Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Это связано с влиянием на организм ребенка и его родителей различных факторов риска как наследственных, так и внешнесредовых (М.Н. Жуков, 2005; А.В.Чеботарев, 2003; Е.Н. Сорокина, 2005; Н.В Чирвина, 2007).
Детям с задержкой психического развития изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия. В клинике ЗПР проявляется в снижении критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
Научные исследования в области дошкольного физического воспитания приводят данные, которые указывают на то, что в России до 96% детей рождаются с различными формами патологий, при этом у 80% новорожденных отмечаются нервно-психические нарушения (Г.И Нарскин, 2003; Е.В Димидова, 2004; Е.В. Строева, 2006). Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Г.Д. Горбунов, 1994; В.Д. Пузанов, 1998; Н.А.Фирсова, 2005; Г.Доман, 2001), слабовыраженные органические повреждения головного мозга полиэтиологического характера у новорожденных являются основной причиной задержки психического развития (ЗПР) детей дошкольного возраста. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 4-6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Задержка психического развития рассматривается педагогами, как промежуточный этап между нормой и патологией развития.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Изучению особенностей развития дошкольников с ЗПР на сегодняшний день посвящено большое количество исследований (С.Ю. Максимова, 2002; Н.А. Фирсова, 2005; Л.Х. Забарова, 2003; О.В. Решетняк, 2004; В.Е. Пермяков 2004). Авторами отмечается, что данная категория детей отстает от своих полноценно развивающихся сверстников по большинству показателей физической подготовленности из которых в большей степени отстают различные проявления координационных способностей.
Научные исследования последних посвящены повышению эффективности коррекционной работе в области адаптивного физического воспитания, разработке разнообразных методолгических подходов, апробации наиболее рациональных средств в коррекции отклонений в развитии у детей с ЗПР( Т.А. Малосаева, 2003; Е.Ф. Мухамедьярова, 2003; А.С. Захаревич, 2003; Л.П, Салтыманова, 2005; Е.Ю. Смирнова, 2005; Ю.И. Абу, 2006; Е.Г. Камыышникова, 2007).
Вместе с тем, поиск наиболее рациональных средств и методов оптимизации развития дошкольников с ЗПР на сегодняшний день по-прежнему остаётся актуальным.
Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом, неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки (П.К, Анохин, Л.С, Выгодский, Г. Доман, А.Д. Дмитриев, Е.М. Мастюкова). Ведущее место в произвольной регуляции движений человека, осозанно управляемой двигательной деятельности принадлежит психомоторным способностям, которые, как указывают учёные (И.М. Сеченов, К.К. Платонов) составляют фундамент всего психического развития ребенка и являются тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Недостатки развития психомоторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными. На сегодняшний день исследования в этом направлении проведены (Л.Х. Забарова, 2003; Е.В Новиков, 2004; Н.А. Фирсанова, 2005), однако полученные данные характеризуют развитие детей школьного возраста. Актуальности развития психомоторных способностей, их коррекционным возможностям в дошкольном возрасте незаслуженно уделяется мало внимания. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность исследования.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера.
Установлено, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе - по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у дошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Деятельность специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительного процесса. Для осуществления эффективной коррекционно - развивающей работы необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия.
Мы предполагаем, что эффективность процесса физического воспитания дошкольников с ЗПР значительно повысится в результате применения в коррекционно-педагогическом процессе специально разработанной методики развития их психомоторных способностей, создающей предпосылки для более полноценного физического и психического становления детей.
Литература
1 Максимова С.Ю., Фомина Н.А. Использование средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в коррекционной работе с дошкольниками, отстающими в психическом развитии //Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999, с. 132-134.
2 Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. - 93 с.
3 Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. канд. дис. М., 1985, с. 14-16.
4 Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с.
5 Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". - М.: Линка-пресс, 1999. - 256 с.
6 Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника-пресс,1998. - 198 с.
7 Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 192 с.
8 Решетнева Г.А., Лубышева Л.И. Концепция формирования основ здоровой жизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 2 - 4.
9 Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пос. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2001, с. 3 - 94.
10 Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология". - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 448 с.