Практика показывает, что обучающиеся, склонные к девиантному (общественно опасному) поведению, в ходе психологических консультаций практически никогда не говорят, что получают удовольствие от причинения страданий окружающим и разрушения объектов окружающей действительности, что они мечтают стать гангстерами, рэкетирами и прочими преступниками. Проективные методы обследования чаще всего выявляют оборонительные мотивы проступков несовершеннолетних. Причины своей агрессии по отношению к участникам образовательных отношений обучающиеся видят исключительно в окружающих, которые, как они думают, активно провоцируют их посредством:
— постоянных, систематических словесных оскорблений, унижений и обзываний;
— необоснованных (деструктивных и грубых) критических замечаний;
— неуместного юмора в отношении внешнего вида, прически и одежды;
— глупых, нелогичных, спутанных, непонятных высказываний;
— игнорирования высказанных пожеланий присоединиться к кому-либо в игровой и (или) учебной деятельности;
— обманов;
— угроз физической расправой и много другого.
Однако недоверие к окружающим, сопровождаемое каким-либо бредом преследования, или так называемая социальная паранойя, — широко изученное явление, свойственное пациентам с потерей слуха.
Формируется такое отношение к людям постепенно, по мере накопления негативного опыта общения с ними. В основе такого социального взаимодействия лежит частое непонимание или не совсем точное понимание обращенной речи [2].
Действительно, как отмечают выдающиеся и знаменитые ученые Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова, Э. А. Бейн, М. К. Бурлакова, Е. Н. Винарская, Г. И. Жаренкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская и многие другие, даже минимальные расстройства слуховых функций (пограничные нарушения между нормой и тугоухостью) являются существенной причиной, из-за которой обучающиеся очень плохо понимают обращенную речь. Словарный запас таких ребят беден и обычно ограничен конкретной лексикой. Кроме этого, отмечается выраженное сужение значений слов или расширение сферы их использования, непонимание сложных лексико-грамматических конструкций и фразеологических оборотов [5].
Кроме перечисленного выше, пациентам со снижением слуховых функций также свойственны социальное одиночество и изоляция, эгоцентризм, повышенная раздражительность и гнев [2, с. 167], что полностью соответствует ключевым критериям девиантного (общественно опасного) поведения [1]. Вот почему нам представляется обоснованным и целесообразным рассматривать всех несовершеннолетних с внешним локусом контроля как обучающихся, с высокой вероятностью имеющих нарушения слуха.
Практика выявления нарушений слуховых функций у обучающихся в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МО «Нижнеудинский район» показывает, что ни дети, ни тем более их родители часто не догадываются, что на самом деле у них (детей) имеются устойчивые, но ранее не выявленные проблемы со слухом, влияющие на понимание обращенной речи. Сурдопедагогическое обследование, с 2022/2023 учебного года проводимое специалистами ПМПК по отношению к обучающимся с низкими результатами в образовательной деятельности, позволило выявить 29 детей с тугоухостью и свыше 140 несовершеннолетних с минимальными расстройствами слуховых функций. Важно отметить, что практически все родители изначально утверждали, что их сыновья и дочери хорошо слышат, проблем со слухом у них нет.
Приведем несколько примеров.
Клинический случай № 1.
Мальчик С., 5 лет.
Жалобы родителей.
В детском саду воспитатели жалуются на агрессивное поведение ребенка, несоблюдение правил игр, нарушение дисциплины на занятиях, непослушание. Отмечается, что дети не хотят играть с этим ребенком, не приглашают его играть вместе. Мальчику трудно о чем-либо просить, последовательно и грамотно излагать свои мысли, просьбы, пожелания. Часто в общении с ребятами он переходит на крик и жестикуляцию, устраивает истерики. Небольшие разногласия с детьми старается разрешить с помощью кулаков. В возбужденном и агрессивном состоянии полностью игнорирует требования воспитателей. Отягчающим обстоятельством является ОНР 1-го уровня, смазанное, трудное для восприятия звукопроизношение у ребенка. Нарушений поведения в домашних условиях у мальчика нет, он ведет себя спокойно, ни с кем не конфликтует, предпочитает очень тихие игры, может смотреть телевизор даже без звука, часто даже просит уменьшить громкость. Когда телевизор работает громко, мальчик часто закрывает уши руками.
