Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о классификации участников дорожного движения

Юриспруденция
Препринт статьи
15.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ норм законодательства Российской Федерации в целях формирования единой и непротиворечивой классификации участников дорожного движения. Выявляется отсутствие исчерпывающего перечня всех возможных субъектов, которые могут быть участниками дорожного движения, и обращается внимание на необходимость его расширения с учетом современных реалий.
Библиографическое описание
Коршунова, К. С. К вопросу о классификации участников дорожного движения / К. С. Коршунова, Т. К. Сацкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131557.


Правовое регулирование в сфере безопасности дорожного движения базируется на четком определении субъектного состава и разграничении правового статуса данных субъектов. Эффективность норм, направленных на обеспечение порядка и безопасности на дорогах, напрямую зависит от точности и полноты классификации участников дорожного движения. В российской правовой системе такая классификация носит комплексный характер и вытекает из системного толкования ряда нормативных актов.

Базовое определение понятия «участник дорожного движения» дано в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090): «Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства» [3]. Данное определение является исходным и указывает на функционально-ролевой критерий как первичный для классификации. Однако простой перечень трех категорий не отражает всей сложности системы. Но сначала рассмотрим указанные три категории участников дорожного движения.

Водитель является центральной и наиболее сложной категорией. Согласно ПДД, «водитель — это лицо, управляющее любым транспортным средством (ТС), а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо» [3]. Таким образом, в категорию «водитель» входят:

— водитель механического ТС (автомобиль, мотоцикл, трактор и т. д.);

— водитель немеханического ТС (велосипед, гужевая повозка);

— лицо, управляющее мопедом или скутером (правовой статус близок к водителю механического ТС, но с возрастными ограничениями и особыми требованиями к правам);

— погонщик животных.

Критерием отнесения данных лиц к категории водителя здесь является выполнение функции управления источником повышенной опасности или перемещающимся объектом на дороге.

Категория «водитель» подробно представлена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20. В Постановлении указывается, что «водителем признается … и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. … водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства» [4, гл. I. п. 1]. Анализ понятия «водитель», данный в Постановлении, говорит о том, что вышеприведенная категория нуждается в дополнении, в частности, не совсем ясно, кто относится к иным лицам, которые могут управлять транспортным средством.

Пешеход определяется как лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам также приравниваются лица:

— передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя;

— ведущие велосипед, мопед, мотоцикл;

— ведущие рядом с собой тележку, детскую или инвалидную коляску, санки.

Таким образом, статус пешехода определяется не только способом передвижения (ходьба), но и нахождением вне ТС в процессе его перемещения или использованием средств, не являющихся ТС в контексте ПДД (инвалидная коляска).

Пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также входящее или выходящее из него. Пассивное отношение лица к ТС (неуправление ТС и непередвижение его своим ходом) является ключевым.

Исходя из определения «пассажир» данного в ПДД РФ, видно, что пассажир считается таковым до тех пор, пока находится в (на) транспортном средстве, но при этом он не является водителем. В то же время законодатель исключил из данной категории обучающего вождению и принимающего экзамен, а приравнял их к водителю.

Лицо, обучающее вождению или принимающее экзамен, по факту находится за рулем транспортного средства и управляет им, а значит, является водителем. Все же, в связи с тем, что два водителя не могут одновременно управлять одним и тем же транспортным средством, обучающийся и экзаменуемый должны быть квалифицированы как «пассажир» с частичным доступом к управлению, а технические возможности рабочего места обучающего вождению и его должностные обязанности, возлагают на него такую же ответственность, как на водителя. Таким образом, пассажиром может быть:

— физическое лицо, кроме водителя, находящееся в (на) транспортном средстве, не имеющее возможности управлять транспортным средством в полном объеме, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или выходящее (сходящее) из (с) транспортного средства;

— физическое лицо, обучаемое вождению или сдающее экзамен на право управлять транспортным средством.

Из вышесказанного следует, что определение понятия «пассажир» в нормативно-правовых актах требует уточнения.

Законодательство выделяет обязанности пассажира, связанные с его безопасной посадкой/высадкой и соблюдением им определенных правил во время поездки.

Помимо базовой триады, законодательство приравнивает к участникам дорожного движения группы иных лиц, чей статус связан с исполнением профессиональных или общественных функций. К ним, например, относится регулировщик дорожного движения. Регулировщик наделен особыми властными полномочиями по непосредственному управлению движением. Регулировать движение могут не только работники ГИБДД РФ. ПДД РФ наделяют данными полномочиями ряд других должностных лиц, которые приравниваются к регулировщикам. Ими являются работники ВАИ; дежурные по переезду; работники дорожно-эксплуатационных служб; дежурные на паромных переправах. Отсюда, регулировщик имеет некий профессиональный статус, на основании которого он призван следить за безопасностью на дороге. Сигналы регулировщика являются приоритетными по отношению к дорожным знакам, разметке и светофорам.

Исчерпывающий перечень иных лиц, по нашему мнению, дает В. Д. Городокин: это «физические лица, уполномоченные регулировать дорожное движение, сотрудники специализированных организаций, выполняющие на дороге ремонтные и другие виды работ, в порядке, установленном служебными или должностными обязанностями; физические лица, в том числе водители, производящие ремонт внезапно возникшей неисправности транспортного средства, погрузо-разгрузочные или иные действия, связанные с перемещением и транспортировкой неисправного транспортного средства или транспортного средства с неработающим двигателем, за исключением буксировки; погонщики животных» [5].

Ввиду того, что отнесение указанных лиц к той или иной категории участников дорожного движения вызывает трудности при рассмотрении дел о ДТП и нарушениях ПДД, возникает необходимость внесения изменений в существующие правовые акты. Решением этой проблемы может стать добавление в перечень участников дорожного движения новой категории — «иные участники дорожного движения». Такой подход позволит снизить количество правовых неопределенностей и содействовать предотвращению споров в сложных ситуациях.

Современный этап развития транспортной сферы характеризуется внедрением инновационных технологий, что увеличивает количество устройств и систем, которые могут участвовать в дорожном движении (электросамокаты, высокоавтоматизированные транспортные средства, беспилотные транспортные средства и другие), создавая новые вызовы для законодательства и правоприменительной практики. В связи с этим необходимо определить правовой статус и обязанности новых субъектов дорожного движения, установить четкие правила их взаимодействия с традиционными участниками и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты РФ.

Таким образом, характеристика классификации участников дорожного движения позволяет более последовательно и всесторонне оценить юридическое положение каждого из участников; в особенности административно-правовой статус участников дорожного движения зависит от того, какое место каждый из них занимает в нем. Анализ нормативно-правовых актов РФ выявил необходимость пересмотра традиционных понятий о категориях участников дорожного движения, добавления новой категории — «иные участники дорожного движения». Появление новых средств передвижения также требует дальнейшего развития законодательства, уточнения и расширения данной классификационной системы.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50 ст. 4873.
  3. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. ст. 4531.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» [Электронный ресурс]. — URL: https://logos-pravo.ru/postanovlenie-plenuma-verhovnogo-suda-rf-ot-25062019-n-20-o-nekotoryh-voprosah-voznikayushchih-v (дата обращения: 02.12.2025).
  5. Городокин В. Д. Участники дорожного движения и их классификация в правилах дорожного движения Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastniki-dorozhnogo-dvizheniya-i-ih-klassifikatsiya-v-pravilah-dorozhnogo-dvizheniya-rossiyskoy-federatsii-respubliki-belarus/viewer
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный