Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение информационных технологий на уроках географии: новые горизонты образовательного процесса

Педагогика
Препринт статьи
01.12.2025
9
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования информационных технологий на уроках географии на современно этапе образовательного процесса. Также составлена классификация современных ИКТ-инструментов для преподавания географии.
Библиографическое описание
Бочарникова, Э. А. Применение информационных технологий на уроках географии: новые горизонты образовательного процесса / Э. А. Бочарникова, О. В. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130839.


Современное образовательное пространство невозможно представить без активного использования информационных технологий. За 25 лет педагогической практики нам довелось наблюдать эволюцию образовательных технологий от традиционных бумажных карт и атласов до виртуальных путешествий с использованием технологий дополненной реальности. География как учебная дисциплина обладает уникальным потенциалом для внедрения цифровых инструментов, поскольку объединяет в себе пространственное мышление, визуализацию данных, работу с разнородной информацией и практическую направленность.

В данной статье на основе многолетнего педагогического опыта мы представляем анализ эффективности различных информационных технологий в преподавании географии, систематизируем методические подходы к их интеграции в образовательный процесс и предлагаем авторские разработки уроков с использованием современных цифровых решений [5, c.70].

Анализируя динамику развития информационных технологий в школьном географическом образовании, можно выделить несколько качественно различных этапов. В конце 1990-х — начале 2000-х годов применение ИКТ в основном сводилось к демонстрации статичных изображений с помощью проектора и созданию простых презентаций. Уже тогда стало очевидно, что даже такое ограниченное использование цифровых средств существенно повышает интерес учащихся к предмету.

Период 2005–2015 годов характеризовался массовым внедрением компьютерных классов и интерактивных досок, что позволило перейти от пассивного восприятия информации к активной работе с цифровыми ресурсами. В это время в нашей практике появились первые электронные учебники, географические информационные системы (ГИС) и специализированные образовательные программы [3, c.200].

Современный этап (с 2015 года по настоящее время) отличается проникновением мобильных технологий, облачных сервисов, технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательный процесс. Многолетние наблюдения показывают, что каждый технологический скачок сопровождался не только изменением инструментария учителя, но и трансформацией методических приемов, форм организации учебной деятельности и способов оценивания результатов обучения [2, c.47].

На основе накопленного опыта и анализа эффективности применения различных цифровых решений в преподавании географии, предлагаем следующую классификацию информационных технологий:

1. Визуализация географической информации.

Геоинформационные системы (ГИС): ArcGIS Online, QGIS, Google Earth. Практика показывает, что использование данных инструментов позволяет учащимся не только воспринимать готовую картографическую информацию, но и создавать собственные тематические карты, анализировать пространственные данные, моделировать географические процессы.

Системы динамической визуализации данных: Gapminder, DataGrafica, Power BI. В моей педагогической практике эти инструменты особенно эффективны при изучении социально-экономической географии, когда необходимо анализировать большие массивы статистической информации и выявлять скрытые закономерности.

3D-моделирование ландшафтов и географических объектов: трехмерные модели форм рельефа, геологических структур, городских ландшафтов. Многолетние наблюдения показывают, что объемная визуализация повышает понимание пространственных взаимосвязей на 40–45 % по сравнению с традиционными плоскими изображениями [4, c.76].

2. Интерактивное взаимодействие с учебным материалом.

Образовательные платформы с интерактивным контентом: РЭШ, Якласс, МЭШ, Фоксфорд. Данные платформы содержат готовые интерактивные уроки, задания разного уровня сложности, видеоматериалы и симуляторы [1, c.150]. В своей работе мы активно интегрируем эти ресурсы в авторские уроки, что позволяет индивидуализировать образовательные траектории учащихся.

Инструменты для создания интерактивных заданий: LearningApps, Quizizz, Kahoot!, Mentimeter.

Виртуальные лаборатории: симуляторы погодных явлений, моделирование экосистем, имитационные модели демографических процессов. Такие инструменты позволяют учащимся проводить эксперименты, невозможные в реальных условиях школьного кабинета, и развивают исследовательские компетенции.

3. Технологии иммерсивного обучения.

Виртуальные экскурсии и панорамные туры: Google Street View, AirPano, виртуальные туры по национальным паркам и заповедникам [2, c.50]. Наш опыт показывает, что данные инструменты незаменимы при изучении регионов, недоступных для реального посещения, и значительно повышают уровень эмоциональной вовлеченности учащихся.

Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR): приложения, позволяющие «оживлять» физические карты, интерактивные глобусы с AR-контентом, VR-путешествия по различным природным зонам. Внедрение этих технологий в практике последних 5 лет показало увеличение уровня запоминания материала на 30–35 %.

4. Коллаборативные инструменты.

Совместное картографирование: Google My Maps, Yandex Map Editor, коллаборативные проекты в ArcGIS Online. Такие инструменты позволяют организовать групповую работу над созданием тематических карт и атласов, развивая навыки сотрудничества.

Облачные сервисы для совместной работы: Google Docs, Microsoft OneDrive, Padlet. В нашей педагогической практике эти инструменты эффективны при выполнении учебных проектов, особенно междисциплинарного характера.

Многолетняя практика показывает, что эффективность применения информационных технологий определяется не столько функциональными возможностями используемых программных продуктов, сколько методически обоснованным подходом к их интеграции в образовательный процесс.

Разработанная нами модель предполагает организацию учебного пространства в виде нескольких «станций», оснащенных различными цифровыми инструментами. Учащиеся, перемещаясь между станциями, решают различные учебные задачи с использованием соответствующих технологий. Например, при изучении темы «Гидросфера» одна группа работает с ГИС по составлению карты крупнейших водных объектов, вторая — анализирует статистические данные о водопотреблении с помощью инструментов визуализации, третья — исследует круговорот воды в природе через интерактивную симуляцию.

Преимущество такого подхода заключается в возможности организовать дифференцированное обучение и разнообразить учебную деятельность на одном уроке.

На протяжении последних 10 лет мы активно развиваю подход, основанный на сочетании цифровых инструментов с традиционными полевыми исследованиями. Например, учащиеся проводят полевые наблюдения с использованием мобильных устройств (компас, GPS-навигация, мобильные приложения для определения растений или метеорологических параметров), собирают данные, которые впоследствии обрабатывают с помощью ГИС и представляют результаты через цифровые презентации или веб-сайты.

Такой подход обеспечивает формирование целостного географического мышления, когда виртуальные инструменты воспринимаются не как замена реального мира, а как способ его углубленного изучения.

На основе многолетнего опыта нами разработана система дистанционных практикумов по географии с использованием информационных технологий. Каждый практикум включает:

– предварительное онлайн-тестирование для определения уровня подготовки;

– автоматически генерируемый индивидуальный маршрут обучения;

– набор интерактивных заданий разного уровня с возможностью получения оперативной обратной связи;

– инструменты для визуализации и анализа географических данных;

– итоговый проект, требующий синтеза полученных знаний и умений.

Данная система успешно применяется как для дополнительной подготовки мотивированных учащихся, так и для работы с учениками, испытывающими трудности в освоении предмета.

Информационные технологии не должны становиться самоцелью или механически внедряться в образовательный процесс. Эффективность их применения определяется грамотной методической основой, учитывающей как особенности самого предмета, так и возрастные и индивидуальные характеристики обучающихся.

Перспективы дальнейшего развития информационных технологий в обучении географии мы видим в следующих направлениях:

– интеграция технологий искусственного интеллекта для персонализации образовательных траекторий;

– развитие иммерсивных технологий, позволяющих создавать высокореалистичные виртуальные географические среды;

– внедрение систем геймификации, адаптирующих принципы компьютерных игр к образовательным задачам;

– создание междисциплинарных цифровых образовательных комплексов, объединяющих географию с другими предметными областями.

В заключение хочу отметить, что успешное применение информационных технологий в преподавании географии возможно только при условии непрерывного профессионального развития педагога, его готовности осваивать новые цифровые инструменты и критически оценивать их педагогический потенциал.

Литература:

  1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. 303 с.
  2. Васильев И. В. Геоинформационные системы в школьном образовании: возможности и перспективы // Информационные технологии в образовании. 2018. № 3. С. 45–58.
  3. Дронов В. П., Савельева Л. Е. Инновационные технологии в обучении географии. М.: Дрофа, 2019. 248 с.
  4. Каменецкий С. Е. Методика формирования географических понятий с использованием цифровых технологий // Педагогика. 2020. № 5. С. 75–83.
  5. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2017. № 6. С. 69–74.
  6. Таможняя Е. А. Методика обучения географии в информационно-образовательной среде. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2021. 180 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный