К вопросу о развитии туркмено-российских гуманитарных связей на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 30.09.2013

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Ходжакулиева, Б. А. К вопросу о развитии туркмено-российских гуманитарных связей на современном этапе / Б. А. Ходжакулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7770/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время одним из приоритетных направлений внешней политики Туркменистана является развитие международных гуманитарных связей. В этом отношении важное значение приобретает двустороннее туркмено-российское сотрудничество в области науки и образования. Как отмечает Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов: “Сфера образования ведет за собой развитие общества, страны, ее экономики, культуры. Научно-образовательная сфера является одним из приоритетов туркмено-российского партнерства” [1]. Для Туркменистана Россия является стратегическим партнером, при этом сегодня двусторонние отношения охватывают все ключевые сферы, носят долгосрочный характер и строятся на принципах равноправия, взаимного уважения, учета интересов друг друга, на основе взаимопонимания и близости подходов к актуальным проблемам и тенденциям международной жизни. Реализуя эффективное и взаимовыгодное партнерство, оба государства опираются как на богатый исторический опыт, прочные узы дружбы, добрососедства, уважения друг к другу, связывающие народы двух стран, так и на осознание реалий сегодняшнего дня, наличие огромного потенциала двустороннего партнерства.

На современном этапе развитие туркмено-российских гуманитарных связей носит динамичный и поступательный характер. Большую роль в укреплении и расширении международного сотрудничества в области образования играет основанная 21 января 2002 года в Ашхабаде в соответствии с Соглашением между правительствами Туркменистана и Российской Федерации совместная туркмено-российская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина. Деятельность школы определяется одновременно двумя государствами и конкретно министерствами образования двух стран, между которыми четко разграничены все функции и обязательства. Помимо юных граждан Туркменистана и России здесь также обучаются дети сотрудников расположенных в Ашхабаде дипломатических миссий стран СНГ. В школе ребята постигают не только азы знаний, но и учатся любить и ценить великую культуру двух дружественных народов. Важно отметить, что ежегодно Министерство образования Российской Федерации предоставляет выпускникам школы квоты для обучения в вузах России.

В 2007 году туркмено-российская школа отметила свое пятилетие. За эти пять лет выпускниками школы стало более 300 учащихся, многие из которых продолжили обучение в различных государственных вузах Российской Федерации. В год пятилетия основания школы при участии Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и Президента Российской Федерации Владимира Путина было заложено новое здание школы. Это событие послужило наглядным примером расширения гуманитарного сотрудничества Туркменистана и России. Выступая на торжественной церемонии закладки первого камня в основание нового здания туркмено-российской школы Гурбангулы Бердымухамедов, отметил, что Туркменистан встал на путь коренных реформ в образовании, при осуществлении которых будет полезен и опыт России.

В декабре 2009 г. Президенты Туркменистана и Российской Федерации приняли участие в торжественной церемонии открытия нового здания туркмено-российской школы. Великолепный школьный комплекс, включающий в себя трехэтажные учебные корпуса, рассчитанные на 800 мест, и высотный административный корпус, стал еще одним зримым символом давней и искренней дружбы двух народов. В новом здании школы предусмотрено все для организации образовательного процесса и плодотворной учебы ребят — просторные классные комнаты и специализированные кабинеты, оснащенные самыми современными техническими и лабораторными средствами обучения, различные мастерские для трудового воспитания, помещения для факультативных часов и занятий по интересам, библиотека, спортзал с тренажерами и даже своя теплица [1]. Таким образом, в школе созданы все условия не только для успешного общеобразовательного процесса, но и для того, чтобы учащиеся могли развивать свои таланты и способности.

Совместная туркмено-российская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина в Ашхабаде.

На церемонии открытия школы Д. А. Медведев, подчеркивая успешное развитие международного сотрудничества двух стран в гуманитарной сфере, отметил: «В Туркменистане очень большое внимание уделяется образованию. Мы почувствовали активизацию контактов в этой сфере. Поэтому считаю, что образовательные проекты между нашими странами имеют прекрасное будущее» [1].

Одним из немаловажных направлений гуманитарного сотрудничества двух стран на современном этапе является обучение туркменских студентов в российских высших учебных заведениях. Несомненно, данный факт занимает важное место в деле подготовки соответствующих мировым стандартам высококвалифицированных специалистов, а также способствует приобщению наших студентов к международным научным достижениям.

