Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Педагогика
Препринт статьи
05.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Особое внимание уделяется поиску эффективных форм партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи как ключевого условия формирования у ребенка основ гражданской идентичности, любви к малой Родине и Отечеству. Автор анализирует современные подходы и практики, выходящие за рамки традиционных методов, и предлагает конкретные пути повышения эффективности совместной работы.
Библиографическое описание
Калинина, О. В. Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников / О. В. Калинина, Т. В. Прибыткова, Е. А. Мещерякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130970.


Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной государственной политики в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках как важную составляющую образовательной области «Познавательное развитие» [1]. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) актуализирует эту задачу, закрепляя базовые ценности и конкретизируя целевые ориентиры в части воспитания уважения к культурным традициям многонационального народа России [2].

Однако достижение этих целей невозможно в отрыве от института семьи, которая является первичной и наиболее значимой средой развития личности ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются первые чувства привязанности к родному дому, улице, городу. Следовательно, современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду должен базироваться на принципах тесного, системного и конструктивного партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников.

Традиционные формы работы с семьей, такие как родительские собрания, консультации или информационные стенды, сегодня показывают недостаточную эффективность. Они носят часто односторонний, просветительский характер и не вовлекают семью в активную совместную деятельность. Современные подходы предполагают переход от информирования родителей к их непосредственному участию в образовательном процессе, совместному проектированию и проживанию значимых событий. Среди наиболее продуктивных современных форм взаимодействия можно выделить:

  1. Совместные детско-родительские проекты исследовательского и творческого характера: «Генеалогическое древо моей семьи», «Профессии наших родителей», «Улица, на которой я живу: история и современность», «Семейная реликвия». Такие проекты не только стимулируют познавательный интерес ребенка, но и способствуют укреплению семейных связей, осознанию преемственности поколений.
  2. Интерактивные формы проведения мероприятий: вместо пассивного слушания на утренниках, посвященных Дню Победы или Дню народного единства, родители становятся активными участниками: вместе с детьми готовят рассказы о героях своей семьи, участвуют в театрализованных постановках, создают «Стены памяти» с фотографиями и историями, мастерят элементы костюмов или атрибутики.
  3. Организация семейных клубов или гостиных: например, «Клуб путешественников по родному краю», где семьи делятся впечатлениями и фотоматериалами от посещений местных музеев, памятных мест; или «Литературная гостиная», посвященная чтению и обсуждению произведений отечественных писателей и поэтов о Родине.
  4. Использование цифровых технологий для создания общего информационно-творческого пространства:

– Ведение группового блога или закрытой социальной страницы, где публикуются семейные фотоколлажи, видеоотчеты о выходных, проведенных на природе родного края.

– Создание виртуальных экскурсий по городу силами родителей и педагогов.

– Совместное ведение «Электронной книги памяти» группы.

  1. Волонтерские инициативы с участием семей: посадка деревьев на территории детского сада («Аллея семьи»), участие в субботниках по благоустройству близлежащей территории, подготовка поздравительных открыток для ветеранов микрорайона. Это формирует у ребенка практический опыт социально-значимой деятельности.
  2. «Профессиональные» мастер-классы от родителей: привлечение родителей разных профессий для рассказа о своей работе на благо города/страны (врач, строитель, сотрудник МЧС, художник). Это помогает связать понятие патриотизма с конкретным, понятным для ребенка трудом.

Критически важным условием успеха является дифференцированный и личностно-ориентированный подходксемьям. Необходимо учитывать социальный статус, культурный багаж, интересы и возможности каждой семьи. Задача педагога — не поучать, а создать такую атмосферу доверия и взаимоуважения, в которой родители чувствуют себя полноправными субъектами воспитательного процесса, готовыми делиться своим уникальным семейным опытом.

Таким образом, современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи в области нравственно-патриотического воспитания, отвечающие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, смещают акцент с формального на содержательное, с монолога на диалог, с информирования на совместную деятельность. Создание единого воспитательного пространства «детский сад — семья», наполненного общими ценностями, переживаниями и делами, является основой для формирования у дошкольника искренних чувств любви и ответственности по отношению к своей семье, малой Родине и стране в целом.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019). — URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». — URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. — 672 с.
  4. Дыбина О. В., Щетинина В. В. Патриотическое воспитание дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 45–52.
  5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. — М.: АРКТИ, 2019. — 144 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный