–7 лет в процессе подготовки к сдаче норм ГТО / М. С. Анисимова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2021. — № 5 (28). — С. 45–48.
7. Официальный интернет-портал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). — URL: https://www.gto.ru/

