Дискриминация возникла в обществе как форма неравенства и притеснения определенных групп людей на основе различных факторов. Это явление имеет глубокие исторические корни. К причинам можно отнести, например, борьбу за власть и ресурсы. Группы, обладающие властью и ресурсами, часто использовали дискриминацию для поддержания своего доминирования и предотвращения доступа других групп к власти и ресурсам. Патриархальные общественные структуры приводили к дискриминации женщин. Стереотипы, предрассудки, особенности культуры могли приводить к дискриминации людей по любым признакам. А. М. Крепышев писал: «Возникновение дискриминации связывают с расслоением общества и появлением социального неравенства» [1, с. 129].
Для того чтобы проследить, как развивалось законодательство в Российской Федерации, направленное на предупреждение дискриминации и ее предотвращение, необходимо выяснить что означает термин «дискриминация» и как он появился.
Термин «дискриминация» происходит от латинского слова «discriminatio», которое означает «различение» [2, с. 58]. Он закрепился в английском языке во второй половине 19 века, в период Гражданской войны в США (1861–1865 гг.), но его использование в контексте социальных отношений и прав человека появилось гораздо позже [3, с. 75].
Термин «дискриминация» в современном значении, связанном с несправедливым обращением с людьми на основе их расы, пола, религии, национальности, инвалидности или других характеристик, стал широко использоваться после Второй мировой войны.
«Вторая мировая война была особенно жестокой, права человека жестоко попирались, этносы массово подвергались геноциду, на людях, в том числе и детях, проводились опыты, фактически имело место использование человека как биоматериала» [4, с. 169]. Конечно, в это непростое время права человека не были приоритетным вопросом в международных отношениях. Однако ужасающие последствия войны, в том числе геноцид и другие военные преступления, совершенные нацистской Германией и ее союзниками, привели к осознанию необходимости создания международной системы защиты прав и свобод человека и гражданина.
После окончания Второй мировой войны мир столкнулся с необходимостью переосмысления основополагающих ценностей и принципов, на которых должен базироваться международный порядок. Так, «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году, стала важным шагом в борьбе за уважение и защиту прав каждого человека независимо от расы, пола, религии, социального статуса и других характеристик. Она стала первым международным документом, который провозгласил запрет дискриминации [5, с. 129]. Статьей 7 декларации установлено, что все люди должны быть равны перед законом и иметь равные права и свободы без какой-либо дискриминации. Все должны быть защищены от любой формы дискриминации и иметь право на равную защиту в случае нарушения их прав. Это принципиально важное положение, которое подчеркивает неотъемлемость уважения к правам и свободам каждого человека.
В статье 2 декларации также закреплено: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [6].
Как и любая новая идея, запрет дискриминации встретился с сопротивлением со стороны некоторых государств и общественных групп. В отдельных странах дискриминация оставалась распространенной практикой, и власти не были готовы признать право каждого человека на равное обращение. Однако, благодаря усилиям активистов за права человека и международным организациям, постепенно стало становиться все яснее, что дискриминация недопустима и должна быть пресечена. Сегодня, практически все государства мира признают принцип недопустимости дискриминации и стремятся соблюдать его в повседневной жизни.
Россия исключением не является. Запрет дискриминации в Российской Федерации тесно связан с международными нормами и принципами в этой области. Это подтверждается ратификацией нескольких международных документов, в которых запрет дискриминации является одним из основных принципов. Одним из таких документов и является «Всеобщая декларация прав человека». Другим важным международным документом является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. В статьях 2 и 10 этого пакта говорится о запрете дискриминации по любому признаку [7]. Стоит отметить, что до появления упомянутых международных документов в российском законодательстве не фигурировал запрет на какую-либо дискриминацию.
«Подписание и последующая ратификация международного акта предполагают, что государство-участник международного договора приведет внутреннее законодательство в соответствие с нормами международного права, а это значит, что нормы о запрете дискриминации станут основой развития национальных законов» [8, с. 89].
Проанализировав правовые акты Российской империи и СССР, мы пришли к выводу об отсутствии специальных антидискриминационных норм, подобных тем, которые существуют в современном российском законодательстве. Отдельные нормы, направленные на защиту прав и свобод личности, можно привести, но они лишь косвенно могут свидетельствовать о запрете такого явления, как дискриминация.
Антидискриминационное законодательство в России имеет свои корни в советском правовом наследии, но его наиболее значительное развитие началось с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Рассмотрим ст. 22 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» [9]. Отметим, первая конституция России связывала принцип равноправия лишь с расовой и национальной принадлежностью граждан. Ключевым аспектом, на наш взгляд, является мысль о недопущении преимуществ и угнетения на основе расы и национальности. Многие авторы согласны с тем, что данная норма имеет отношение к запрету дискриминации. По мнению Е. Е. Никитиной и А. Е. Помазанского, в рассматриваемой статье «был закреплен запрет дискриминации по национальному признаку» [10, с. 51]. В. А. Уфимцева в своих размышлениях о том, что норма является коллизионной также упоминает «дискриминацию по национальному признаку» [11, с. 49]. «Упоминание национальности присутствовало в каждой редакции Конституции» [12, с. 46].
