Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 14.10.2013

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Холматова З. А. Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 672-674. — URL https://moluch.ru/archive/58/8012/ (дата обращения: 22.10.2018).

Совершенно очевидно, что для качественных изменений в сфере образования необходимы столь же существенные сдвиги в профессиональной подготовке педагогов, которые терпят в современных условиях динамичные изменения, обусловленные необходимостью новых подходов к содержанию занятий со студентами, методам и формам организации воспитательного процесса высших образовательных учреждений, где профессиональная подготовка кадров играет решающую роль.

Если педагогические основы учебно-воспитательного процесса, в том числе и в педагогическом вузе, так или иначе, решаются, то дидактические предпосылки часто остаются не исследованными и настоятельно требуют глубокого научного анализа и выработки (дидактических) основ подготовки будущих кадров. Встает весьма актуальная проблема всестороннего совершенствования задач учебно-воспитательной работы, в данном случае — в процессе подготовки студентов к будущей профессии.

Современная цивилизация со всеми сложностями информационного и конфигурационного порядка, так или иначе, влияет на человека, в частности, на молодое поколение, в развитие их мировоззрения, уровня самосознания. Современное общество должно открыть перед молодыми все имеющиеся возможности для повышения его интеллектуального уровня, для развития его творческой инициативы и т. д.

Для формирования молодой личности исключительно важным является содержательный и разнообразный образ жизни. Молодежь как продолжатель материальной и духовной культуры должна понимать свое положение, свою роль в обществе, к которому она принадлежит, осознать свое прошлое, настоящее и будущее, а также установить необходимый контакт с окружающими.

Как правило, в процессе контакта, в нашем случае, общения педагог передает своему подопечному частичку самого себя, а во многих случаях — всего себя. Поэтому чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника; масштаб личности педагога определяет мерой его включенности в духовную культуру, профессиональными знаниями и навыками поведения.

Мотивационная сфера личности представляет собой сложную педагогическую систему. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными стимулами. Применительно к обучению все эти стимулы подразделяются на внешние и внутренние по их отношению к процессу обучения и его содержанию. В частности, работу студента над (дипломным) проектом могут стимулировать такие внешние моменты, как престижность, стремление ярко проявить себя, влияние личности педагога, желание избежать плохих оценок и т. д. Современная педагогика не отрицает роли внешней мотивации в процессе обучения. Однако подобные стимулы не способны непосредственно влиять на эффективность и целенаправленность работы. Ценность любых вне учебных побудителей деятельности может определяться лишь тем, в какой степени они станут толчком к созданию внутренней мотивации в обучении, т. е. побуждений, непосредственно связанных с интересом к самой деятельности и ее содержанию.

Одно из определений понятию «молодeжь» дает В. Т. Лисовский: …молодежь − это поколение людей проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет. (3)

Тенденция возложения основной социальной функции в настоящем делает проблему исследования места и роли молодежи в социальной структуре общества особенно актуальной. В этом контексте рассматриваются во-первых, процесс становления социально активной личности молодого человека; во-вторых, влияние социальных различий на выбор профессии; в третьих, социальный мотив поведения молодежи и влияние роли молодых на социальную политику (С.Иконникова, В.Лисовский, И.Кон) и т. д. (1)

Но, несмотря на различие подходов, специалисты сходятся во мнении, что на сегодня практически отсутствует единая система гуманитарного воспитания и соответствующие ей методы, не исследованы в достаточной мере вопросы формирования активной жизненной позиции и особенности адаптации молодёжи в различных социальных сферах в условиях глубокой модернизации (С.Крапивинский). (2)

Эта единая система — ведущий признак профессиональной педагогической направленности. В целом профессионально-педагогическая направленность выступает как развитие активно-познавательной потребности, эмоционально-действенное отношение личности к будущей деятельности, осознание ею общественной значимости профессии.

Комплексная профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин способствует развитию профессиональной направленности личности будущего специалиста, его мировоззрения, характера, способностей, призвания, в чем, в конечном счете, заключается психологический смысл единства обучения и воспитания.

Понимая под обучением особый вид познавательной деятельности, ведущей к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимо рассмотреть профессиональные специфические особенности, связанные с подготовкой молодого поколения в тесном контакте с ними.

И естественно, любая форма общения — это сложный психолого-педагогический творческий процесс. Именно здесь, в момент, когда личность выходит на «прямую» связь со слушателем, чтобы высказать ей свою точку зрения по поводу темы беседы, утвердить также свою позицию, одновременно с этим — увидеть, почувствовать, оценить реакцию и оценку собеседника.

Дидактика чаще своей основной задачей ставит выявление закономерностей, которым подчиняется процесс общения и использует их для совершенствования образования. Таким образом, в сферу дидактики включаются следующие задачи: определение оптимального объема общения для получения знаний, умений и навыков, которые необходимо дать студентам, выбор оптимальных путей обучения при помощи видов общения.

Под содержанием общения, следует понимать определенный объем не систематизированных знаний и навыков, необходимых будущему специалисту, чтобы осуществлять задачи психолого-педагогического значения.

Социальный принцип научности общения требует, чтобы в процессе обучения студенты овладевали достоверными знаниями, отвечающими современному уровню развития личности. Он предполагает развитие познавательной деятельности, творческий подход к своей профессии в дальнейшем, что достигается знакомством обучаемого.

