В статье рассматривается специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в уголовном судопроизводстве. Автор подчеркивает двойственную природу прокурорского надзора: с одной стороны, как главной функции прокуратуры, с другой — как комплекса возникающих правовых отношений. Основное внимание уделяется надзору за законностью производства расследования. Особое значение придается контролю за соблюдением прав подозреваемых и обвиняемых, в частности, при уведомлении о подозрении в совершении преступления и при ознакомлении с материалами дела. Статья подчеркивает важность баланса между обеспечением прав участников процесса и необходимостью соблюдения процессуальных сроков при расследовании уголовных дел.
Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, уголовное судопроизводство, процессуальные полномочия прокурора, уведомление о подозрении, ознакомление с материалами дела, обвинительный акт, права подозреваемого, права обвиняемого, защита интересов участников процесса, предварительное расследование.
Одним из видов надзора, реализуемого прокуратурой Российской Федерации, является надзор за исполнением законов органами дознания. Этот вид надзора очень важен для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, что вытекает в обязанность прокурора принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.
В целом, в теории уголовно-процессуального права прокурорский надзор трактуется двояко:
- Как главная функция прокуратуры, то есть как особый вид деятельности;
- Как комплекс правовых отношений, возникающих в процессе этой деятельности.
Однако существующее законодательство не позволяет выделять самостоятельные надзорные правоотношения. Поэтому в настоящее время целесообразнее рассматривать прокурорский надзор прежде всего, как специфический вид деятельности по применению права.
Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.
Некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание, при рассмотрении процессуальных полномочий прокурора в отношении органов дознания.
Предварительное расследование в форме дознания характеризуется наличием такого специфичного института, закрепленного в ст. 223.1 УПК РФ, как уведомление лица о подозрении в совершении преступления. При реализации данного этапа считается необходимым уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. Также, прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. В связи с п. 19 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [1] надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления.
Следует заострить внимание на том, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
Для разрешения данного момента видится целесообразным внести дополнения в уголовно-процессуальное законодательство, изложив ч. 5 ст. 223.1 УПК РФ в следующей редакции: «Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления незамедлительно направляется прокурору». Представляется, что такое изложение послужит для предупреждения нарушений на данном этапе дознания, эффективности и оперативности надзора в целом, а также в последующем более взвешенно и оперативно оценивать необходимость избрания той или иной меры пресечения. [2]
Также, одной из проблем при осуществлении прокурорского надзора за дознанием становится соблюдение процессуальных норм при принятии окончательного решения по уголовному делу.
До передачи обвинительного акта прокурору для утверждения, дознаватель обязан обеспечить обвиняемому и его защитнику возможность ознакомиться с материалами дела и самим обвинительным актом, как того требует часть 2 статьи 225 УПК РФ.
Сложность возникает из-за отсутствия в главе 32 УПК РФ конкретных правил и сроков ознакомления с обвинительным актом. На практике это приводит к различным подходам: некоторые дознаватели используют нормы главы 30 УПК РФ по аналогии, другие составляют собственные графики ознакомления с материалами дела. Однако такие графики не имеют обязательной силы, так как не предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.
Безусловно, изучение материалов уголовного дела — это сложный мыслительный процесс, который включает в себя тщательное исследование, разбор и сравнение всех документов и данных, представленных в деле. Защитник должен не просто прочитать материалы, но глубоко вникнуть в суть собранной информации и правильно её интерпретировать с точки зрения защиты интересов своего подзащитного. Эта работа требует внимательности к деталям, аналитического мышления и способности правильно оценить все имеющиеся сведения в контексте задач, которые стоят перед защитой в данном деле.
Но, все же, особый вызов представляет ситуация, когда обвиняемый и его защитник намеренно затягивают процедуру ознакомления с материалами дела, подавая многочисленные ходатайства. Как отмечается многими деятелями науки [3], это стало распространенной тактикой в адвокатской практике. В результате дознавателю приходится просить о продлении срока дознания, а иногда и превышать сроки содержания под стражей.
Прокурор, как гарант соблюдения прав всех участников уголовного процесса, должен пресекать попытки намеренно затягивать процедуру ознакомления с материалами дела [4].
Несмотря на отсутствие четкого определения “явного затягивания времени ознакомления” в законодательстве, выделяются следующие признаки такого злоупотребления:
– ссылки защитников на загруженность;
– пропуски назначенных встреч без уважительных причин;
– избегание ознакомления под надуманными предлогами;
– изучение неоправданно малого объема материалов за день.
В таких случаях следователи успешно обращаются в суд с ходатайствами об установлении срока ознакомления. Однако дознаватели лишены этой возможности, поскольку закон не дает им права обращаться в суд по данному вопросу.
Эта правовая коллизия в процедуре заключительного этапа дознания требует законодательного решения. Предлагается дополнить часть 2 статьи 225 УПК РФ положением, позволяющим суду устанавливать срок ознакомления с материалами дела, если обвиняемый или его защитник явно затягивают процедуру окончания предварительного расследования в форме дознания.
Таким образом, в системе прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания обнаруживается комплекс системных недостатков и правовых коллизий, которые создают существенные препятствия для эффективного функционирования правоохранительной системы и требуют безотлагательного совершенствования нормативно-правовой базы.
Литература:
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» / «Законность», N 4, 2022.
- Павлов А. А. Сущность и содержание противодействия расследованию преступлений со стороны защитника-адвоката // Ученые-криминалисты и их роль в совершенствовании научных основ уголовного судопроизводства: материалы вузовской юбилейной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора Р. С. Белкина и юбилеям его учеников (г. Москва, 25–26 октября2007 г.): сб. науч. ст.: в 2 ч. М., 2007. Ч. 1. С. 153–160.
- Сабельфельд Т. Ю. Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью органов дознания // Российский следователь. — 2021. — № 2. — С. 33–36.
- Сорокин, И. В. Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия / И. В. Сорокин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 195–197. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87704/ (дата обращения: 07.04.2025).