Каждый человек, живущий в современном цивилизованном обществе, независимо от занимаемого им общественного положения, решает непрерывно возникающие перед ним задачи, используя при этом разнообразную информацию и знания в своей деятельности. Одним из способов быстрого и эффективного решения задач является применение современных информационных технологий, облегчающих доступ к источникам информации. В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость.
В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Работы отечественных и зарубежных исследователей (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера в детских садах, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.
По мнению большинства, учёных, занимающихся вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования, введение компьютера в жизнь ребёнка дошкольного возраста должно осуществляться в форме компьютерной игры. Именно игра, по мнению ЛС Выготского, является ведущим видом деятельности дошкольника, и именно через нее можно осуществлять всестороннее развитие личности [4, с. 512].
Компьютерные игры — сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Для успешного овладения компьютерной игрой требуется определенный уровень сформированности психических процессов, поэтому психологи рекомендуют приобщать ребенка к компьютеру не ранее 5 лет [10, с. 149–161]:
- чтобы полноценно использовать компьютер как средство деятельности, от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение). Изображения на экране — это всегда образы и символы реальных или игровых объектов, и чтобы успешно ими оперировать, должна быть развита замещающая функция мышления.
- работа с компьютерной программой является как бы дважды опосредованной деятельностью: дошкольник должен действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши, и одновременно наблюдать за изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно сложной опосредованной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране.
- должен быть развит определенный уровень произвольности действий, волевая саморегуляция.
Перечисленные выше предпосылки для овладения компьютером формируются в многообразной предметно-практической и игровой деятельности (рисование, конструирование, ролевая игра и др.). Именно традиционная игра позволяет естественным путем, без принуждения приобщать ребенка к тому или иному виду действия, применяя его в разных условиях. В игре (сначала в игре с предметами, затем в игре в воображаемой ситуации с опорой на предмет или символ, его изображающий) наиболее ярко прослеживается качественное преобразование игровых действий, их свертывание, обобщение, замещение знаком (жестом, словом). Поэтому можно сказать, что освоение ребенком разных видов традиционной игры создает базу для овладения компьютерной игрой. А своевременное внедрение в игровую деятельность дошкольников компьютерных программ, выбор правильных программных продуктов и их грамотное использование приведет к тому, что компьютерная игра может стать средством игровой деятельности дошкольников [8, с.126].
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка посредством сочетания игровых и неигровых моментов.
Исследования О. К. Тихомирова показали‚ что компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, концентрации и переключения внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве [12, с. 537].
Компьютер даёт возможность ребёнку испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение, что положительно влияет на проявление детьми творческой активности.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным [5, с. 5–12].
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах [3, с. 189].
Е. В. Зворыгина в своих исследованиях установила, что эмоциональная насыщенность, красочность, музыкальность программ быстро снимает страх и неуверенность при знакомстве дошкольника с новым средством деятельности [7, с. 94–102]
Специалистами разработано различное множество программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но наиболее распространенной педагогической классификацией в руководствах по использованию компьютерных игр в дошкольном образовании является следующая классификация Ю. М. Горвица [9, с. 328].
В ней игровые программы объединяются в три группы:
- Программы обучающего характера (конвергентные, закрытого типа) направлены на обучение и закрепление в игровой занимательной форме знаний по математике, родному языку, дают начальные представления о природных и социальных явлениях и т. д.
- Программы развивающего характера — стимулирующие творческие способности детей, умение самостоятельно ставить игровые задачи, находить средства и способы их реализации (дивергентные, открытого типа). Эти программы развивают фантазию, мышление, память, дают возможность познавательного экспериментирования, свободного творчества, способствуют развитию самостоятельной и осознанной творческой деятельности.
- Программы диагностического характера
– обеспечивают возможность оперативной диагностики и тренинга различных видов внимания (поддерживаемого, избирательного), памяти (оперативной, долговременной), восприятия и других психических свойств с выдачей результатов, и рекомендаций на экран и/или печать;
– позволяют выполнить качественный анализ творческих способностей ребенка;
– дают возможность оценить готовность детей к поступлению в детский сад, к обучению в школе.
Кроме этого, можно выделить следующие категории компьютерных игр:
– развивающие игры;
– обучающие игры;
– игры — экспериментирования;
– игры — забавы;
– логические игры;
– компьютерные диагностические игры.
Особая роль в мире компьютерных игр принадлежит обучающим и развивающим программам [3, с. 192].
На данный момент существуют многообразные виды обучающих и развивающих компьютерных программ различной направленности:
– Направленные на развитие восприятия и воображения, в которых необходимо собрать картинку из нескольких частей. Возможно также использование программ, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картинку из отдельных фигурок разной формы и размера.
– Конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определённой формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление.
– Задания на развитие и совершенствование восприятия формы: предлагается наложение на геометрические фигуры разных форм; обвести контуры различных геометрических фигур различными цветами. Зарисовать различные геометрические фигуры (универсальные и сложной конфигурации с использованием точечной основы), увеличить или уменьшить заданную фигуру (рисунок) в заданном масштабе; задания на развитие глазомера (графические редакторы, “Витраж”, “Сложи узор”, “Снежинка”).
– Для развития пространственного воображения используется: дорисовка заданной геометрической фигуры (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник и др.); задания на отыскание в абстрактных картинках заданных фигур или образов; составление заданной фигуры из других или их частей с постепенным увеличением числа деталей (“Гараж”, “Водитель”, “Дом”).
– Развитие мыслительных операций, то есть умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку.
– Задания на развитие умения проводить сравнения: сравнить два предмета (один из заданных предметов дорисовать так, чтобы оба предмета стали совершенно одинаковыми), сравнить группы предметов (сравнение чисел, числовых выражений, примеров).
Современные требования к организации жизни дошкольного учреждения позволяют в течение года пересматривать и делать более гибким режим, сетку занятий в связи с возрастными и индивидуальными особенностями усвоения детьми программы. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач.
Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Занятия могут приводить к утомлению и появлению жалоб на зрительный дискомфорт в связи с чем, необходимо чётко соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования [6, с. 205]. Поэтому рекомендуется проводить занятия из трех последовательных частей: подготовительной, основной, заключительной и продолжительностью от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста дошкольника).
Подготовительная часть занятия. В ней идет знакомство ребенка с сюжетом занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов знакомства ребенка с компьютерной программой:
- Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
- Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
- Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
- Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой.
На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур, и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) [11, с. 286].
В организации работы с компьютерными играми большую роль играет взрослый. Наилучшим образом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребёнком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребёнка. Опыт показывает, что при умело поставленной планомерной работе компьютер вскоре перестаёт быть «инородным» телом в детском саду.
Рассмотрим все направления работы педагога в компьютерно-игровом комплексе [1, с. 175]: — работа с детьми; — работа с воспитателями; — работа с родителями.
Работа с детьми включает в себя пять основных этапов: — Содержательная эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. — Показ основных функциональных клавиш, демонстрация игры, обращение внимания детей на основные ошибки при выполнении задачи). — Проблемное общение индивидуально с каждым ребёнком по ходу игры. — Разминка для глаз, зарядка для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере. — Обсуждение вновь полученных впечатлений в игровой зоне, в группе.
Работа с воспитателями является вторым, не менее важным направлением. В компьютерно-игровых комплексах необходимо работать творчески. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например, памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка, а этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу [2, с. 16–17]. Педагогам важно поддержать такие качества как: — умение получать информацию; — правильно её анализировать и интерпретировать; — делать выводы и создавать гипотезы; — уметь ставить проверочный эксперимент; — корректировать свои дальнейшие действия.
В работе с родителями первым делом следует объяснить, чем их дети занимаются на компьютерных занятиях. Лучше всего это сделать на родительских собраниях, где каждый родитель может задать интересующие его вопросы по данному виду деятельности. На собрании родители могут узнать больше об играх, как они влияют на развитие мышления, речи, как они помогают в подготовке ребёнка к школе и др. При этом надо напомнить, что родители не сторонние наблюдатели в этом вопросе.
Таким образом, использование компьютеров в образовательной деятельности детского сада выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Однако, не стоит позволять компьютерным играм вытеснить традиционные. Лишь правильное использование компьютерных программ, четкая методическая организация позволит избежать негативного влияния на здоровье ребенка.
Литература:
- Балабанова, Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4–7 лет [Текст]: программа, развернутое планирование, модели занятий / Л. К. Балабанова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 175 с.
- Булгакова, Н. Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н. Н. Булгакова // Информатика: приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 18. — С. 16–17.
- Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — Москва: Знание, 1994. — 189 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.
- Гуляева, Е. В. Компьютерные игры в жизни дошкольников [Текст] / Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 2. — С. 5–12.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — 4-е изд. — Санкт-Петербург и др.: Питер, 2004. — 205 с.
- Зворыгина, Е. В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. — 1999. — № 6. — С. 94–102.
- Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. — Москва: Новая школа, 1997. — 126 с.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: [метод. пособие] / Ассоц. «Компьютер и детство»; под ред. Ю. М. Горвица. — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
- Осипова, Т. Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С. 149–161.
- Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н. Г. Салмина. — Москва: Изд-во МГУ, 1988. — 286 с.
- Тихомиров, О. К. Психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии / О. К. Тихомиров. — Москва: Высшее образование, 2006. — 537 с.

