The article analyzes the provisions provided for in Chapter 18 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. The article analyzes issues related to the qualification of illegal acts in the area under consideration, and examines the types of administrative offenses in the area of protecting the state border of the Russian Federation.
Keywords: qualification, administrative offense, administrative responsibility, state border of the Russian Federation.
Защита и охрана государственной границы — одно из ключевых условий национальной безопасности России. Обеспечение безопасности в пограничном пространстве, которое включает саму границу, приграничную территорию, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, является важнейшим элементом защиты личности, общества и государства.
Охрана государственной границы России обеспечивает политическую, экономическую и национальную безопасность, защищая страну от внешних угроз и поддерживая стабильность. Эта деятельность формирует основу защищенности государства, предотвращая противоправные действия и обеспечивая соблюдение пограничного режима.
Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит целую главу под номером 18, в которой представлены статьи, направленные на регламентацию правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Квалификация административных правонарушений в области защиты государственной границы РФ — это процесс определения соответствия совершенного деяния признакам правонарушений, предусмотренных главой 18 КоАП РФ [1]. Правонарушения квалифицируются путем сопоставления фактических обстоятельств с нормами закона, учитывая объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Ключевые виды нарушений включают: нарушение режима государственной границы, нарушение правил въезда/выезда, нарушение пограничного режима в пограничной зоне, а также нарушения, связанные с пребыванием иностранных граждан и другие.
Ст.18.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение режима государственной границы Российской Федерации. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима государственной границы РФ.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима государственной границы РФ: нарушение правил пересечения государственной границы гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; нарушение правил пересечения гражданами государственной границы России на автомобилях или других транспортных средствах, нарушение порядка их следования от государственной границы России через пункты пропуска в обе стороны, нарушение установленного порядка в части, касающейся ведения хозяйственной, промысловой и других видов деятельности без уведомления пограничных органов. Правила, касающиеся ведения хозяйственной и иной деятельности на государственной границе или вблизи нее содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в данной сфере и в нормативных актах субъектов РФ.
Анализируя содержание статьи 18.1 КоАП РФ, следует отметить, что административные правонарушения, предусмотренные данной статьей необходимо отграничивать от преступлений, рассматриваемых статьей 322 УК РФ [2]. Ответственность за нарушение статьи 322 Уголовного кодекса РФ применяется за незаконное пересечение государственной границы РФ без документов или разрешения.
Заслуживает особого внимания статья 18.2 КоАП РФ, в рамках которой предусматривается административная ответственность за нарушение пограничного режима в пограничной зоне. Пограничный режим устанавливает правила, регулирующие въезд, пребывание и передвижение в пограничной зоне, а также хозяйственную и иную деятельность на её территории. Нарушения правил пограничного режима включают незаконные действия, такие как незаконный въезд, временное пребывание и передвижение в пограничной зоне без разрешения. Также к ним относятся ведение хозяйственной деятельности, проведение массовых мероприятий в приграничной зоне без разрешения соответствующих органов.
За нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации устанавливается административная ответственность в соответствии со ст. 18.3 КоАП РФ. В данном случае в качестве объекта посягательств выступает неприкосновенность государственной границы РФ, установленный порядок управления на государственной границе РФ через пограничный режим в морских и внутренних водах, а также в пограничных водоемах.
Объективная сторона данных правонарушений выражается в определенных юридических составах: -нарушения правил при использовании российских маломерных судов и средств передвижения по льду; — осуществление промысловой и иной деятельности без разрешения пограничных органов или с нарушением условий разрешения.
Неприкосновенность государственной границы обеспечивается соблюдением установленных правил режима пунктов пропуска, который регулирует въезд и выезд людей, транспортных средств, а также перемещение грузов, товаров и животных. Этот режим устанавливается для создания необходимых условий для пограничного, таможенного и других видов контроля.