Отметим, что акцентирование внимания на принципе равноправия, ограничиваясь лишь расовой и национальной принадлежностью, имеет несколько негативных сторон:
— исключались другие важные аспекты, такие как пол, возраст, инвалидность, социальное положение и другие, что создавало пробелы в защите прав различных групп населения;
— такой подход мог быть использован в политических целях, позволяя правительству игнорировать или подавлять другие формы дискриминации, что в свою очередь могло привести к социальной напряженности;
— в результате такого узкого понимания жертвы дискриминации по другим признакам могли оставаться без правовой защиты, что снижало доверие к правовой системе и способствовало социальной несправедливости.
Сходные положения мы видим в ст. 123 Конституции СССР 1936 года. Речь там идет о том, что законом наказывается ограничение прав граждан, как в явной, так и в скрытой форме, а также предоставление каких-либо привилегий на основании расы или национальности и пропаганда расовой, национальной исключительности, ненависти или презрения [13]. Значимые отличия в данном ключе не наблюдаются и в Конституции СССР 1977 года (ст. 36) [14].
Ответственность за дискриминацию по национальному признаку впервые была предусмотрена в ст. 11 Закона СССР от 25.12.1958 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» [15]. Сам факт того, что «умышленные действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности» были отнесены к государственным преступлениям отражает серьезный подход государства к таким преступлениям, демонстрирует намерение советского законодательства активно противодействовать любым формам расовой или национальной дискриминации. Государственные преступления считаются одними из самых тяжких и опасных, так как они направлены на нарушение конституционного строя, государственной безопасности и общественного порядка. В дальнейшем указанный состав преступления включили в УК РСФСР 1960 г. (статья 74) [16].
Первым важным шагом в создании современной законодательной базы для борьбы с дискриминацией стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Так, В части 2 статьи 19 закреплено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [17]. Данная норма является одной из гарантий равенства всех граждан перед законом и судом, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина от дискриминации.
Следующим шагом стало принятие Уголовного кодекса Российской Федерации в 1996 году, статья 136 которого обеспечивала уголовно-правовую защиту равноправию граждан. Изначально статья содержала две части: первая часть предусматривала ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от различных критериев, вторая часть имела квалифицирующий признак — совершение преступления с использованием служебного положения. До 2003 года данный состав преступления являлся материальным, в качестве обязательного признака было указано причинение вреда правам и законным интересам граждан [18].
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 N 162-ФЗ впервые закрепил термин «дискриминация» [19].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время понятия дискриминации мы можем наблюдать лишь в ст. 136 УК РФ и в ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [20]. При этом, оно не определено через конкретные формы и проявления, понятие раскрывается через отождествление с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан.
Отсутствие четкого определения дискриминации как таковой в законодательстве имеет свои минусы. Во-первых, отсутствие конкретизации понятия дискриминации может вызывать неоднозначное толкование и применение законов в судебной практике. Второй минус заключается в том, что без четкого определения дискриминации в законодательстве может быть затруднительно выявить и пресечь случаи дискриминации в различных сферах общественной жизни. Кроме того, отсутствие конкретных форм дискриминации может привести к недостаточной осведомленности граждан о своих правах и о том, как защищаться от дискриминации. Это может способствовать увеличению случаев нарушения прав граждан и усилению дискриминационной практики.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 N 420-ФЗ деяние, предусмотренное частью 1 статьи 136 УК РФ было переквалифицировано и переведено в разряд административных правонарушений, а часть 2 данной статьи стала основным составом преступления [21]. Преимущество данного решения законодателя подчеркивает А. К. Щеглова: «Перевод дискриминации, осуществляемой лицом без использования своего служебного положения, в разряд административных проступков позитивен, с точки зрения экономии уголовной репрессии и возможности наказать юридические лица, потому как последние, как известно, не являются субъектами преступления в Российской Федерации» [22, с. 113].
Установление административной ответственности за дискриминацию — это хороший шаг на пути к укреплению прав человека и обеспечению принципа равенства, к созданию более справедливого и инклюзивного общества. Однако, мы считаем, что дискриминация в любой форме, независимо от того, осуществляется ли она лицом с использованием своего служебного положения или без него, является неприемлемой и должна подлежать уголовной ответственности. Дискриминация должна рассматриваться как серьезное преступление, с установлением четких санкций, меры для ее предотвращения и наказания должны быть заметными.
Завершая данный параграф, хотелось бы уделить отдельное внимание словам А. И. Окулич и И. П. Окулич: «Обращаясь к Конституции Российской Федерации, можно заметить, что прямого текстуального закрепления запрета дискриминации в ней нет» [23, с. 124]. В результате анализа нормативных правовых актов, мы рассмотрели историю становления и развития норм, связанных с запретом дискриминации, норм, предусматривающих ответственность за дискриминацию. Действительно, в Конституции Российской Федерации прямого текстуального закрепления запрета дискриминации не существует. Однако, это не означает, что дискриминация не является запрещенной и неприемлемой в современном обществе.
Согласно нашему пониманию, запрет дискриминации находит свое выражение в принципе равенства. Так, например, Д. В. Будняк справедливо отмечает, «чтобы рассуждать о термине дискриминация, необходимо для начала определить, что понимается под термином равенство, т. к. первое понятие и идея борьбы с проявлениями дискриминации имеет теснейшую связь со вторым, как бы проистекая из него» [24, с. 365].
Принцип равенства является одним из фундаментальных принципов правовой системы и общественного устройства. Он закрепляет идею, что все люди равны перед законом и имеют одинаковые права и возможности. Этот принцип считается основой для защиты прав и свобод каждого человека, независимо от его расы, пола, религии, национальности или других характеристик.
«В соответствии с общей теорией права, в широком смысле под дискриминацией следует понимать необоснованное лишение или ограничение прав человека на основе какого-либо признака или мотива. В узком же смысле данная категория определяется с указанием конкретных оснований (признаков) наличие или отсутствие которых может послужить причиной для ограничения лица в его правах» [25, с. 404]. Следовательно, принцип равенства и дискриминация тесно связаны между собой, поскольку дискриминация является нарушением принципа равенства. Когда люди подвергаются дискриминации, они лишаются возможности полноценно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои права и свободы. Это приводит к неравному положению, к неравным правам, что и противоречит принципу равенства.
Таким образом, соблюдение принципа равенства способствует устранению дискриминации и, в свою очередь, борьба с дискриминацией является важным шагом на пути к реализации принципа равенства и защите прав каждого человека. В России антидискриминационное законодательство находится на стадии формирования и развития. Это означает, что в стране еще предстоит проделать значительную работу для создания эффективных правовых механизмов, направленных на предотвращение дискриминации и более полную защиту прав граждан.
Литература:
- Крепышев, А. М. История развития законодательства о нарушении равенства прав и свобод человека и гражданина / А. М. Крепышев. — Текст: непосредственный // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 4 (196). — С. 129.
- Гаджиев, К. С. Большая российская энциклопедия / К. С. Гаджиев, К. Н. Гусов. — Том 9. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2007. — 767 c. — Текст: непосредственный.
- Петербургский, М. Ю. К вопросу дискриминации по признаку языка / М. Ю. Петербургский. — Текст: непосредственный // Право и государство: теория и практика. — 2018. — № 7 (163). — С. 75.
- Кудашова, А. Ю. Международно-правовая основа защиты прав и свобод человека и гражданина / А. Ю. Кудашова, Н. А. Ткачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 169.
- Гутаренко, А. К. Становление международного антидискриминационного законодательства, защищаемого права женщин в области труда / А. К. Гутаренко. — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2021. — № 5 (57). — С. 129.
- Всеобщая декларация прав человека — Текст: непосредственный // Российская газета. — 1998. — № 235.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — Текст: непосредственный // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — 1992.
- Кобзарь-Фролова, М. Н. Актуальные вопросы запрета дискриминации в международных актах и законодательстве Российской Федерации / М. Н. Кобзарь-Фролова. — Текст: непосредственный // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2024. — № 3 (71). — С. 89.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики — Текст: непосредственный // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — 582 с.
- Никитина, Е. Е. Защита национально-культурных прав: направления и перспективы развития / Е. Е. Никитина, А. Е. Помазанский. — Текст: непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2024. — № 4 (56). — С. 51.
- Уфимцева, В. А. Коллизионные конституционные нормы РСФСР: правовой аспект / В. А. Уфимцева. — Текст: непосредственный // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2018. — № 3. — С. 49.
- Сосов, М. М. Эволюция норм по защите прав меньшинств в российском законодательстве. Исторический аспект / М. М. Сосов. — Текст: непосредственный // Закон и право. — 2020. — № 3. — С. 46.
- Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик — Текст: непосредственный // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. — 1936. — № 283.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик — Текст: непосредственный // Ведомости ВС СССР. — 1977. — № 41. — 617 с.
- Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» — Текст: непосредственный // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1959. — № 1. — 8 с.
- Уголовный кодекс РСФСР — Текст: непосредственный // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1960. — № 40. — 591 с.
- Конституция Российской Федерации — Текст: непосредственный // Российская газета. — 1993. — № 237.
- Уголовный кодекс Российской Федерации — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — 2954 с.
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 50. — 4848 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2001. — № 256.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 420-ФЗ — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 50. — 7362 с.
- Щеглова, А. К. Дискриминация по признаку образовательного учреждения при приеме на работу: правовые проблемы / А. К. Щеглова. — Текст: непосредственный // Новизна. Эксперимент. Традиции. — 2024. — № 1 (25). — С. 113.
- Окулич, А. И. К вопросу о конституционном запрете дискриминации личности в контексте защиты прав человека / А. И. Окулич, И. П. Окулич. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2024. — № 1. — С. 124.
- Буняк, Д. В. Основы понимания термина равноправие и идей борьбы с проявлениями дискриминации / Д. В. Буняк. — Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2019. — № 4 (12). — С. 365.
- Хасанова, Д. И. Правовой анализ статьи 136 УК РФ в рамках правоприменительной практики / Д. И. Хасанова. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2023. — № 5 (81). — С. 404.