Правовые меры охраны окружающей среды от отходов строительства, сноса и грунтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 09.01.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Карчава, И. З. Правовые меры охраны окружающей среды от отходов строительства, сноса и грунтов / И. З. Карчава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121536/ (дата обращения: 16.01.2025).



Охрана окружающей среды от строительных отходов, а также отходов сноса и грунтов является ключевым элементом экологической политики в России. Для решения данной задачи разработан ряд правовых норм, регулирующих обращения с этими типами отходов и обеспечивающих их безопасное использование и утилизацию.

Правительство РФ представляет собой центральное звено в системе исполнительной власти, обеспечивая на территории всей страны исполнение законодательства в области защиты окружающей среды, а также координацию работы министерств и исполнительных агентств на федеральном уровне.

В соответствии с 4-м Федеральным конституционным законом, принятым 6 ноября 2020 года, под номером 22, одной из ключевых обязанностей Правительства Российской Федерации является поддержание экологической безопасности и защита окружающей среды, наряду с внедрением национальной экологической политики. Это включает в себя меры по предупреждению и ликвидации ущерба от природных катастроф, техногенных аварий и других чрезвычайных ситуаций, требующих координированных усилий. Одной из основных задач Правительства также является обеспечение права граждан на доступ к чистой и безопасной окружающей среде, способствующей их здоровью и благополучию.

Дополнительные задачи включают в себя не только расширение базы минеральных и сырьевых ресурсов, но и проведение активностей, направленных на защиту окружающей среды и эффективное использование естественных богатств, в дополнение к управлению использованием природы.

В соответствии с 5-й статьей Федерального закона № 89-ФЗ, задачи, возложенные на Российскую Федерацию в области управления отходами, включают в себя создание и утверждение законодательных и нормативных документов, относящихся к данной сфере.

Это также охватывает осуществление национальной стратегии по обращению с отходами, включающей в себя процессы сбора, переработки, утилизации, нейтрализации, транспортировки и размещения отходов различных классов опасности.

Статья 6, утвержденная 24 июня 1998 года, уточняет обязанности региональных властей, которые предполагают активное участие в создании и выполнении как федеральных, так и региональных проектов, направленных на эффективное управление отходами. Кроме того, субъекты Российской Федерации задействованы в поддержке исполнения национальной политики в данной сфере на своей территории.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, задача по обработке отходов производства и потребления возлагается на органы местного управления. Они отвечают за организацию мест для сбора твердых бытовых отходов, определение расположения этих участков и ведение списка точек сбора отходов. Эта ответственность распространяется на администрации городов, муниципальных районов и поселений.

За охрану окружающей среды отвечает Министерство природных ресурсов РФ и его региональные отделения, выполняя роль государственных структур с особыми полномочиями в этой области.

Эти организации отвечают за контроль и управление действиями других институтов, занимающихся охраной окружающей среды, обеспечивая при этом согласование работы региональных подразделений в различных сферах их полномочий.

В своей работе Министерство создает регуляторные документы, направленные на улучшение процессов инвентаризации и учета мест размещения отходов, разрабатывает методики для формирования новых объектов обращения с отходами и устанавливает правила классификации отходов по уровню их опасности для окружающей среды от первого до пятого класса.

В дополнение, Министерство устанавливает критерии классификации отходов I-IV классов по уровням опасности, а также занимается созданием национального реестра отходов и национального списка мест их утилизации среди прочего.

В рамках Российской Федерации, действия организаций, отвечающих за гидрометеорологии, агентства, занимающиеся вопросами использования водных и лесных ресурсов, а также недр. Кроме того, Росприроднадзор, занимающийся контролем за использованием природных ресурсов, функционирует в соответствии с нормативными документами, одобренными Правительством РФ, включая Положение, принятое 30 числом.

В июле 2004 года был принят документ № 400 «О создании Положения по Федеральной службе, контролирующей использование природных ресурсов, а также о внесении соответствующих поправок в ранее выпущенное Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года под номером 370». Этот документ устанавливает создание специализированного органа власти на федеральном уровне, задачей которого является контроль за соблюдением экологических норм и правил [4].

Целью Федеральной службы, занимающейся контролем за использованием природы, является защита экологического благополучия и экономической стабильности в пределах России. Это достигается через строгое следование к принципам ответственного и безопасного обращения с природными ресурсами, предотвращение их истощения и загрязнения. Данная организация стремится предотвратить любой вред окружающей среде, способствуя её сохранению для будущих поколений.

Основные усилия в рамках государственной деятельности по контролю за природопользованием сосредоточены на обнаружении и предупреждении случаев эксплуатации природных ресурсов, которые могут привести к их необоснованному исчерпанию или нанести вред экологии. В рамках своей деятельности, служба активно противостоит любым формам деятельности, которые могут угрожать природному балансу, включая экологически рискованные проекты.

В компетенции Росприроднадзора по управлению отходами включены разные задачи.

В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], задокументированы обязанности и права органов власти на различных уровнях в контексте экологической безопасности. В частности, пятая статья уточняет функции федеральных властей, шестая — делегирует определенные полномочия властям на уровне субъектов Российской Федерации, седьмая статья раскрывает роль местного самоуправления, а девятая статья устанавливает принципы взаимодействия и разделения обязанностей между федеральными органами и органами власти субъектов в сфере защиты окружающей среды.

