В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий в разных странах имеет две главные функции. Первая состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь, координировать научную деятельность разных стран. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школы состоит в обеспечении переноса опыта на родную почву. Ученые считают, что знание педагогической практики и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы.
Но у педагогов есть сомнения в возможностях заимствования зарубежного опыта. Еще К.Д. Ушинский доказывал, что каждый народ имеет свою национальную систему воспитания, которая зависит от его культуры, образа жизни, верований, ценностей. Он называл это народностью образования и делал вывод об ограниченных возможностях заимствования опыта других стран. Он считал невозможным прямые переносы педагогической практики от одного народа к другому. Но он же писал, что наука, педагогическая теория не имеют границ, что есть педагогические законы, общие для всех. Он прав в том, что искусственные построения системы по чужому образцу невозможны. Однако современная наука считает, что имеется много оснований для взаимного обогащения педагогики разных стран, а именно: наличие глобальных мировых процессов в экономике, культуре и образовании разных стран.
Современный общественный рост сопровождается усилением интеграционных тенденций в социокультурной и деятельностной сферах общественной жизни. Это требует развития у молодежи ряда важных личностных характеристик, таких, как коммуникативность и толерантность, гуманитарная грамотность и способность к поликультурному взаимодействию. Социализирующая функция образования стимулирует развитие адаптационных свойств личности в условиях динамичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды. В связи с этим возрастает роль иностранного языка как учебной дисциплины, характеризующейся гибкостью организационно-деятельностной и содержательной структуры, вариативностью информационных и методических компонентов.
В данной ситуации необходимо не столько совершенствование традиционной технологии обучения студентов иностранному языку, сколько применение зарубежного опыта, на основе которого возможна разработка новых технологий, основанных на последних достижениях психолого-педагогических наук. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в настоящее время предполагает ориентацию на профессиональные нужды обучаемых при выборе учебного материала, ставит задачу научить способам проведения деловыми партнерами основной линии общения для достижения запланированного коммуникативного эффекта и профессионально-значимого результата.
В зарубежной и отечественной науке исследование методики обучения иностранным языкам осуществлялось на протяжении всего процесса становления и развития системы образования.
Немаловажная роль в подготовке к общению на иностранных языках отводится средней профессиональным учебным заведениям, перед которыми в свою очередь встает задача - повысить качество обучения студентов, способных адаптироваться к быстро меняющимся экономическим и социокультурным условиям.
Основными педагогическими концепциями, опирающимися на соответствующие философские направления, являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм [1].
Важнейшими научными идеями зарубежной педагогики, применимыми к изучаемой проблеме являются:
- идея реформаторской педагогики 20-30 гг. XX в. А Бине изучает физиологические и психологические закономерности учащихся, и опротестовывающим слово преподавателя как главное средство обучения. Он полагал, что учащийся, должен быть активным участником собственного процесса познания, итальянский педагог М. Монтессори считала самостоятельность - качество, присущее только тому, кто много умеет.
- идея индивидуализации обучения и самостоятельности учащихся Американский педагог и психолог, приверженец прагматизма, Дж. Дьюи утверждал, что основная цель образования - наилучшим образом приспособить личность к практической деятельности, к быстрой адаптации к жизни. Его мнение разделял немецкий педагог - реформатор А. Лай, выдвинувший идею создания школы действия, то есть школы, которая учит быстро приспосабливаться к условиям окружающей действительности. Возник ряд новых школ: вальдорфская школа (Р. Штейнера), училище П. Петерсона при Йенском университете, школа Ланга. Представители новых подходов утверждали, что основой процесса обучения должен стать интерес учащихся, а их активность и самостоятельность поощряться.
- теория педагогического общения, направленная на развитие познавательной активности учащихся, в рамках которой наметилось большое количество различных интерпретаций коммуникативности. Одной из крупнейших работ коммуникативной теории, посвященных моделированию поведения педагогов и его языковому оформлению, является работа А. Беллака [2].
Изучение основных направлений в зарубежной школе и развития зарубежной педагогической мысли, а также знакомство с работами зарубежных педагогов позволило сделать следующие выводы:
Ø были определены современные педагогические концепции в зарубежной школе;
Ø были определены педагогические тенденции, повлиявшие на различные подходы к обучению иностранному языку в зарубежной школе. Наиболее прогрессивной из них является американская коммуникативная теория, заложенная в основу коммуникативного подхода к обучению иностранному языку за рубежом;
Ø проанализированы основные методы к обучению иностранному языку, использовавшиеся и используемые в зарубежной школе, а также основные стратегии каждого из рассматриваемых методов;
Ø выявлены особенности педагогических идей, нашедшие свое отражение в основных направлениях в области обучения иностранному языку за рубежом.
В философской и педагогической литературе представлено довольно большое количество концепций воспитания и образования, на основе которых разрабатываются педагогические программы, системы обучения и воспитания, реализующиеся в школах.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции: 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности); «Мировой организм есть непрерывное целое». Цицерон. 3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; 5) разрастание рынка образовательных услуг; 6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим); 7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией; 8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; 9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; 10) отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; 11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов [3].
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К крупным международным проектам относятся:
ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин [4].
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую личность. Возможно ли это≤ Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.
Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.
Литература:
1. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2006. - №9. - С. 3.
2. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. - М.: "Канон+" РООИ «Реабилитация», 2008. - С. 140.
3. Образование в конце XX в. (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1992. - №9. - С. 18.
4. Сабуров Е.Ф. Образование и ноосферная экономика // Общественные науки и современность. - 2003. - №4. - С. 5.