В судьбе нашего народа начался абсолютно новый исторический период. Это период формирования идей служения всесторонним жизненным интересам человека благодаря идеям независимости, самостоятельности. Появившиеся отношения в обществе такие как национальной независимости, национальной идеи, национального мышления позволяют по новому смотреть на наше прошлое, его перемотрение, даёт возможность на этой основе формировать историческую память и историческое мышление, и мы претворяем в жизнь эти цели.
Нам известно, что история человечества проходила не гладко. Она -непрерывный процесс происшедших разных событий в разное время. В слоях нашей древней истории вместе с высококультурным периодом и временами подъёма также были периоды различных катастроф, коренных поворотов [1]. Если сказать одним словом, то шла борьба противоречий, превосходства над другими.
Центральная Азия, в частности наша страна, прекрасным и богатым прошлым, памятниками старины, памятниками архитектуры, знаменитым культурным очагом, развитием исламской религии внесла свой существенный вклад в историю. Этот край привлекает внимание тем, что на его земле родились великие личности, знаменитые люди, ставшие здесь обладателями научных знаний, приехавшие из других мест и укоренившись здесь, работали в религиозно-мировой области. Большинство этих людей похоронены на этой священной земле. То есть интересующий нас вопрос связан именно с этим процессом. Итак, когда начали хоронить людей в могилах и на кладбищах? Как происходил процесс захоронения?
По данным учёных-истроиков и археологов впервые людей начали хоронить в середине эпохи палеолита (100–40 тыс. лет до н. э.), что приходится на период зарождения первых религиозных вероисповеданий. Но в результате исследования находок большинства могильных холмов, относящихся к эпохи латуни (3500 лет до н. э., бронзовый век), показывает, что широкое распространение захоронения людей получили именно в это время. В качестве примера можно привести найденный на территории Сурханского оазиса нашей страны стоянку Сополлитепа. Если здесь умирал член рода (семьи), было традицией хоронить его под полом комнаты, где он жил, или под дверью или под очагом, или под стенами дома. Если умерший был уважаемым человеком или старейшиной рода, тогда его могила была прямо по серединие выделенной комнаты. В это время примитивные люди не верили в вечную смерть, у них было сильно понятие “потустороннего мира”.Поэтому вместе с умершим хоронили его личное имущество и принесённую его сородичами посуду вместе с едой. В каждой могиле найдено от 2–3 до 50 предметов. В могилу мужчины укладывлись правым боком, женщины- левым боком, руки и ноги же были свернуты. Иногда в могиле хоронили дух пропавшего без вести члена рода. По традиции в такой могиле хоронили человеческую статуэтку, козлёнка или ягнёнка. Эти могилы в науке именуются как “кенатаф” [2].
Развитие сознания человека, появление многообразия религиозных представлений, процессы миграции, захватнические походы- всё это не могло не повлиять на социальный образ жизни людей, их традиции и обычаи. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии зародилась и широко распространилась религия Зороастризм. Согласно учению этой религии священными считались четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода. Поэтому умершего нельзя было хоронить в земле, по этой причине строились гробницы в форме башен. После того, как в них плоть мертвеца “съедалась” животными, очищенные от плоти кости складывались в остадон(оссуарий) и переносились в другое помещение называвшееся “наус”.Проживающие в Керманской области Ирана и городе Бомбей зороастрийцы до сих пор имеют свои гробницы в форме башен [3].
В VII-VIII веках в результате арабских захватов и широкого распространение исламской религии и согласно исламским убеждениям, людей стали хоронить в земле, в результате чего начали появляться кладбища. Кладбища (склепы, надгробия, мавзолеи, могилы и др.),являясь широко распространёнными в исламском мире, считались местами поклонения и паломничества каждого правоверного мусульманина. На могилах известных святых, шейхов и духовных наставников строились мавзолеи, склепы и надгробия, которые были признаками важных мест поклонения, без них невозможно представить процессы паломничества. Во многих случаях кладбища были местом захоронения крупного известного человека, здесь строились памятные строения, что превращает их в святые места. На народном языке кладбище означает “могила”. Это слово по своему значению близко к таджикскому слову “слепой” и часто встречается употребление обоих названий по отношению к некоторым объектам. Встречающиеся среди местного населения названия таких мест поклонения как могила некоего святого, шейха или святого отца, или кладбища с их именем подтверждает нашу мысль. В этимологическом отношении название “кладбище” упирается в арабский язык и имеет значение поклонение, воспоминание. Это слово часто встречается среди этнических групп разговаривающих на фарси, таджикском и турецком языках [4]. Заимствованное с арабского языка и вошедшее в язык местного населения термины могила и склеп также очень близки друг другу. Могила — специальное место подготовленное для погребения усопшего. По обычаям и традициям каждого народа,географической среды их проживания, научно-природных представлениях могилы отличаются друг от друга. У народов, хоронящих умерших, в том числе и у узбеков, есть такие типы могил как могила, камин, вертикально глубокая могила и мавзолей. В большинстве своём могильные ямы выкапываются в сухих местах, где подземные воды протекают на большой глубине. Захоронения могильного типа, относящиеся к эпохе латуни, встречаются и на территории Узбекистана. Для подготовки могилы выкапывают землю примерно в 1м3 глубиной — выкапывается «верандочка», в её одном углу выкапывается горизонтальное углубление соответствии с ростом умершего — «лахад», выкопанная земля выбрасывается наружу. При помещении умершего могильщик спускается в лахад и укладывает умершего головой, обращённой на «кыбла» (запад). Выемка лахада закладывается кирпичом, камнем, глиняными катышками и дёрном. После этого заполняется землёй. Оставшуюся землю выкладывают на могилу, образуя горку. В могиле типа камин (или камгон) выкапывается прямо более одного метра в глубину и продолговато. У нижней стенки ямы выкапывается углубление трёхугольной формы. Тело умершего помещается в этот камин (камган). В могиле вертикально глубокой формы земля выкапывается в соответствии с ростом умершего, труп укладывается навзничь. Отверствие могилы закладывается плоскими камнями, затем оно засыпается землёй. Мавзолей- (с араб. -маркад, турбод) — место помещения трупа умершего в различных архитектурных стилях. Верхняя часть мавзолея в виде дворца, с выраженными на нём идейными символами. Дворец — форма выражающая устойчивость земного шара, символ небесного купола, вместе они означают космос. Образование таким образом «космической модели» соответствует принципам установленных Аллахом правил жизнедеятельности. Несмотря на то, что на востоке первоначально на могилу запрещалось устанавливать какие-либо каменные плиты и возводить сооружения, с 1Х века началось строительство мавзолеев в честь халифов. И в Мавераннахре строительство мавзолеев стало традицией. В последующие годы строились в основном над могилами знаменитых людей (падишахов, святых, учёных). Четырёхугольные купола простых мавзолеев были составлены из комнат, в них входили через портальный вход (мавзолей Арабата). Иногда комнат с четырёх сторон имели форму арок (мавзолей Исмаила Самани). Со временем строительство мавзолеев было усложнено, появились такие специальные комнаты, как место паломничества, усыпальница, умывальные комнаты (мавзолеи Ахмада Яссавий, Гури Амир, Таджмахал) [5]. Но несмотря на то, что сегодня мавзолеи уже не строятся, захоронения умерших совершаются согласно исламским канонам.
В качестве выводов необходимо констатировать то, что могилы и кладбища наряду с выполнением функций мест паломничества также в какой-то степени имеют важное значение в качестве сохранности вещественных доказательств истории древности. Построенные вокруг комплексов могил, склепов и мавзолеев умерших, даже если они не были религиозными деятелями и известными людьми, комплексы зданий и сооружений могут быть свидетелями истории определённого периода. В этот ряд входят выгравированные и отшлифованные камни с письменами установленные на могилах. Эти уникальные жемчужины, с точки зрения, помогают дать точное и полное представление об истории «хозяев» могил по установленных на их могилах надгробиях и надписанных каменных плитах. Кроме того, имеют важное научное значение связанные с кладбищами и святыми местами предания и притчи, традиции и обряды. Известно, что в прошлом веке, в период бывшего Союза, были случаи вскрытия (эксгумация) захоронений наших предков и никому не секрет, чем закончились и к каким последствиям привели эти действия. Такие осквернения, случившиеся в нашей истории, смыты «благодеяниями» независимости, дало соответствующую «жизнь» душам наших дедов и прадедов. То, что на сегодняшний день имеющиеся на территории нашей страны более 4 тысяч материальных и духовных памятников включены в перечень ЮНЕСКО как уникальные объекты духовности общемирового значения, также служит тому подтверждением. Как сказал наш Президент «Духовная история каждого народа или нации имеет своё отражение в обычаях и традициях, её нельзя представить вне мировых ценностей. Естественно, что духовное наследие, культурные ценности, памятники древней истории служат одним из важных факторов осознания нашей истории» [6].
Литература:
- Н.Жураев, Философия истории, “Духовность” 1999 г. –с.3–9.
- Эгамбердиева Н. А. Археология,учебное пособие, TГПУ 2009 г. –с.46.
- Национальная энциклопедия Узбекистана. Издательство “Национальная энциклопедия Узбекистана”. 2003 год-с. 222.
- Aхмад ибн Махмуд Бухорий, Tarixi mullozoda(Упоминание о кладбищах Бухары) — “Потомки нового века”. 2009 год.-с.5–6.
- Национальная энциклопедия Узбекистана. Издательство “Национальная энциклопедия Узбекистана”. 2003 год-с. 543.
- И. А. Каримов «Высокая духовность — непобедимая сила», Маънавият. 2011 г.-с. 3.