Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. В условиях выполнения служебных задач, требующих постоянной готовности к мобилизации и проявлению своих физических качеств, возрастает уровень значимости физической подготовленности сотрудников.
Организация занятий по физической подготовке с использованием полосы препятствий, как отмечают в своих работах исследователи [1, 2, 3, 4, 5], является эффективным способом комплексного развития значимых физических и психологических качеств (сила, ловкость, выносливость, решительность, стрессоустойчивость).
При занятиях на полосе препятствий инструктором может быть определен порядок прохождения элементов полосы препятствия, обеспечивающий уровень нагрузки, соответствующий подготовленности занимающихся. Применение дополнительных средств (экипировка, вооружение, специальные средства) позволяет существенно разнообразить тренировочные занятия, создать высокую вариативность способов преодоления полосы препятствий.
В ходе реконструкции места дислокации специального батальона патрульно-постовой службы милиции имени К. Г. Владимирова УВД Могилевского облисполкома (далее — СБППСМ) командным составом подразделения осуществлена разработка концепции специальной полосы препятствий.
Основная часть элементов полосы препятствий ранее эффективно использовалась при возведении аналогичных объектов в системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Отдельные элементы были разработаны сотрудниками, проходящими службу в СБППСМ.
Наибольший интерес у сотрудников, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, вызвала концепция элемента полосы препятствий «Высотная платформа с канатами, подвесными мостиками, страховочной сетью и разновысокими препятствиями в нижней части».
1. Назначение элемента специальной полосы препятствий.
Элемент полосы препятствий «Высотная платформа с канатами, подвесными мостиками, страховочной сетью и разновысокими препятствиями в нижней части» (далее — элемент) предназначен для формирования и развития у сотрудников органов внутренних дел физической и психологической готовности к выполнению возложенных задач в условиях повышенной опасности, требующий проявления физической силы, выносливости, координации движений, гибкости. Позволяет проводить занятия как индивидуально, так и в составе групп. Конструкция элемента позволяет осуществлять подъемы/спуски/перемещения сотрудникам с различным уровнем физической подготовленности.
2. Описание конструкции элемента.
Элемент представляет собой металлическую конструкцию, образованную металлическими столбами (трубами), расположенными на обрезиненной площадке размерами 8 х 15 метров.
Структурно элемент состоит из двух направлений, позволяющих одновременное прохождение полосы препятствий не менее чем двумя сотрудниками.
Каркас элемента состоит из 16-ти металлических столбов (труб) (8 шт. высотой 6 метров, 8 шт. высотой 5 метров).
Столбы (трубы) размещены по углам элемента по 4 шт. в каждом (2 шт. высотой 6 метров, 2 шт. высотой 5 метров), образуя «опорный угол» элемента.
«Опорные углы» элемента по короткой стороне попарно соединены металлическими платформами, надежно закрепленными (сваренными) между собой, обеспечивающими одновременное нахождение на платформе не менее 4-х сотрудников (2 инструктора, 2 занимающихся сотрудника).
«Опорные углы» элемента по длинной стороне попарно соединены подвесными мостиками, состоящими из деревянных (пластиковых, металлических или иных) ступеней надежно закрепленными на расстоянии 5–15 см. на металлических гибких тросах. Покрытие ступеней должно обеспечивать надежный контакт с обувью сотрудника, не менять своих свойств при намокании.
Конструкция подвесного мостика предусматривает страховочные поручни (тросы, канаты), расположенные на высоте 110–140 см. от уровня поверхности ступеней, соединенные с каждой ступенью тросом (канатом) соответствующей длинны с боковых граней.
Каждый «опорный угол» по «внешней границе» до уровня платформы оборудован лестницей, изготовленной из надежно закрепленных (сваренных) металлических труб диаметром 3–4 см каждая.
«Опорные углы» с короткой стороны элемента оборудованы устройством для крепления каната, обеспечивающего безопасный подъем сотрудника на металлическую платформу. Длина каната — 5 метров. Узел крепления должен выступать за габариты «опорного угла» не менее чем на 30, но и не более чем на 50 см. и обеспечивать надежное быстросъемное (при помощи карабина) крепление каната, но исключающее его самопроизвольное отсоединение (обрыв). Допускается усиление узла дополнительными элементами.
На высоте не менее 3 метров от уровня поверхности земли между столбами внешних «опорных углов» закрепляется страховочная сеть, обеспечивающая безопасность сотрудников (не менее 2-х) при падении с подвесного мостика, платформы. Размер ячейки страховочной сети не более 20 х 20 см. Материал страховочной сети обеспечивает ее круглогодичное использование (полимер и прочее). Провисание сети при падении на нее сотрудников не должно быть более 1-го метра и должна исключать удар об элементы полосы препятствия, расположенные в нижней части.
В нижней части внутри элемента расположены 7 препятствий в виде металлических конструкций (разновысоких стенок).
Стенки расположены на расстоянии 1 метр по схеме (высота стенок): 0,5 м — 1,5 м. — 0,5–2 м. — 0,5 м. — 1,5 м. — 0,5 м.
Стенка высотой 0,5 м. представляет из себя металлическую конструкцию шириной 2 м. (возможно обрезиненную, покрытую другим смягчающим материалом), изготовленную из трубы диаметром 10–15 см., надежно закрепленную между опорами. Конструкция позволяет как наступать на трубу сверху, так и пролазить под нее снизу.
Стенка высотой 1,5 м. представляет из себя металлическую конструкцию шириной 2 м., изготовленную из трубы диаметром 10–15 см., надежно закрепленную между опорами. Конструкция стенки позволяет упираться в нее ногой, жесткая. Материал заполнения средней части стенки — сварная конструкция, жесткая сетка.
Стенка высотой 2 м. представляет из себя металлическую конструкцию шириной 2 м., изготовленную из труб диаметром 10–15 см., расположенные на расстоянии 25–30 см. между собой. Все трубы, за исключением верхней, оборудованы механизмом, обеспечивающим их вращение. Верхняя труба жестко закреплена (не вращается).
3. Описание отдельных элементов.
Безопасный подъем на платформу обеспечивается наличием петель (ручек), изготовленным из трубы диаметром 2–3 см., расположенным согласно прилагаемой схемы.
Конструкция труб должна исключать попадание в них посторонних предметов, осадков.
Необходимо предусмотреть оборудование металлической платформы, расположенной на высоте 4-х метров страховочного ограждения, изготовленного из металлической трубы диаметром 3–4 см.
Целесообразно исключить наличие в конструкции элемента пластиковых деталей.
Возведение объектов СБППСМ будет завершено в третьем квартале 2025 года, что позволит в ближайшее время осуществить практическое определение эффективности включения в программу профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел занятий на специальной полосе препятствий.
Литература:
- Иванов А. В., Петров С. Н. Использование полосы препятствий в физической подготовке сотрудников спецподразделений // Теория и практика физической культуры. — 2023. — No 4. — С. 45–50.
- Сидоров К. Л., Кузнецов В. М. Влияние тренировок на полосе препятствий на развитие физических качеств у курсантов военных вузов // Вестник спортивной науки. — 2023. — No 2. — С. 12–18.
- Козлов Д. А. Полоса препятствий как средство повышения профессиональной готовности сотрудников МВД // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — No 3. — С. 23–27.
- Михайлов А. Н. Особенности физической подготовки сотрудников спецназа с использованием полосы препятствий // Спортивный вестник. — 2022. — No 5. — С. 34–39.
- Григорьев Е. В. Развитие выносливости и координации у сотрудников правоохранительных органов через тренировки на полосе препятствий // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2023. — No 8. — С. 56– 61.