Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов образовательных учреждений ФСИН России

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
09.12.2025
Поделиться
Аннотация
От физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, зависит выполнение ими своих служебных обязанностей. Поэтому, развитие физической подготовки у курсантов имеет важное значение для становления их профессиональных качеств, как будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также для нормализации учебного процесса. В данной статье мы рассмотрим, как же влияет физическая подготовка на общую работоспособность курсантов образовательных учреждений ФСИН России путем анализа проведенного опроса и разработаем рекомендации для дальнейшего совершенствования физической подготовки.
Библиографическое описание
Сливницина, С. Ю. Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов образовательных учреждений ФСИН России / С. Ю. Сливницина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131240.


Физическая подготовка является основополагающей дисциплиной в подготовке будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России). Так как спорт способствует развитию не только физических качеств, но и таких, как стрессоустойчивость, выносливость, внимание и другие, которые очень важны для сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

Как известно, физическая подготовка играет огромную роль в формировании личности человека. В основном формирование личности идет в процессе его образование [5]. Именно поэтому необходимо включать физическую подготовку в процесс обучения курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

В Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дано понятие физической культуре. Согласно данному нормативно-правовому акту, это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [1]. Из него можно сделать вывод, что физическая культура необходима курсантам не только для поддержания физической формы для выполнения служебных задач, но и для интеллектального развития, выработке силы воли и социальной адаптации к различным условиям, что необходимо для сотрудников УИС.

Физическая подготовка для сотрудника может выполнить гораздо больший объем задач, чем можно себе представить на первый взгляд. К примеру:

  1. Повысить уверенность в себе и в способности организма действовать в экстремальных ситуациях.
  2. Выработать навыки дисциплинированности и самоконтроля.
  3. Воспитать в человеке смелость и достоинство.

Каждый из данных пунктов позволит обеспечить более качественное выполнение служебно-боевых задач, так как, ни для кого не секрет, что регулярные занятия физическими упражнениями, преодоление трудностей, связанных со спортом, воспитывает в каждом человеке характер [2]. Именно характер необходим сотрудникам, работающим на руководящих должностях, которыми становятся курсанты, закончившие обучение в высших учебных заведениях ФСИН России.

Также стоит отметить, что физическая подготовка положительно влияет на здоровье человека. Ученые, проведя исследование, изучили влияние на человека и определили, что после физической нагрузки, особенно бега, уровень гормона счастья, так называемого «бета-эндорфина», повышается за 20 минут до 110 %. Это также позволяет курсантам отвлечься от умственной нагрузке, что способствует более эффективной трудоспособности.

Но помимо этого не стоит забывать и про внеучебную деятельность. Она включает в себя дополнительные секции по видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика), соревнования (например, в Кузбасском институте ФСИН России ежегодна проводятся спартакиада по многим видам спорта между курсами), различные развлекательные спортивные игры и так далее. Таким образом, роль физической культуры очень велика в повышении работоспособности курсантов.

В программе подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН России физическая подготовка просто необходима. Она выступает не только в качестве поддержания здоровья и физических показателей, которые необходимы для данных профессий, но и в качестве развития специальных физических навыков, необходимых для выполнения работы. Например, для сотрудников УИС необходимы также знания, навыки и умения в выполнении специальных боевых приемов. При их изучении также не обойтись без спорта, так как при их выполнении необходимо иметь такие качества, как силу, выносливость, внимание, скорость реакции. Помимо этого необходимо знать технику выполнения этих приемов и технику группировки, чтобы избежать травм, которые формируются, как мы выяснили, в результате занятий спортом [3].

Мы выдвигаем следующие гипотезы о том, как же влияет физическая подготовка на курсантов:

  1. Регулярные занятия спортом положительно сказываются на физическом и психологическом здоровье, что влияет на способность эффективно выполнять служебные задачи.
  2. Физическая подготовка способствует оптимизации внимания, памяти и концентрации во время учебных занятий, что улучшает умственную работоспособность.
  3. Физическая подготовка снижает стресс и напряжение, тем самым повышая стрессоустойчивость.
  4. Полноценные занятия физической активностью укрепляет иммунную систему курсантов ФСИН, что обеспечивает непрерывность учебного, а в дальнейшем и рабочего процесса.

Мы провели опрос среди 24 курсантов одной из учебных групп Кузбасского института ФСИН России и выяснили, как физическая подготовка влияет на их состояние в течение всего дня. На вопрос о том, как они чувствуют себя после занятия физической подготовки 54,7 % описали их состояние как удовлетворительное, 14 % отметили ухудшение состояния, а 32,3 % заметили за собой, что их состояние становится лучше, чем до занятия физической подготовкой. Так как процент тех, кто отметил ухудшения своего состояния ниже, чем процент тех, кто не заметил за собой такого влияния физической подготовки, то можно утверждать, что физическая подготовка положительно влияет на физическое состояние курсантов.

На вопрос, заданный курсантам, о том, ощущают ли они связь между занятиями физической подготовкой и их успеваемостью, 68 % ответили — «Да, ощущаю», 16 % ответили — «Нет, не ощущаю» и 16 % — «Затрудняюсь ответить». При этом процент курсантов, которые регулярно занимаются спортом и дополнительно ходят на спортивные тренировки по различным видам спорта, таким как самбо, легкая атлетика и волейбол, отметили положительное влияние на успеваемость. Данные курсанты отмечали высокий уровень концентрации на учебных занятиях и снижение утомляемости. Курсанты, которые не занимаются спортом наоборот отметили отсутствие связи между занятием физическими нагрузками и общей работоспособностью в течение дня. Некоторые все же испытывают физическую утомляемость.

Почти 62 % курсантов подтвердил, что занятия физическими нагрузками положительно сказывается на их психоэмоциональном состоянии. В графе с развернутым ответом многие отметили, что «после занятий физической подготовкой я чувствую эмоциональную разгрузку и мысли становятся яснее». 23 % ответили, что иногда физическая активность помогает справиться со стрессом и восстановить эмоциональное состояние. А 15 % не увидели никакой связи. Так как в образовательных организациях ФСИН России организуется высокий уровень подготовки будущих специалистов, очень важно вовремя снизить уровень стресса.

Также был вопрос об общем состоянии здоровья. 78 % опрошенных курсантов отметили «Хорошее», 18 % — «Удовлетворительное», а 4 % — «Плохое». В долю тех, кто отметил первый вариант ответа, входят курсанты, регулярно занимающиеся спортом и физической активностью. Это подтверждает гипотезу о том, что физическая подготовка положительно влияет на физическое и психологическое состояние человека, что очень важно в профессиональной деятельности будущих сотрудников.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает все наши ранее выдвинутые гипотезы о положительном влиянии физической подготовки на работоспособность курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

На основании подтвержденных гипотез и проведенного исследования следует выдвинуть рекомендации, которые были бы направлены на повышение работоспособности будущих сотрудников УИС:

  1. важно обеспечить курсантам доступ к занятиям физической активностью. Это должно быть не только в рамках обязательных занятий, включенных в рабочую программу, но и дополнительных, таких как проведение личного времен в тренажерном зале или бассейне [4];
  2. расширить перечень спортивных секций и направлений дополнительной физической подготовки чтобы обеспечить курсантам полный доступ к их любимому виду спорта;
  3. включение в учебный процесс небольших «физических пауз», чтобы обеспечить расслабление и в дальнейшем более интенсивную концентрацию внимания для усвоения учебного материала;
  4. развитие системы поощрений за дополнительные занятия физической подготовкой. Это обеспечит мотивацию курсантов к занятию спортом.

Разумеется, полностью исключить влияние других факторов, таких как личная мотивация, физические способности и другие, невозможно. Но основываясь на мнении большинства стоит сделать вывод, что физическая подготовка играет огромную роль в успешном обучении курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Основной целью физической подготовки курсантов является формирование здоровых и физически развитых специалистов, владеющих необходимым объемом специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно решать служебные задачи. В связи с этим очень важно заниматься не только нравственным воспитанием будущих сотрудников, но и физическим. С целью их личностного роста и выработки основных качеств добросовестного сотрудника ФСИН России.

Литература:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Российская газета. — 2009.
  2. Никеров Д. И., Закиров Т. М. Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5. — С. 127–129.
  3. Помагаева, Н. С. О необходимости совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. — 2017. — С. 66–70.
  4. Потапов А. Н. Анализ учебных программ по физической подготовке сотрудников ФСИН России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2011. № 3(5). C. 94–96.
  5. Славко, А. Л. Структурные элементы развития нравственного начала личности курсанта средствами физической культуры и спорта / А. Л. Славко, А. А. Пойдунов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. — 2016. — № 1(27). — С. 42–44.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный