Несмотря на то, что пассивные операции в ОАО «Сбер Банк» уже сейчас характеризуются достаточно высокой эффективностью, банку всегда есть, куда стремиться. В связи с этим можно предложить ряд мероприятий, которые повысят эффективность пассивных операций и в дальнейшем позволят банку заработать дополнительную прибыль.
Как известно, банк может привлекать средства не только с помощью вкладов клиентов. Еще одним источником привлеченных средств является выпуск и продвижение собственных долговых ценных бумаг. Банк может выпускать облигации и депозитные сертификаты для привлечения долгосрочных ресурсов. Продвижение этих инструментов среди институциональных инвесторов и состоятельных клиентов позволит увеличить объем стабильных пассивов и снизить зависимость от краткосрочных вкладов [1].
Предположим, банк выпустил облигации на сумму 10 000 000 бел. руб. сроком на 3 года под 11 % годовых. Рассчитаем для начала расходы банка, связанные с реализацией данного мероприятия, которые включают затраты на выпуск и продвижение ценных бумаг, а также выплаты по процентам.
Пусть затраты на выпуск и продвижение составят 300 000 бел. руб. Эти затраты, в свою очередь, включают в себя комиссии бирже, регистраторам; маркетинговые расходы (реклама, презентации для инвесторов); юридические и аудиторские услуги [1].
Что касается расходов банка по процентам, то их годовой размер составит:
Расходы по операциям с ценными бумагами = Объем привлеченных средств * ставку процентов * 3 года = 10 000 000 * 0,11 * 3 = 3 300 000 бел. руб.
Допустим, банк инвестирует привлечённые средства в активные операции, например, кредитование под более высокую ставку, чем ставка по выпущенным ценным бумагам. Предположим, доходность вложений составляет 18 % годовых. Тогда доход от использования привлеченных средств за 3 года будет равен:
Процентный доход = Объем привлеченных средств * доходность вложений * 3 года = 10 000 000 * 0,18 * 3 = 5 400 000 бел. руб.
Рассчитаем чистый процентный доход банка от привлеченных средств:
Чистый процентный доход = Процентные доходы от вложений — Процентные расходы по ценным бумагам = 5 400 000–3 300 000 = 1 100 000 бел. руб.
Рассчитаем экономический эффект с учетом затрат на выпуск и продвижение:
Экономический эффект = Чистый процентный доход — Затраты на выпуск и продвижение = 1 100 000–300 000 = 800 000 бел. руб.
В результате выпуска и продвижения собственных ценных бумаг банк получает дополнительный экономический эффект в размере 800 000 бел. руб. за 3 года, что обусловлено разницей между доходностью активных операций и стоимостью привлечённых ресурсов за вычетом затрат на эмиссию.
Целесообразность мероприятия подтверждается также следующими показателями:
— Рентабельность затрат = Экономический эффект / Затраты на выпуск и продвижение ценных бумаг = 800 000 / 300 000 = 2,7 руб. на 1 руб. вложений.
— Срок окупаемости = Затраты / Чистый процентный доход = 300 000 / 1 100 000 ≈ 0.27 года (менее 4 месяцев).
Кроме того, если бы банк реализовал данное мероприятие и привлек по нему 10 000 000 бел. руб., то в 2024 году он бы увеличил свою процентную маржу до 8,7 п.п. Помимо этого, увеличится и чистая прибыль банка, а вместе с этим и показатели рентабельности. Изменяется также коэффициент клиентской базы и коэффициент покрытия (таблица 1).
Таблица 1
Изменения основных показателей эффективности и качества пассивов ОАО «Сбер Банк» при внедрении предлагаемого мероприятия
|
Показатель |
Значение в 2024 году |
Значение при реализации мероприятия |
|
Общая рентабельность банка, % |
23,4 |
23,3 |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
17,4 |
1,5 |
|
Рентабельность уставного капитала, % |
256,9 |
257,8 |
|
Коэффициент клиентской базы |
85,8 |
85,7 |
|
Коэффициент покрытия |
0,1912 |
0,1909 |
Источник: разработка автора на основании данных бухгалтерских балансов и примечаний к финансовой отчётности ОАО «Сбер Банк» [2].
Таким образом, проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что внедрение данного мероприятия расширит ресурсную базу банка, что позволит ему увеличить объем своего кредитования и тем самым повысит прибыльность банка. А рост прибыли банка, в свою очередь, увеличит показатели рентабельности, характеризующие эффективность пассивов банка. Несмотря на незначительное снижение общей рентабельности банка из-за роста более быстрыми темпами совокупных доходов, а также коэффициента клиентской базы и коэффициента покрытия, все показатели остаются на высоком уровне [3].
При этом реализация данного мероприятия позволит банку диверсифицировать источники пассивов. Что особо важно для крупных банков, которым необходимо стремиться к балансу между средствами физических лиц, корпоративных клиентов, межбанковскими кредитами и выпуском ценных бумаг. Это снизит риски, связанные с возможным оттоком средств из одного сегмента, что может привести к серьезному кризису в банке.
Литература:
- Решетникова Л. Г. Выпуск долговых ценных бумаг коммерческими банками [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/vypusk-dolgovykh-tsennykh-bumag-kommercheskimi-bankami (Дата обращения: 10.11.2025).
- Финансовая отчетность // Официальный сайт ОАО «Сбер Банк» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sber-bank.by/page/financial-statements (Дата обращения: 10.11.2025).
- Стимулирование экономического роста через развитие рынка ценных бумаг: механизмы, преимущества и риски [Электронный ресурс] // Образовательный веб-сайт по финансовой грамотности Центрального банка РУз [Электронный ресурс]. URL: https://finlit.uz/ru/articles/financial-market/economic-prenet-trt/ (Дата обращения: 10.11.2025).

