Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной государственной политики в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках как важную составляющую образовательной области «Познавательное развитие» [1]. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) актуализирует эту задачу, закрепляя базовые ценности и конкретизируя целевые ориентиры в части воспитания уважения к культурным традициям многонационального народа России [2].
Однако достижение этих целей невозможно в отрыве от института семьи, которая является первичной и наиболее значимой средой развития личности ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются первые чувства привязанности к родному дому, улице, городу. Следовательно, современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду должен базироваться на принципах тесного, системного и конструктивного партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников.
Традиционные формы работы с семьей, такие как родительские собрания, консультации или информационные стенды, сегодня показывают недостаточную эффективность. Они носят часто односторонний, просветительский характер и не вовлекают семью в активную совместную деятельность. Современные подходы предполагают переход от информирования родителей к их непосредственному участию в образовательном процессе, совместному проектированию и проживанию значимых событий. Среди наиболее продуктивных современных форм взаимодействия можно выделить:
- Совместные детско-родительские проекты исследовательского и творческого характера: «Генеалогическое древо моей семьи», «Профессии наших родителей», «Улица, на которой я живу: история и современность», «Семейная реликвия». Такие проекты не только стимулируют познавательный интерес ребенка, но и способствуют укреплению семейных связей, осознанию преемственности поколений.
- Интерактивные формы проведения мероприятий: вместо пассивного слушания на утренниках, посвященных Дню Победы или Дню народного единства, родители становятся активными участниками: вместе с детьми готовят рассказы о героях своей семьи, участвуют в театрализованных постановках, создают «Стены памяти» с фотографиями и историями, мастерят элементы костюмов или атрибутики.
- Организация семейных клубов или гостиных: например, «Клуб путешественников по родному краю», где семьи делятся впечатлениями и фотоматериалами от посещений местных музеев, памятных мест; или «Литературная гостиная», посвященная чтению и обсуждению произведений отечественных писателей и поэтов о Родине.
- Использование цифровых технологий для создания общего информационно-творческого пространства:
– Ведение группового блога или закрытой социальной страницы, где публикуются семейные фотоколлажи, видеоотчеты о выходных, проведенных на природе родного края.
– Создание виртуальных экскурсий по городу силами родителей и педагогов.
– Совместное ведение «Электронной книги памяти» группы.
- Волонтерские инициативы с участием семей: посадка деревьев на территории детского сада («Аллея семьи»), участие в субботниках по благоустройству близлежащей территории, подготовка поздравительных открыток для ветеранов микрорайона. Это формирует у ребенка практический опыт социально-значимой деятельности.
- «Профессиональные» мастер-классы от родителей: привлечение родителей разных профессий для рассказа о своей работе на благо города/страны (врач, строитель, сотрудник МЧС, художник). Это помогает связать понятие патриотизма с конкретным, понятным для ребенка трудом.
Критически важным условием успеха является дифференцированный и личностно-ориентированный подходксемьям. Необходимо учитывать социальный статус, культурный багаж, интересы и возможности каждой семьи. Задача педагога — не поучать, а создать такую атмосферу доверия и взаимоуважения, в которой родители чувствуют себя полноправными субъектами воспитательного процесса, готовыми делиться своим уникальным семейным опытом.
Таким образом, современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи в области нравственно-патриотического воспитания, отвечающие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, смещают акцент с формального на содержательное, с монолога на диалог, с информирования на совместную деятельность. Создание единого воспитательного пространства «детский сад — семья», наполненного общими ценностями, переживаниями и делами, является основой для формирования у дошкольника искренних чувств любви и ответственности по отношению к своей семье, малой Родине и стране в целом.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019). — URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». — URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. — 672 с.
- Дыбина О. В., Щетинина В. В. Патриотическое воспитание дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 45–52.
- Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. — М.: АРКТИ, 2019. — 144 с.

