В статье рассматриваются проблемы и недостатки российского законодательства о холдингах, которое остаётся фрагментарным и не учитывает специфики функционирования таких структур. Основное внимание уделено отсутствию чёткой легальной дефиниции понятия «холдинг», раздробленности правового регулирования и высоким налоговым и административным издержкам. Выявлены ключевые проблемы, такие как сложность привлечения материнских компаний к ответственности, недостаточная защита миноритарных акционеров и кредиторов, а также использование холдингов для налоговых злоупотреблений. Проведен анализ международного опыта, включая правовые механизмы Европейского Союза, США и Китая. Предложены рекомендации по реформированию законодательства, включая принятие единого закона о холдингах, введение консолидированной налоговой базы и гармонизацию норм с международными стандартами. Реализация этих мер позволит повысить конкурентоспособность российских холдингов, укрепить доверие инвесторов и создать условия для их успешного развития в условиях глобализации.
Ключевые слова: холдинги, корпоративное право, трансфертное ценообразование, налоговое регулирование, субсидиарная ответственность, миноритарные акционеры, консолидированная налоговая база, правовая неопределённость, международные стандарты, экономическая эффективность.
Введение
В условиях глобализации и активного развития корпоративных структур холдинги становятся важной формой организации бизнеса, способствующей интеграции ресурсов и повышению конкурентоспособности компаний. Однако в России правовое регулирование холдинговых структур остаётся недостаточно развитым, что приводит к ряду проблем и правовых неопределённостей. В статье рассматриваются основные недостатки российского законодательства о холдингах, их влияние на корпоративное управление и экономическую эффективность, а также приводится анализ международного опыта.
Одной из ключевых проблем российского законодательства является отсутствие чёткой легальной дефиниции понятия «холдинг». Основные законы, регулирующие корпоративные отношения, такие как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не содержат четкого определения термина «холдинг».
В статье 67.3 Гражданского кодекса РФ вводятся понятия «основного общества» и «дочернего общества», которые могут быть связаны с холдинговыми структурами [1]. Однако эти понятия описывают лишь характер отношений между компаниями (определяющее влияние и обязательные указания), не раскрывая сущности холдинга как корпоративного объединения.
Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» использует термин «группа лиц» (статья 9) [3], который включает совокупность связанных компаний, но не эквивалентен понятию холдинга и не охватывает всех аспектов его деятельности.
Отсутствие единого понятия привело к фрагментарности правового регулирования холдингов, что подтверждается существованием различных режимов, затрагивающих холдинги косвенно. Так, налоговое законодательство (глава 14.3 НК РФ о трансфертном ценообразовании [2]) регулирует внутригрупповые сделки, но не охватывает специфики холдингов как единой экономической структуры.
На практике холдинги рассматриваются как совокупность самостоятельных юридических лиц, что затрудняет их регулирование и приводит к следующему ряду проблем:
– Раздробленность правового регулирования . Холдинги подпадают под действие норм гражданского, корпоративного, налогового и антимонопольного законодательства. Подобная разрозненность, а порой и противоречивость создаёт правовые пробелы, увеличивает регуляторную нагрузку и приводит к дублированию требований. Например, правила трансфертного ценообразования (глава 14.3 Налогового кодекса РФ [2]) часто вступают в противоречие с принципами рыночных цен, что затрудняет их применение. Так, Глава 14.3 НК РФ предоставляет пять методов определения рыночных цен, но их применение на практике осложняется. В частности, метод сопоставимых рыночных цен (статья 105.7 НК РФ) наиболее предпочтителен, но его использование ограничено отсутствием данных о независимых аналогичных сделках. Затратный метод и метод сравнимой рентабельности (статьи 105.8, 105.10 НК РФ) требуют доступа к информации о финансовой структуре аналогичных компаний, что часто невозможно из-за коммерческой тайны.
– Ответственность материнской компании. Отношения между материнскими и дочерними компаниями регулируются через понятия «основного общества» и «дочернего общества» (статья 67.3 ГК РФ [1]), однако критерии определения «определяющего влияния» остаются размытыми, что затрудняет привлечение материнской компании к субсидиарной ответственности, даже если она фактически контролировала действия дочерних структур.