Успех обучения в любой сфере человеческой деятельности зависит не только от точного определения ее целей и содержания, но в значительной степени и от способов достижения целей, другими словами, методов обучения.

В процессе занятий педагог, сознательно или интуитивно, в большей степени или меньшей, воздействует на внутреннюю мотивацию. Так, например, он стремится «зажечь» фантазию слушателя ярким показом, удачными ассоциациями, подбором соответствующей индивидуальности материала и т. д. Однако эффективность подобных педагогических приемов может быть и временной, связанной лишь с определенной учебной ситуацией, если усилия педагога не сконцентрированы на поиске и создании устойчивого внутреннего стимула всей работы студента. Показателем устойчивости такой формы мотивации является ее относительная независимость от внешних воздействий. Эта форма мотивации получила в психологии название устойчивой внутренней мотивации.

Важнейшей предпосылкой создания устойчивой внутренней мотивации в процессе работы студента над учебным материалом является наличие в сознании обучающегося целостного учебного образа изучаемого материала и создание на его основе личностного плана. Данный принцип сложился стихийно в творческой практике многих поколений художников, музыкантов, писателей, ученых. Связано это с тем, что любое обучение сложной высококвалифицированной деятельности, начинаясь с освоения элементарных навыков, не дает человеку представления о смысле и месте каждого из них в последующей деятельности, в результате снижается эффективность обучения.

В специальной философской и социологической литературе молодое поколение рассматривается как субъект социальных преобразований, как человеческий капитал, ресурс общества. Процесс идейного формирования новой личности объективно зависит от содержания стадий социализации и конкретных её механизмов, в связи с этим необходимым условием модернизации общества является система образования, культуры, естественная и социальная среда обитания молодого человека, социальный опыт.

Открытость и светский путь развития общества сделали доступными ценности общемировой культуры; развитие информационных систем, всеобщая компьютеризация приобщили молодёжь к расширению контактов, к самостоятельному поиску нужной для саморазвития информации; знакомство с различными идеологическими доктринами поставили перед выбором идейно-политических и нравственных ориентиров.

Анализ интерактивных форм и методов работы с молодёжью показывает глубокую заинтересованность студентов в неординарных новых условиях взаимодействия с преподавателем, консультантом, координатором вхождения как в область теоретических исканий, так и в практических мероприятиях, позволяющих самореализацию внутренним познавательным потребностям и эмоциональным мотивациям вхождения в реальные ситуации. В связи с чем, можно предположить, что нет индифферентных студентов, есть неинтересные формы работы с ними. Если не использовать подобных методов активной социализации молодежи, то энергия (эмоциональная, интеллектуальная) отдельных групп молодёжи может приобрести черты в лучшем случае безразличного отношения к действительности, а в худшем — черты отрицательного поведения.

Литература:

1.                       Кон И. Социология молодёжи. В кн.: Краткий социологический словарь. М.,1988.

2.                       Крапивинский С. Э. Социальная философия: Учебник. 4-е изд. — М.: Гум. изд. Центр «Владос», 2003.

3.                       Социология молодёжи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб., Государственный Университет, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, процесс обучения, будущий специалист, устойчивая внутренняя мотивация, развитие, работа студента, познавательная деятельность, молодой человек, единая система, духовная культура, внутренняя мотивация, форма мотивации.


Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Студенты с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

учебная деятельность, мотивация, внутренняя мотивация, мотив, будущая профессия, мотивация избегания неудач, студент, адаптация, будущий специалист, образовательный процесс.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Рубрика: Спецвыпуск. Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Мотивация учебно-познавательной деятельности. Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих к деятельности, процесс действия мотива [6, с. 38].

Работа с литературой, текстом определяется в [5] как форма актуализации и развития социальной природы человека.

Формирование мотивации учебно-познавательной...

Особую актуальность приобретает система мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, которая для филиальной системы профессионального обучения изучена недостаточно.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотивация студентов, мотивирование, мотивационные системы, учебная деятельность.

основанная на нуждах человека; индивидуальная мотивация; групповая мотивация; познавательная мотивация и т. д. [2].

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

На этапе обучения в вузе мотивация будущей профессиональной деятельности органично формируется в недрах учебной мотивации.

Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Студенты с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

учебная деятельность, мотивация, внутренняя мотивация, мотив, будущая профессия, мотивация избегания неудач, студент, адаптация, будущий специалист, образовательный процесс.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Рубрика: Спецвыпуск. Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Мотивация учебно-познавательной деятельности. Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих к деятельности, процесс действия мотива [6, с. 38].

Работа с литературой, текстом определяется в [5] как форма актуализации и развития социальной природы человека.

Формирование мотивации учебно-познавательной...

Особую актуальность приобретает система мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, которая для филиальной системы профессионального обучения изучена недостаточно.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотивация студентов, мотивирование, мотивационные системы, учебная деятельность.

основанная на нуждах человека; индивидуальная мотивация; групповая мотивация; познавательная мотивация и т. д. [2].

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

На этапе обучения в вузе мотивация будущей профессиональной деятельности органично формируется в недрах учебной мотивации.

Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы.

Задать вопрос