Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Выпуск собственных долговых ценных бумаг как метод повышения эффективности пассивных операций на примере ОАО «Сбер Банк»

Научный руководитель
Экономика и управление
21.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье анализируется выпуск облигаций как способ повышения эффективности пассивных операций ОАО «Сбер Банк». На примере эмиссии ценных бумаг показан положительный экономический эффект, достигнутый за счет разницы между доходностью от кредитования и стоимостью привлеченных средств. Мероприятие демонстрирует высокую рентабельность и окупаемость менее чем за 4 месяца, а также способствует диверсификации ресурсной базы банка.
Библиографическое описание
Сидорчук, А. С. Выпуск собственных долговых ценных бумаг как метод повышения эффективности пассивных операций на примере ОАО «Сбер Банк» / А. С. Сидорчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130367.


Несмотря на то, что пассивные операции в ОАО «Сбер Банк» уже сейчас характеризуются достаточно высокой эффективностью, банку всегда есть, куда стремиться. В связи с этим можно предложить ряд мероприятий, которые повысят эффективность пассивных операций и в дальнейшем позволят банку заработать дополнительную прибыль.

Как известно, банк может привлекать средства не только с помощью вкладов клиентов. Еще одним источником привлеченных средств является выпуск и продвижение собственных долговых ценных бумаг. Банк может выпускать облигации и депозитные сертификаты для привлечения долгосрочных ресурсов. Продвижение этих инструментов среди институциональных инвесторов и состоятельных клиентов позволит увеличить объем стабильных пассивов и снизить зависимость от краткосрочных вкладов [1].

Предположим, банк выпустил облигации на сумму 10 000 000 бел. руб. сроком на 3 года под 11 % годовых. Рассчитаем для начала расходы банка, связанные с реализацией данного мероприятия, которые включают затраты на выпуск и продвижение ценных бумаг, а также выплаты по процентам.

Пусть затраты на выпуск и продвижение составят 300 000 бел. руб. Эти затраты, в свою очередь, включают в себя комиссии бирже, регистраторам; маркетинговые расходы (реклама, презентации для инвесторов); юридические и аудиторские услуги [1].

Что касается расходов банка по процентам, то их годовой размер составит:

Расходы по операциям с ценными бумагами = Объем привлеченных средств * ставку процентов * 3 года = 10 000 000 * 0,11 * 3 = 3 300 000 бел. руб.

Допустим, банк инвестирует привлечённые средства в активные операции, например, кредитование под более высокую ставку, чем ставка по выпущенным ценным бумагам. Предположим, доходность вложений составляет 18 % годовых. Тогда доход от использования привлеченных средств за 3 года будет равен:

Процентный доход = Объем привлеченных средств * доходность вложений * 3 года = 10 000 000 * 0,18 * 3 = 5 400 000 бел. руб.

Рассчитаем чистый процентный доход банка от привлеченных средств:

Чистый процентный доход = Процентные доходы от вложений — Процентные расходы по ценным бумагам = 5 400 000–3 300 000 = 1 100 000 бел. руб.

Рассчитаем экономический эффект с учетом затрат на выпуск и продвижение:

Экономический эффект = Чистый процентный доход — Затраты на выпуск и продвижение = 1 100 000–300 000 = 800 000 бел. руб.

В результате выпуска и продвижения собственных ценных бумаг банк получает дополнительный экономический эффект в размере 800 000 бел. руб. за 3 года, что обусловлено разницей между доходностью активных операций и стоимостью привлечённых ресурсов за вычетом затрат на эмиссию.

Целесообразность мероприятия подтверждается также следующими показателями:

— Рентабельность затрат = Экономический эффект / Затраты на выпуск и продвижение ценных бумаг = 800 000 / 300 000 = 2,7 руб. на 1 руб. вложений.

— Срок окупаемости = Затраты / Чистый процентный доход = 300 000 / 1 100 000 ≈ 0.27 года (менее 4 месяцев).

Кроме того, если бы банк реализовал данное мероприятие и привлек по нему 10 000 000 бел. руб., то в 2024 году он бы увеличил свою процентную маржу до 8,7 п.п. Помимо этого, увеличится и чистая прибыль банка, а вместе с этим и показатели рентабельности. Изменяется также коэффициент клиентской базы и коэффициент покрытия (таблица 1).

Таблица 1

Изменения основных показателей эффективности и качества пассивов ОАО «Сбер Банк» при внедрении предлагаемого мероприятия

Показатель

Значение в 2024 году

Значение при реализации мероприятия

Общая рентабельность банка, %

23,4

23,3

Рентабельность собственного капитала, %

17,4

1,5

Рентабельность уставного капитала, %

256,9

257,8

Коэффициент клиентской базы

85,8

85,7

Коэффициент покрытия

0,1912

0,1909

Источник: разработка автора на основании данных бухгалтерских балансов и примечаний к финансовой отчётности ОАО «Сбер Банк» [2].

Таким образом, проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что внедрение данного мероприятия расширит ресурсную базу банка, что позволит ему увеличить объем своего кредитования и тем самым повысит прибыльность банка. А рост прибыли банка, в свою очередь, увеличит показатели рентабельности, характеризующие эффективность пассивов банка. Несмотря на незначительное снижение общей рентабельности банка из-за роста более быстрыми темпами совокупных доходов, а также коэффициента клиентской базы и коэффициента покрытия, все показатели остаются на высоком уровне [3].

При этом реализация данного мероприятия позволит банку диверсифицировать источники пассивов. Что особо важно для крупных банков, которым необходимо стремиться к балансу между средствами физических лиц, корпоративных клиентов, межбанковскими кредитами и выпуском ценных бумаг. Это снизит риски, связанные с возможным оттоком средств из одного сегмента, что может привести к серьезному кризису в банке.

Литература:

  1. Решетникова Л. Г. Выпуск долговых ценных бумаг коммерческими банками [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/vypusk-dolgovykh-tsennykh-bumag-kommercheskimi-bankami (Дата обращения: 10.11.2025).
  2. Финансовая отчетность // Официальный сайт ОАО «Сбер Банк» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sber-bank.by/page/financial-statements (Дата обращения: 10.11.2025).
  3. Стимулирование экономического роста через развитие рынка ценных бумаг: механизмы, преимущества и риски [Электронный ресурс] // Образовательный веб-сайт по финансовой грамотности Центрального банка РУз [Электронный ресурс]. URL: https://finlit.uz/ru/articles/financial-market/economic-prenet-trt/ (Дата обращения: 10.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 115-117):
Часть 2 (стр. 65-143)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 115-117стр. 143

Молодой учёный