Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эпиграфические памятники муфтиев, похороненных на территории мусульманского кладбища г. Уфы

История
17.12.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Хаматшин, Р. Д. Эпиграфические памятники муфтиев, похороненных на территории мусульманского кладбища г. Уфы / Р. Д. Хаматшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 692-697. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131551.


Введение

Надмогильные плиты на мусульманских кладбищах представляют собой не только памятники, но и важные культурные артефакты, которые отражают веру и духовные ценности мусульманской общины. Тексты, выбитые на этих плитах, зачастую являются цитатами из Корана, хадисов или мудрыми изречениями, которые служат для увековечения памяти усопших и выражения скорби их близких. Цель данной работы — проанализировать наиболее часто встречающиеся тексты на надмогильных плитах и их значение в контексте мусульманской культуры.

Методология . Для достижения поставленной цели было проведено полевое исследование на мусульманском кладбище г. Уфы. В ходе исследования были собраны данные о текстах, выбитых на надмогильных плитах, включая их содержание и оформление. Анализ проводился с использованием качественного и количественного методов, что позволило выявить наиболее распространенные фразы и их источники.

Обсуждение . Анализ собранных данных показывает, что тексты на надмогильных плитах не только отражают религиозные убеждения, но и служат средством передачи культурных ценностей. Использование цитат из Корана и хадисов подчеркивает веру в жизнь после смерти и важность моральных принципов. Мудрые изречения, в свою очередь, помогают скорбящим найти утешение и поддерживают память о покойном.

Цель работы — комплексное исследование надмогильных памятников муфтиев на мусульманском кладбище г. Уфы и анализ их исторической значимости.

Историография и методология .Исследование опирается на труды ведущих специалистов в области эпиграфики, исламоведения и истории мусульманской культуры: Г. В. Юсупова, Ф. С. Хакимзянова, М. И. Ахметзянова, Д. Г. Мухаметшина, Р. Ф. Марданова и других.

История исследования кладбища . В мае 2021 года Институтом истории им. Ш. Марджани была проведена научная экспедиция, в ходе которой обнаружено 163 старинных надмогильных памятника с арабографическими надписями.

Исторический контекст .Оренбургское магометанское духовное собрание было официально открыто в Уфе 4 декабря 1789 года. За всю историю учреждение возглавляли 12 муфтиев.

Оренбургское магометанское духовное собрание и его правопреемник — Центральное духовное управление мусульман — было официально открыто в Уфе 4 декабря 1789 года по указу императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года. Это государственное религиозное учреждение существовало в Уфе, хотя в 1796–1802 годах временно располагалось в Оренбурге. Учреждение, которому в эти дни исполнилось 236 лет, за всю историю возглавляли 12 муфтиев:

— первый муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусайнов (Гусейнов), служил муфтием 35 лет — с 1789 по 1824 г. Похоронен в д. Адзитарово Кармаскалинского района Республики Башкортостан;

— второй муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Габдессалям Габдрахимов, служил муфтием 15 лет — с 1825 по 1840 г. Похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы;

— третий муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Габдулвахид Сулейманов, служил муфтием 22 года — с 1840 по 1862 г. Похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы;

— четвертый муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгарей Шангареевич Тевкелев, служил муфтием 20 лет — с 1865 по 1885 г. Похоронен на территории первой Соборной мечети г. Уфы;

— пятый муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр Мухаметшарипович Султанов, служил муфтием 29 лет — с 1886 по 1915 г. Похоронен на территории первой Соборной мечети г. Уфы;

— шестой муфтий, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммат-Сафа Гатауллович Баязитов, служил муфтием два года — с 1915 по 1917 г. Похоронен в г. Казани, место захоронения неизвестно;

— седьмой муфтий (первый муфтий, который был избран народом, а не назначен императором), де-юре последний муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и первый муфтий-председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Галимджан Баруди, служил муфтием четыре года — с 1917 по 1921 г. Умер в 1921 г. в г. Москве, похоронен на Ново-Татарском (мусульманском) кладбище в г. Казани;

— восьмой муфтий, второй муфтий ЦДУМ Ризаитдин Фахретдинович Фахретдинов; с 1921 г., будучи казыем, исполнял обязанности муфтия, а затем служил муфтием с 1923 по 1936 г. (в общей сложности 16 лет). Похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы;

— девятый муфтий, третий муфтий ЦДУМ Габдрахман Зайнуллович Расулев служил муфтием 14 лет — с 1936 по 1950 г. Похоронен на территории первой Соборной мечети г. Уфы;

— десятый муфтий, четвертый муфтий ЦДУМ Шакир Шайхисламович Хиялетдинов, служил муфтием 23 года — с 1951 по 1974 г. Похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы;

— одиннадцатый муфтий, пятый муфтий ЦДУМ Габдельбарый Низамутдинович Исаев, служил муфтием пять лет — с 1975 по 1980 г. Умер в 1982 г. в г. Санкт-Петербурге. Похоронен в мусульманском квартале Ново-Волковского кладбища г. Санкт-Петербурга;

— двенадцатый муфтий, шестой муфтий ЦДУМ Талгат Сафич Таджуддин, служит муфтием 45 лет — с 1980 г. по настоящее время.

