Применение агентного моделирования в имитационной среде AnyLogic для построения модели цепочки поставок (распространения) яблок по Великому шёлковому пути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 14.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Мукамбаева, Э. У. Применение агентного моделирования в имитационной среде AnyLogic для построения модели цепочки поставок (распространения) яблок по Великому шёлковому пути / Э. У. Мукамбаева, Е. С. Юшков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121660/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной работе кратко представлена имитационная модель цепочки поставок (распространения) яблок в программе AnyLogic. Сначала описывается масштабная работа по закреплению яблок сорта «апорт» в качестве национального бренда, затем — процесс создания имитационной модели. Данная работа будет полезна изучающим возможности агентного моделирования в среде AnyLogic, а также всем тем, кто интересуется древней историей и хочет внести вклад в развитие географических указаний и национального бренда.

Ключевые слова: агентное моделирование, цепочка поставок, AnyLogic, географическое указание, национальный бренд, родина яблок, Великий шёлковый путь.

В 2017 году учёные Корнеллского университета в Итаке (США) в группе с Чжанцзюнем Фэйем опубликовали в журнале Nature Communications результаты своего исследования, согласно которому родиной всех сортов современных яблок является Казахстан или горные районы на северо-западе Китая, распространению которых по Земле помог Шёлковый путь. В данной работе кратко представлена имитационная модель цепочки поставок (распространения) яблок в программе AnyLogic. Сперва описывается осуществляемая работа по внесению сорта яблок «апорт» в качестве географического указания Республики Казахстан, затем — особенности разработки имитационной модели.

  1. Апорт как национальный бренд

Национальный бренд — это конкретный символ, логотип или знак, олицетворяющий ценности страны и ассоциируемый с определенной репутацией. Он представляет собой механизм продвижения позитивного имиджа страны на национальной и международной арене, а географическое указание — это своего рода инструмент защиты и преимущества для продуктов, которые производятся в определенных регионах. [1] В Республике Казахстан осуществляется масштабная работа по закреплению сорта яблок «апорт» в качестве национального бренда. Учёные свидетельствуют о том, что Казахстан и горные районы северо-западного Китая — родина яблок.

Карта распространения яблок по маршруту Шёлкового пути

Рис. 1. Карта распространения яблок по маршруту Шёлкового пути

В 2023 году алматинский апорт зарегистрирован в Республике Казахстан в качестве географического указания по национальной процедуре, в соответствии с поручением Президента Касым-Жомарта Токаева, согласно которому отечественный апорт должен стать узнаваемым в мире брендом — наравне с сырами «Рокфор» и «Пармезан». В этом же году министром юстиции РК Азаматом Ескараевым было предложено внести апорт в качестве географического указания Казахстана на полях Ассамблеи Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве. Это должно повысить узнаваемость этого сорта на мировом рынке и способствовать развитию сельского хозяйства страны и поддержке производителей.

  1. Построение модели цепочки поставок (распространения) яблок в имитационной среде AnyLogic

Для построения общей модели цепочки поставок яблок в среде AnyLogic был применён подход агентного моделирования. Данный подход сосредоточен на индивидуальных участниках системы, для каждого агента было выбрано поведение. В качестве агентов были выбраны один дистрибьютор (склад), расположенный в г. Алматы (Казахстан), являющийся родиной яблок сорта апорт. Также созданы шесть магазинов, расположенных по маршруту древнего Шёлкового пути, включая современные города Самарканд (Узбекистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Дамаск (Сирия), Дуньхуан (КНР) и Сиань (КНР). В качестве средств транспортировки создано десять агентов — верблюдов (аналогов грузовиков). Модель учитывает время разгрузки и ресурсные ограничения каждого магазина в виде небольшого количества ресурсов (грузоподъёмников в виде осликов) для разгрузки товара. В настоящее время она находится в свободном доступе с возможностью просмотра и скачивания на облачном портале AnyLogic: https://cloud.anylogic.com/, по запросу «Silk Road Supply Chain Model (Модель цепочки поставок Шёлкового пути)».

Построенная в программе AnyLogic модель цепочки поставок яблок по Шёлковому пути со складом в г. Алматы

Рис. 2. Построенная в программе AnyLogic модель цепочки поставок яблок по Шёлковому пути со складом в г. Алматы

При построении модели применялись инструкции учебного пособия «Модель ГИС цепочки поставок». Единственное отличие составляло создание магазинов. При загрузке адресов с файла Excel программа отмечала множество месторасположений с похожим названием. Поэтому месторасположения задавались с помощью команды retailers.get(порядковый номер).setLocation(название ГИС-точки) для агента Main.

Команда для указания месторасположения магазинов

Рис. 3. Команда для указания месторасположения магазинов

Заключение

В рамках данной работы создана имитационная модель цепочки поставок с целью визуализации распространения яблок по Великому шёлковому пути. Построенная модель будет полезна изучающим возможности агентного моделирования в программе AnyLogic, а также всем тем, кто интересуется древней историей и хочет внести вклад в развитие географических указаний и национального бренда.

Литература:

  1. Юшков, Е. С. Управление интеллектуальными активами предприятия / Е. С. Юшков, А. Е. Юшков. — Москва: Полиграфикс РПК Ч.2, 2008. — 240 c. — Текст: непосредственный.
  2. Модель ГИС цепочки поставок [Электронный ресурс] // Официальный сайт AnyLogic. Режим доступа: https://anylogic.help/ru/tutorials/gis/index.html (дата обращения: 23.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): национальный бренд, Казахстан, Шелковый путь, географическое указание, имитационная модель цепочки поставок, древняя история, имитационная модель, КНР, масштабная работа, родина яблок.


Похожие статьи

Задать вопрос