В рамках Федерального закона № 7, правительственные органы РФ наделены полномочиями регулировать деятельность, связанную с утилизацией радиоактивных отходов, включая процесс лицензирования определенных видов экологических операций и надзор за их выполнением. Любые нарушения установленных правил могут привести к наложению штрафов, применению административных мер или даже уголовной ответственности за более серьезные преступления, согласно существующему законодательству.

В процессе выполнения строительных и демонтажных работ крайне важно придерживаться установленных норм и правил, упомянутых в документе СНиП 3.01.01–85* «Управление строительными проектами». Это подразумевает приоритет защиты окружающей среды, включая эффективное управление ресурсами, предотвращение утечки природных богатств, а также минимизацию и обработку вредных выбросов в атмосферу, водные объекты и почву.

Важность уменьшения влияния на окружающую среду при работе с отходами, возникающими в результате строительства и разборки, не может быть недооценена. Меры должны приниматься таким образом, чтобы не только соответствовать, но и не превышать установленные лимиты воздействия на природу, в том числе на качество воды, воздуха и почву в прилегающих районах. Особое внимание следует уделить сохранению гигиенических стандартов и предотвращению ухудшения общественного здравоохранения и санитарных условий в регионе.

Строительные и демонтажные работы порождают отходы, которые, при правильной обработке, могут трансформироваться в полезное вторсырье. Чаще всего, это включает в себя разбивку материалов на части с их дальнейшей обработкой в специализированных установках для сортировки и дробления. В результате, из этих материалов получают такие продукты, как вторсырьевой щебень, который находит широкое применение во многих секторах. Это может быть использование в строительстве, при создании дорог, а также в производстве разнообразных изделий, включая бетонные и железобетонные конструкции, тротуарную плитку и многие другие.

Изучая документ СНиП 3.01.01–85*, который касается управления строительными работами, можно выделить, что процессы утилизации и обезвреживания отходов зачастую идентичны технологическим операциям. Это включает в себя сокращение количества отходов, их трансформацию и изменение физических характеристик для снижения вреда для экологии и здоровья людей.

В связи с этим появляются вопросы о правильности интерпретации данных процессов: реализуются ли они отдельно или же происходят одновременно, что вносит определенную путаницу в понимание их сущности.

В письме Росприроднадзора от 28 марта 2017 года № ВС-10–02–36/6393, выпущенном Росприроднадзором, акцентируется на различии между процессами утилизации и нейтрализации отходов. Подчеркивается, что цели этих действий разнятся: они либо направлены на уменьшение вреда для окружающей среды, либо на вторичное применение материалов.

Важность тщательного разделения данных терминов подчеркивается из-за их невзаимозаменяемости.

В контексте этого, превращение отходов в новую продукцию, выполнение работ или предоставление услуг может быть частью процесса утилизации, который включает в себя этап нейтрализации.

В этом процессе основное внимание уделяется не только повторному использованию материалов в их первоначальном назначении, но и применению технологий для извлечения и регенерации ценных элементов, которые могут быть снова задействованы.

Процесс нейтрализации вредных отходов включает в себя различные этапы подготовки этих материалов к последующей переработке, что помогает уменьшить или полностью избавиться от угрозы, которую они представляют. Действия по подготовке могут включать в себя сортировку, демонтаж и очищение отходов, что является частью обширного процесса обезвреживания, цель которого — сократить опасность отходов до безопасного уровня.

Ключевым итогом данного вывода является положение, изложенное в пункте 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [2].

Согласно этому положению, проектная документация для объектов, предназначенных для размещения и/или обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе документы на строительство и реконструкцию таких объектов, а также проекты по выводу из эксплуатации указанных объектов и рекультивации земель, затронутых размещением отходов I — V классов опасности, признаются объектами государственной экологической экспертизы на федеральном уровне.

Для занятия деятельностью в сфере утилизации опасных отходов необходима лицензия, которую можно получить, строго придерживаясь установленных правил по защите здоровья людей и окружающей природы. Регулирование процесса выдачи лицензий, включая все требования и условия, находится в ведении Правительства РФ, а непосредственно лицензирование проводит Росприроднадзор.

На текущий момент, согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3] требуется лицензия на деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, обработкой, обезвреживанием, утилизацией и размещением отходов I-IV классов опасности.

Мы убеждены в том, что для защиты окружающей среды от негативного воздействия строительных отходов, материалов, получаемых в результате демонтажа работ, и перемещаемых земельных масс, необходимо усилить существующее законодательство. Это предполагает внедрение более жестких норм для категоризации и регистрации указанных отходов.

Ключевым аспектом является введение точных параметров для классификации строительных и демонтажных отходов, а также земельных масс по уровню их опасности. Дополнительно, повышение размера штрафов за несоблюдение правил обработки таких отходов и за недостаточный контроль над процессом их переработки станет важным шагом в этом направлении.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
  2. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4556.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 27.10.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, № 170, 11.08.2004.


Задать вопрос