Эта работа посвящена тем из вышеупомянутых муфтиев, которые похоронены на мусульманском кладбище г. Уфы. Следующая работа в рамках проекта «Мирас, чтобы не забывали» будет посвящена другим муфтиям.

Мyфтии, похороненные на территории мусульманского кладбища г. Уфы:

— Габдессалям Габдрахимов, второй муфтий. Председатель Оренбургского магометанского духовного собрания, располагавшегося в г. Уфе. Прожил 75 лет. Родился в 1765 г., умер 31 января 1840 г. Служил муфтием 14 лет — с 15 февраля 1826 г. по 31 января 1840 г. Предшественник — первый муфтий Мухаммеджан Хусайнов, преемник — третий муфтий Габдулвахид Сулейманов;

— Габдулвахид Сулейманов, третий муфтий. Председатель Оренбургского магометанского духовного собрания, располагавшегося в г. Уфе. Прожил 76 лет. Родился в 1786 г., умер 4 августа 1862 г. Служил муфтием 22 года — с 10 июня 1840 г. по 4 августа 1862 г. Предшественник — второй муфтий Габдессалям Габдрахимов, преемник — четвертый муфтий Салимгарей Тевкелев;

— Ризаитдин Фахретдинович Фахретдинов, восьмой муфтий России. Председатель Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, располагавшегося в г. Уфе. Прожил 77 лет. Родился 16 января 1859 г., умер 11 апреля 1836 г. Служил муфтием 16 лет — с 1921 по 1936 г. Предшественник — седьмой муфтий Галимджан Баруди, преемник — девятый муфтий Габдрахман Расулев;

— Шакир Шайхисламович Хиялитдинов, десятый муфтий. Председатель Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР (России) и Сибири (ДУМЕС), располагавшегося в г. Уфе. Прожил 84 года. Родился 15 мая 1890 г., умер 15 июня 1974 г. Служил муфтием 23 года — с 1951 года по 15 июня 1974 года. Предшественник — девятый муфтий Габдрахман Расулев, преемник — одиннадцатый муфтий Габдельбарый Исаев.

Надмогильный памятник второго муфтия, Габдессаляма Габдрахимова Надмогильный памятник второго муфтия, Габдессаляма Габдрахимова

Рис. 1. Надмогильный памятник второго муфтия, Габдессаляма Габдрахимова

Перевод надписи на надмогильном памятнике Габдессаляма Габдрахимова (по строкам):

  1. Эта могила;
  2. Оренбургского духовного собрания;
  3. муфтия Габдессаляма;
  4. сына Габдрахима сына Габдрахмана;
  5. святыня. По григорианскому календарю (Миляди);
  6. с 1825 г.;
  7. перешел к статусу муфтия;
  8. К годам семидесяти ближе;
  9. когда был. По григорианскому календарю;
  10. в январе 1840 года;
  11. в 1255 году по Хиджре (по мусульманскому лунному календарю);
  12. в месяце Зуль-хиджа (месяц мусульманского календаря);
  13. ушел в мир иной.

Надмогильный памятник второго муфтия, Габдyлвахида Сyлейманова Надмогильный памятник второго муфтия, Габдyлвахида Сyлейманова

Рис. 2. Надмогильный памятник второго муфтия, Габдyлвахида Сyлейманова

Надпись на лицевой стороне надмогильного памятника Габдулвахида Сулейманова.

Текст

Чтение

بسم الّٰله الرحمن الرحيم

Бисмиллаһи Рахмани Рахим

مفتی حضرت عبدالواحد

Муфти хазрят Габдлуахид

طرحان سليمانوف رحيم الّٰله

Тархан Сулимануф рахим Аллах

٢٢ يل مفتي اولوب

22 йыл муфти улуб

Перевод надписи на лицевой стороне надмогильного памятника Габдулвахида Сулейманова: «С именем Бога милостивого, милующего. Муфтий хазрят Габдлуахид Тархан Сулейманов, да помилует его Бог. 22 года муфтием был».

Надмогильный памятник восьмого муфтия Ризаитдина Фахретдинова Надмогильный памятник восьмого муфтия Ризаитдина Фахретдинова

Рис. 3. Надмогильный памятник восьмого муфтия Ризаитдина Фахретдинова

Перевод надписи на лицевой стороне на надмогильном памятнике Ризаитдина Фахретдинова (по строкам):

  1. Эта святыня (могила);
  2. Шейха ученого;
  3. Уважаемого муфтия;
  4. Ризаитдина;
  5. сына Фахретдина;
  6. Умершего 25-го Мухаррама (месяц в мусульманском календаре);
  7. в 1355 году по Хиджре (по мусульманскому календарю).

Надмогильный памятник десятого муфтия Шакира Хиялитдинова Надмогильный памятник десятого муфтия Шакира Хиялитдинова

Рис. 4. Надмогильный памятник десятого муфтия Шакира Хиялитдинова

Перевод надписи на лицевой стороне на надмогильном памятнике Шакира Хиялитдинова: «„Каждая душа вкусит смерть, а затем к Нам вы будете возвращены“ (из Корана: аят 57, сура 29 „Аль-Анкабут“). Муфтий мусульман, совершивший паломничество в Хадж к двум запретным городам. Хафиз Корана (хранитель Корана, знающий его наизусть). Шакир бин Шейхульислам Хиялитдинов. Председателем и муфтием духовного собрания Европейской части СССР и Сибири служил 23 года. Место происхождения (родина): Республика Башкортостан, Бураевский район, деревня Яны Кизган».

Характеристика захороненных муфтиев

Габдессалям Габдрахимов . Второй муфтий(1825–1840). Открыл первое мусульманское училище в Оренбурге, инициировал постройку Первой соборной мечети Уфы, внес значительный вклад в развитие мусульманского образования.

Габдулвахид Сулейманов .Третий муфтий (1840–1862). Разработал «Правила семейно-брачных отношений», добился освобождения мулл от налогов, построил здания для ОМДС, ввел балльную систему для экзаменов мулл.

Ризаитдин Фахретдинов .Восьмой муфтий (1923–1936). Крупнейший ученый-просветитель, автор многочисленных трудов по истории и богословию, участвовал в I Всемирном мусульманском конгрессе, спас от уничтожения около 40 000 книг.

Шакир Хиялитдинов . Десятый муфтий ЦДУМ (1951–1974). Окончил медресе «Расулия», при нем ДУМЕС объединяло 129 мечетей. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Эпиграфические памятники

Надмогильные памятники представляют собой уникальные историко-культурные объекты, выполненные в технике врезанного шрифта арабским почерком «таглик». Тексты содержат:

— биографические данные;

— даты жизни и смерти;

— сведения о религиозной деятельности.

Современное состояние

Многие надмогильные памятники требуют реставрации. В рамках проекта «Мирас, чтобы не забывали» ведется работа по составлению полного каталога эпиграфических памятников.

Заключение

Мусульманское кладбище г. Уфы является важным историко-культурным объектом федерального значения. Сохранение эпиграфических памятников имеет первостепенное значение для изучения истории ислама в России и преемственности духовных традиций.

Перспективы исследования

Необходимы дальнейшие работы по:

— реставрации надмогильных памятников;

— расшифровке и переводу текстов;

— систематизации полученных данных;

— созданию электронного каталога эпиграфических памятников.

Литература:

1. Усманов В. М. Башкортстан Республикасы татар эпиграфик һәйкәлләре: Уфа — Казан : ТӘһСИ. — 2021. — 44 б.

2. Гайнетдинов А. М. Уфа мөселман зиратында Р. Фәхретдин белән бәйле эпиграфик истәлекләр // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. — 2022. — Т. 12, № 2. — С. 142–149.

3. Уфимский некрополь / составитель и ответственный редактор Роднов М. И. — Санкт-Петербург : Своё издательство, 2015. — 176 с.

4. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — 352 с.: ил. — Библиогр.: с. 319–337. Указ. имен., геогр.: с. 338–350.

5. Хадыев М., Фахретдинов А. Р. История башкир. — Уфа: Китап, 2007. — 136 с.

6. Васильева О. В., Латыпова В. В. и др. Дорога к храму: История религиозных заведений города Уфы / Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. — Уфа : Типография СПТУ № 1, 1993. — 100 с.

7. Сенюткина О. Н. Габдулвахид б. Сулейман б. Салюк: Габдулвахид Сулейманов: к 220-летию со дня рождения / О. Н. Сенюткина; [Духовное упр. мусульман Нижегородской обл., Нижегородский исламский ин-т им. Х. Фаизханова]. — Нижний Новгород : Махинур, 2006. — 48 с.: ил., факс. — (Серия «Жизнь замечательных земляков»).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 692-697):
Часть 10 (стр. 661-737)
Расположение в файле:
стр. 661стр. 692-697стр. 737

Молодой учёный