Определено следующее.
Сурдопедагогическое обследование выявило, что у ребенка существенно нарушены слуховые функции, он нуждается в консультации врача-сурдолога. Однако родители полностью проигнорировали рекомендации учителя-дефектолога, утверждая, что их сын хорошо слышит и понимает даже шепотную речь в условиях бытового общения, а коррекцию нежелательных форм поведения предпочли проводить с привлечением невролога и психиатра. В психоневрологическом диспансере клинической больницы ребенок прошел две госпитализации за год. Через год систематического лечения врач-невролог рекомендовала родителям обратиться к врачу-сурдологу в связи с недостаточной динамикой развития речи обучающегося на фоне ноотропной курсовой терапии («Кортексин», «Церебролизин», «Пантогам», «Фенибут» и прочие препараты) и логопедических занятий.
Заключение врача-сурдолога.
Обследование выявило у ребенка 3-ю степень нейросенсорной тугоухости, воспаление кохлеарного нерва, а также необходимость постоянного ношения слуховых аппаратов.
Клинический случай № 2.
Мальчик И., 10 лет, обучающийся инклюзивно в общеобразовательном классе по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта (вариант 9.1).
Жалобы родителей.
Ребенок стал драться в школе, на улице. Мальчик проявляет агрессию к младшей сестре, стал поднимать руку на родителей. От специалистов ПМПК, в том числе от врача-психиатра, родители ждут назначения «корректоров поведения» — медицинских препаратов, таких как «Неулептил» или «Сонопакс», а также рекомендаций для врачебной комиссии об индивидуальном обучении.
Определено следующее.
Со слов ребенка, его уже все «достали», все ему надоели, все его «выбесили»; никто его не понимает, он тоже никого не понимает. Родители связывают поведение обучающегося исключительно с умственной отсталостью, с тем, что по основному заболеванию у сына снижена критичность, он не понимает общественно значимых норм и правил, не может соблюдать этикет. Однако углубленная психологическая диагностика с использованием линейки проективных методик (цветовой тест Люшера, несуществующее животное, кинетический рисунок семьи и другие) выявила, что мальчик находится в оборонительном состоянии, его агрессия носит исключительно защитный характер из-за насмешек и ругательств в его адрес. В частности, поводом для последней драки стало, как думает сам школьник, то, что его обозвали плохим словом на перемене. Стоит отметить, что заместитель директора проводила служебное расследование инцидента и выяснила: никто из ребят ребенка не обзывал. Ученики сказали, что таким плохим словом они не обзываются даже за пределами школы.
Также было проведено сурдопедагогическое обследование, которое выявило нарушение слуховых функций. Отдельного внимания заслуживают результаты речевой аудиометрии. Для проверки слухового восприятия мальчику было предложено услышать и произнести специальные комплексы слов, сгруппированных по частотным характеристикам фонем. Оказалось, что свыше 80 % слов ребенок воспринимает неправильно. В частности, вместо слова «пурга» он назвал слово «уха», вместо «торговля» — «морковка», вместо «крупа» — «губа». Родителям было рекомендовано обратиться к врачу-сурдологу.
Заключение врача-сурдолога.
У мальчика были выявлены нейросенсорная тугоухость 1-й степени тяжести, воспаление кохлеарного нерва.
Клинический случай № 3.
Мальчик Д., 11 лет, обучающийся по основной общеобразовательной программе начального общего образования.
Жалобы родителей.
Прежде всего родителей беспокоит социальная дезадаптация их сына. За два последних учебных года ребенок проучился в четырех разных классах двух образовательных организаций. У школьника постоянные конфликты с учителями, учениками, администрацией школ. Учителя жалуются на то, что ребенок упрям, непослушен, часто демонстративно нарушает дисциплину и не делает то, о чем его просят. В последний год сын стал много драться, портить школьное имущество. Врачебной комиссией рекомендовано индивидуальное обучение на дому.
Определено следующее.
Коэффициент невербального интеллекта ребенка существенно выше вербального. С учебными заданиями на слух ребенок практически не справляется, но с теми же заданиями, которые представлены в письменном виде, справляется успешно: на «хорошо» и «отлично». Самые низкие результаты в образовательной деятельности ребенок демонстрирует по русскому языку. Свои записи мальчик прочитать не может, выражена акустическая форма дисграфии (многочисленные пропуски, замены букв, находящихся в сильных позициях). Сурдопедагогическое обследование выявило нарушение слуховых функций. Мама сразу же согласилась на консультацию врача-сурдолога.
Заключение врача-сурдолога.
Медицинский специалист окончательно определил, что у ребенка нейросенсорная тугоухость 2-й степени тяжести, он нуждается в ношении слуховых аппаратов.
В дальнейшем с этими школьниками проводилась одинаковая работа. Детям было предложено записать слова, которые диктовал учитель-дефектолог; их родители при этом проводили видеосъемку. Затем на экране телевизора продемонстрировали, как обучающиеся выполняли соответствующие задания. Дети сами все увидели и убедились, что плохо слышат, плохо воспринимают обращенную речь, существенно искажают смысл сказанных слов, выраженных пожеланий и требований. Обучающиеся глубоко осознали, что никто из окружающих никогда не хотел сказать им ничего плохого, никто умышленно не провоцировал их на агрессивное поведение. Также с детьми был проведен тренинг, в ходе которого их обучали переспрашивать, насколько правильно они понимают сказанное. Кроме этого, была проведена большая работа, чтобы помочь детям попросить прощения у одноклассников и тех, кого они обидели. Дополнительно проводилась разъяснительная работа с одноклассниками детей при активной помощи администрации школ и педагогов-психологов с целью интеграции школьников в эти ученические коллективы. Нормализация поведения обучающихся произошла без индивидуального обучения на дому и без использования «корректоров поведения».
Кроме всего прочего, отдельного внимания заслуживают сопутствующие тугоухости состояния, связанные с воспалением слухового нерва. Действительно, в шумных группах и классах обучающиеся еще хуже понимают окружающих, становятся более раздражительными, импульсивными, агрессивными на фоне частой головной боли [3; 4]. Естественно, что нормализация самочувствия обучающихся и успешное предупреждение девиантного (общественно опасного) поведения возможны только тогда, когда дети получают своевременное лечение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что специалистам школьных консилиумов и ПМПК необходимо обязательно проводить тотальное сурдопедагогическое обследование всех обучающихся, склонных к девиантному (общественно опасному) поведению, с целью исключения у них нарушений слуховых функций от минимальных расстройств до тяжелых форм тугоухости, вследствие которых могут формироваться устойчивые девиации. Социально-диспетчерская деятельность педагогических работников по определению возможной помощи врачей, необходимой ребенку, в современных условиях реализации ФГОС является залогом достижения цели по воспитанию добропорядочного гражданина, его успешной подготовке к самостоятельной жизни и труду.
Литература:
- Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. — Текст: непосредственный.
- Королева, И. В. Основы аудиологии и слухопротезирования: Монография / И. В. Королева. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: КАРО, 2022. — 448 с. — Текст: непосредственный.
- Оториноларингология: национальное руководство. Краткое издание / Ю. К. Янова, А. И. Крюкова, В. В. Дворянчикова, Е. В. Носули. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ГЭОТАР-Медия, 2024. — 992 c. — Текст: непосредственный.
- Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В. Т. Пальчуна. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ГЭОТАР-Медия, 2016. — 1024 c. — Текст: непосредственный.
- Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е. Л. Черкасова. — М: АРКТИ, 2003. — 192 с. — Текст: непосредственный.