Важным шагом в развитии туркмено-российского научного сотрудничества является участие известных российских ученых в международных научных конференциях, проводимых по инициативе Президента страны, а также выступления ученых Туркменистана на российских научных форумах. Гостеприимная туркменская земля стала привычным местом проведения подобных международных научных форумов, на которых ученые из многих стран мира, в том числе и Российской Федерации, получают замечательную возможность обмениваться мнениями в решении актуальных проблем в различных научных сферах. Наглядным свидетельством этому служит участие представительной российской делегации на VII форуме творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, состоявшемся в Ашхабаде 15–17 октября 2012 года. В работе форума приняли участие Председатель Госдумы Федерального собрания РФ С.Нарышкин, Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ С.Лебедев, Председатель Попечительского Совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.Медведева, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, Сопредседатель Правления Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ М.Швыдкой, ректор Московского Государственного Университета В. А. Садовничий и другие представители российской делегации [2]. Проведение подобного рода мероприятий является ярким доказательством расширения плодотворных туркмено-российских связей в гуманитарной сфере, где наработан многолетний опыт взаимодействия и имеются самые благоприятные возможности для активизации этого сотрудничества.

Тема двустороннего гуманитарного сотрудничества стала предметом обсуждения на IV туркмено-российском экономическом форуме, состоявшемся 7–8 августа 2013 г. в Белгороде. Наряду с вопросами, касающимися экономического сотрудничества двух стран, на форуме были обсуждены основные направления туркмено-российского партнерства и продуктивность обмена опытом в научно-образовательной сфере. В рамках обсуждения вопросов о перспективах партнерства в области образования и науки участники форума высказались за активное налаживание прямых контактов между научными центрами и высшими учебными заведениями Туркменистана и России, в том числе Белгородской области [3].

Одним из значимых направлений международного сотрудничества в системе науки и образования является совместные научно-исследовательские проекты туркменских и российских ученых. В настоящее время на развалинах Старой Нисы — столицы Парфянского государства — плодотворно работает туркмено-российская группа археологов, возглавляемая доктором исторических наук института истории Российской Академии наук В. Н. Пилипко [4]. Раскопки под руководством российского ученого осуществляется уже более тридцати лет. За это время проделан огромный объем земляных работ, открыто несколько важных элементов существовавшего около двух тысяч лет назад парфянского архитектурного комплекса, не говоря уже о множестве находок произведений древнего искусства, украсивших коллекции государственных музеев Туркменистана.

Профессор Института антропологии и этнологии Российской академии наук В. И. Сарианиди

Печать-амулет перегородчатого типа

В зоне старой дельты реки Мургабвот уже более 40 лет успешно работает совместная туркмено-российская археологическая экспедиция под руководством профессора Института антропологии и этнологии Российской академии наук В. И. Сарианиди. Благодаря археологическим находкам научно доказано о существовании одного из центров мировой цивилизации на территории современного Туркменистана. Среди находок особый интерес представляет обнаруженная весной 2012 г. круглая бронзовая печать-амулет так называемого перегородчатого типа. По мнению археологов, данная печать интересна тем, что она поразительно напоминает по форме Государственный герб независимого Туркменистана. Большой интерес представляют находки золотых изделий, в том числе небольшая фигурка сайгака с инкрустацией из бирюзы, а также фаянсовая скульптура обезьянки, исполненная с большим мастерством в строго реалистической манере [5]. Ученым еще предстоит изучить эти и многие другие уникальные находки экспедиции В. И. Сарианиди и определить их место в богатейшем культурном наследии туркменского народа.

26 октября 2012 г. за заслуги в глубоком изучении, возрождении и широкой популяризации в мире славной истории туркменского народа, а также учитывая личный вклад в дальнейшее развитие многогранного научного сотрудничества между Туркменистаном и Российской Федерации В. И. Сарианиди был объявлен победителем конкурса Президента Туркменистана “Türkmeniň altyn asyry” (“Золотой век туркмен”) и ему было присвоено звание “Почетный академик Академии наук Туркменистана” [6].

В новую историческую эпоху взаимовыгодное сотрудничество Туркменистана и Российской Федерации является отражением многовековых дружественных отношений между двумя народами. Интенсификация туркмено-российского партнерства по самым широким аспектам межгосударственной деятельности, в том числе по наиболее важной составляющей двустороннего взаимодействия, как культурно-гуманитарное сотрудничество дают все основания утверждать, что наши страны накопили богатый опыт в этой области и обладают прекрасными перспективами развития.

Литература:

1.      Нейтральный Туркменистан. 2009, 23 декабря.

2.      Нейтральный Туркменистан. 2012, 17 октября.

3.      Нейтральный Туркменистан. 2013, 9 августа.

4.      Нейтральный Туркменистан. 2013, 28 февраля.

5.      Нейтральный Туркменистан. 2012, 29 мая.

6.      Нейтральный Туркменистан. 2012, 27 октября.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Туркменистан, Ашхабад, Россия, международное сотрудничество, Российская академия наук, туркмено-российская школа, туркмено-российское партнерство, гуманитарная сфера, научно-образовательная сфера.


Похожие статьи

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Похожие статьи

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Задать вопрос