В работе рассмотрена роль Банка России как мегарегулятора, осуществляющего полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Ключевые слова: Банк России, мегарегулятор, Политики в области финансовой стабильности и развития финансовых рынков.
1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который открыл в России эпоху единого регулятора на финансовых рынках, наделенного функциями регулирования и надзора.
До 2013 года полномочия по финансовому надзору были распределены за несколькими регуляторами, которые обладали известной долей самостоятельностью. Субъектами регулирования финансового рынка являлись:
– Правительство РФ;
– Минфин России; Обладал отдельными полномочиями в сфере надзора через свои службы.
– Федеральная служба по финансовым рынкам. Обладала надзорными полномочиями в сфере рынка ценных бумаг, страховым сектором, в некоторой части за деятельностью государственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций и других сфер и сегментов финансового рынка;
– Банк России. Обладал надзорными полномочиями за банковским сектором и субъектами национальной платежной системы;
– Министерство труда и социальной защиты. Обладало полномочиями по надзору за негосударственными пенсионными фондами.
Из этого можно сделать вывод, что отсутствие единого регулирующего центра принятия решения, вместо него наличие сегментированности системы надзора за финансовыми рынками, приводила к рассогласованности действий и невозможности своевременно принять верное, взвешенное, cистемное решение, как в регулятивной сфере, так и в сфере осуществления надзора.
Что касается международного опыта работы с мегарегуляторами, он связан именно с единой системой создания стандартов работы и принципов подхода к осуществлению регулируемой деятельности, которая выражается в единых технологиях надзора, что ограничивает появления споров, связанных с наличием различных точек зрения разных регуляторов. Такой подход позволяет решать задачи предупреждения кризиса на финансовых рынках и быстрого реагирования на кризисные явления независимо от их секторальной принадлежности.
По итогам анализа ситуации и международного опыта регулирования данной сфера было принято решение о создании мегарегулятора на базе Банка России. Такое решение было обусловлено:
- правовым статусом (независимой структурой);
- наличием необходимых ресурсов (собственного бюджета);
- полномочий по предоставлению ликвидности в кризисный период участникам рынка;
Проблема необходимости повышения качества регулировочной деятельности и уровня надзора на финансовых рынках стала одной из мотивировочных причин к принятию решения о создании на базе Банка России мегарегулятора.
Мегарегулитор должен был решить проблемы, связанные:
- с наличием регулятивного арбитража и потенциальным увеличением рисков, связанных с существованием «теневой банковской системе»;
- с созданием результативного и эффективного единого надзора за финансово-банковскими структурами и при этом должен ориентироваться на выявление рисков системы надзора;
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым, в частности:
– Банк России стал участвовать в деятельности по создании и актуализации Политики в области финансовой стабильности и развития финансовых рынков, совместно с Правительством РФ;
– Банк Росси получил в сферу своего влияния функции по регулированию и надзору за небанковскими финансовыми организациями;
– Состав директоров Банка России был расширен с 12 до 14 членов;
– Банк России получил Комитет финансового надзора, который был создан по подобию и заменял Комитет банковского надзора;
– Был реструктуризирован (изменилось название и компетенции) Национального банковского совета (стал Национальный финансовый совет).
В Цели Банка РФ были добавлены:
- развитие финансового рынка РФ;
- обеспечение стабильности финансового рынка РФ;
Упор на повышение качества регулирования финансовых инструментов и надзора за их использованием создает гарантии финансовой стабильности и продолжительной работы по улучшениям системы по итогам риск-ориентированного мышления.
Однако, потенциальной проблемой перехода на деятельность мегарегулятора сферы деятельности является появления монополиста регулирования и, как следствие, снижение качества правового регулирования.
Для предотвращения данной проблемы законодательно было установлено требование по обеспечению Политики по выявлению, предупреждению и ликвидации конфликта интересов.
Актуальность данного инструмента контроля заключается в:
- Полномочиях Банка России, поскольку он одновременно регулирующий и надзорный орган, а также, реализует полномочия акционера отдельных участников рынка и, наконец, является участником рынка.
- В совмещении деятельности Банка РФ по балансу достижения целей денежно-кредитной политики и целей политики в области обеспечения развития банковской системы, системы финансовых рынков, платежной системы.
По итогам учреждения мегарегулятора Банк России дополнил свои компетенции в роли органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор над участниками финансовых рынков, которые именуются, как «некредитные финансовые организации», к их числу относятся:
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
– клиринговые организации;
– организаторы торговли;
– центральный депозитарий.
Кроме этого, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Литература:
- Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/)
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/)
- Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 15.09.2020г. (https://vk.com/doc362644056_685724014?hash=AH7LszpGoQqdcViPXyrJpODBB5blYLiSmleiIH9cY5H&dl=NbdEEH6zNliiHgXwLq2Z22pAHxnZxsnJH0efK7OjMmo&from_module=vkmsg_desktop)
- Хандруев А. А. Интегрированный финансовый регулятор — российская модель в контексте мировой практики //Деньги и кредит. — 2013. (https://library.cbr.ru/catalog/lib/article/441473/)
- Борисова Е. В. Взаимодействие регуляторов на финансовых рынках как механизм совершенствования консолидированного банковского надзора//Финансовое право. — 2012. — №. 11. — С. 30–32 (https://elibrary.ru/item.asp?id=18815127)