– Недостаточная защита кредиторов и миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры сталкиваются с ограничениями в доступе к информации о деятельности холдинга и затруднениями при оспаривании решений мажоритариев. Например, процедуры «squeeze-out» и «sell-out» (статьи 84.7 и 84.8 Закона об АО) часто сопровождаются спорами о справедливой стоимости акций, что подрывает доверие к корпоративному управлению.
– Отсутствие консолидированной налоговой базы .Отмена режима консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) увеличила налоговую нагрузку на холдинги. Каждая компания в группе обязана вести отдельный налоговый учёт, что приводит к дополнительным издержкам и снижает экономическую эффективность. До 2023 года российские холдинги могли использовать режим консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), который позволял учитывать налоговую базу всех участников группы совместно. Это снижало налоговую нагрузку за счёт зачёта убытков одних компаний за счёт прибыли других. Однако с 2023 года данный режим был отменён, что усилило нагрузку на группы компаний. Прибыльные компании обязаны уплачивать налог на прибыль в полном объёме, даже если группа в целом остаётся убыточной. Убытки одних участников группы больше не могут быть зачтены для снижения налоговой базы других. Увеличение налоговой нагрузки особенно будет ощутимо для компаний с территориальной или отраслевой диверсификацией, где часть бизнеса традиционно остаётся убыточной.
– Использование холдингов для уклонения от налогов. Размытость регулирования способствует злоупотреблениям, включая использование трансфертного ценообразования, дробление бизнеса и схемы с офшорными структурами. Например, в деле № А40–115342/2020 налоговые органы оспорили сделки, связанные с переводом прибыли через офшоры, что привело к доначислению налогов на сумму более 300 млн рублей [4]. Решение этих проблем требует системного подхода, включающего как уточнение законодательства, так и совершенствование правоприменительной практики.
– Международный опыт регулирования холдингов .Международная практика демонстрирует преимущества комплексного подхода к регулированию холдингов. Так, в Европейском Союзе холдинги рассматриваются как единый экономический субъект, что упрощает их контроль. Например, директивы ЕС о трансфертном ценообразовании [5] и корпоративной прозрачности устанавливают чёткие правила налогообложения внутригрупповых сделок и раскрытия структуры собственности.ВСША применяется принцип «piercing the corporate veil» [6], позволяющий привлекать материнскую компанию к ответственности за действия дочерних структур в случае злоупотреблений. Китай использует «негативный список» для регулирования иностранных инвестиций [7], что обеспечивает прозрачность и предсказуемость правил.
Рекомендации по совершенствованию законодательства .
Для устранения правовых пробелов и повышения эффективности регулирования холдингов в России предлагается принятие единого закона о холдингах, регулирующего деятельность холдинговых структур, включая их создание, управление и налогообложение. Это позволит:
– Формализовать статус холдинговых структур.
– Установить критерии взаимосвязанности (например, доля участия, голосов, влияние на управление).
– Разграничить виды холдингов (финансово-промышленные группы, вертикальные/горизонтальные холдинги, транснациональные холдинги и пр.).
Заключение
Российское законодательство о холдингах требует значительных изменений для соответствия современным экономическим реалиям и международной практике. Реформирование законодательства о холдинговых компаниях является необходимым шагом для повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации. Комплексный подход, включающий принятие единого закона, модернизацию налогового регулирования и защиту прав участников, позволит создать условия для успешного развития холдингов и укрепления экономической стабильности страны.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/a69d0cf395d561c6bfb0d2cd32c101c3c029d3af/
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/6fe14ede3e206517bcea83be5f8d6ab20a7e8e3a/
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/6216ed1750c4bef4601d5a9d3a2762cf6763ba2c/
- Решение от 29 мая 2023 г. по делу № А40–168206/2022 Арбитражного суда города Москвы (АС города Москвы) URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/jRXafqgPMwxK/?ysclid=m5mugw1ppu922754913
- Proposal for a COUNCIL DIRECTIVE on transfer pricing COM/2023/529 final URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52023PC0529
- Piercing the corporate veil URL: https://www.law.cornell.edu/wex/piercing_the_corporate_veil
- China Approves 2024 Negative List for Foreign Investment Access https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202408/content_6969277.htm