Статья 18.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу России. Объектом посягательств является неукоснительность государственной границы, установленный порядок нахождения в таких пунктах, а также безопасность личности, общества и государства. Правонарушения проявляются в несоблюдении конкретных правил и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Административные правонарушения, посягающие на режим государственной границы, могут быть совершены как в форме активного противоправного действия, так и в форме бездействия. Противоправное виновное действие физических, юридических и должностных лиц заключается в нарушении установленных правил соблюдения режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, в территориальном море и внутренних морских водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В данной форме совершаются административные правонарушения, предусмотренные статьями 18.1, 18.2, 18.3, 18.4, 18.5, 18.6, 18.7 (в части, касающейся воспрепятствования исполнению военнослужащим обязанностей по защите государственной границы, посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей).
Противоправное виновное бездействие, выраженное в отказе от исполнения или умышленном невыполнении законных распоряжений, может являться правонарушением и влечь за собой также административную ответственность. Такое бездействие характеризуется как противоправное, так как противоречит правовым нормам, и виновное, поскольку совершено правоспособным лицом с осознанием его противоправности.
За правонарушения, посягающие на режим государственной границы РФ, российским административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая может включать в себя предупреждение или наложение административного штрафа, а также конфискацию орудий совершения правонарушения.
Субъектами административных правонарушений в области защиты государственной границы России могут являться: — граждане, проживающие в России и достигшие 16 лет; — иностранные граждане и лица без гражданства; — сотрудники пограничных служб и вооруженных сил, отвечающие за соблюдение правил на государственной границе России и обеспечивающие порядок на контрольных пунктах при пересечении границы. — должностные лица предприятий, организаций и общественных объединений; — юридические лица, как российские, так и иностранные. Важно отметить особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как особых субъектов, нарушающих установленный порядок управления в виде режима функционирования государственной границы России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, могут быть привлечены к ответственности за административные правонарушения на тех же условиях, что и российские граждане, за исключением лиц с дипломатическим иммунитетом. Согласно принципу государственного суверенитета, каждое государство имеет право устанавливать собственные правила привлечения к административной ответственности за правонарушения, совершенные на его территории, в том числе и иностранных граждан, как это предусмотрено статьей 2.6 КоАП РФ.
Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, пользующихся дипломатическим иммунитетом, решается дипломатическим путем , в соответствии с международным правом и международными договорами.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что административные правонарушения, совершаемые в области защиты государственной границы РФ и предусмотренные главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части касающихся субъектов, можно условно разделить на две группы:
— административные правонарушения, за совершение которых к ответственности на общих основаниях привлекаются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства (сюда можно отнести нарушение режима государственной границы РФ (ст. 18.1 КоАП РФ), нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ));
— административные правонарушения, которые применимы только к иностранным гражданам и лицам без гражданства , так как они связаны с соблюдением правил их пребывания на территории России. Российские граждане не могут являться субъектами второй категории правонарушений, поскольку на них не распространяются вышеперечисленные требования. Примерами таких противоправных деяний могут быть нарушения режима пребывания, правил въезда/выезда или же незаконная трудовая деятельность. Здесь можно согласиться с точкой зрения В. И. Новоселова, согласно которому все составы административных правонарушений в зависимости от субъектного состава (широкий круг лиц, включающий и российских, и иностранных граждан, и лиц без гражданства; только иностранные граждане и лица без гражданства) можно подразделить на общие (предусмотренные ст.18.1, 18.4 КоАП РФ) и специальные (ст.18.8 КоАП РФ) [3, с. 160].
Анализируя положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты государственной границы РФ, мы пришли к выводу, что все предусмотренные виды правонарушений в данной области по непосредственному объекту посягательств можно классифицировать на три группы. Первая группа включает нарушения, которые посягают на предусмотренный законом режим границы государства. Вторая группа включает деяния, посягающие на реализацию и обеспечение режима пограничной деятельности. К третьей группе можно отнести деяния, посягающие на миграционные нормы, связанные с нарушением режима пребывания, проживания и транзитного проезда иностранных граждан в России или с незаконной трудовой деятельностью.
Таким образом, правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и ответственность за их совершение представляются очень важным разделом российского административного законодательства, что подтверждается, в частности, повышенным вниманием к проблематике привлечения виновных лиц к ответственности и разнообразием существующих правовых норм. Это говорит о необходимости проведения тщательного анализа в дальнейшем данного вопроса, для более глубокого понимания темы, выявления наиболее сложных аспектов и разработки эффективных решений.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. — Саратов: 1977. — С.160.

