В статье анализируются современные вызовы в правовом регулировании холдинговых компаний, обусловленные их цифровизацией и транснациональным характером. Основное внимание уделено трём ключевым аспектам: усилению рыночной власти холдингов, использованию цифровых технологий для минимизации налогов и росту уязвимости перед киберугрозами. Рассматриваются проблемы антимонопольного регулирования платформенных холдингов, которые используют данные как основной актив для укрепления своего положения на рынке. Описаны риски, связанные с перераспределением прибыли через сложные цифровые схемы, а также недостатки в применении международных стандартов BEPS и КИК в России. Отдельный акцент сделан на киберугрозах, которые создают значительные риски для цифровой инфраструктуры холдингов. В заключение предложены меры по обновлению законодательства, включая совершенствование антимонопольных норм, гармонизацию налогового регулирования и разработку унифицированных стандартов кибербезопасности.
Ключевые слова: холдинговые компании, цифровизация, антимонопольное регулирование, налоговая минимизация, киберугрозы, BEPS, КИК, данные, платформенные холдинги.
The article analyzes modern challenges in the legal regulation of holding companies caused by their digitalization and transnational nature. The main attention is paid to three key aspects: strengthening the market power of holdings, using digital technologies to minimize taxes and increasing vulnerability to cyber threats. The problems of antitrust regulation of platform holdings that use data as the main asset to strengthen their position in the market are considered. The risks associated with the redistribution of profits through complex digital schemes, as well as shortcomings in the application of international BEPS and CFC standards in Russia are described. Special emphasis is placed on cyber threats that create significant risks for the digital infrastructure of holdings. In conclusion, measures are proposed to update legislation, including improving antitrust rules, harmonizing tax regulation and developing unified cybersecurity standards.
Keywords: holding companies, digitalization, antitrust regulation, tax minimization, cyber threats, BEPS, CFC, data, platform holdings.
Введение
Холдинговые компании занимают важное место в мировой экономике, объединяя активы, управление и капитал в сложных многоуровневых структурах. Однако их транснациональный характер, использование офшорных юрисдикций и цифровых технологий создаёт значительные вызовы для правового регулирования. Современное законодательство должно учитывать не только традиционные аспекты деятельности холдингов, такие как налогообложение и корпоративное управление, но и новые угрозы, связанные с цифровизацией, защитой данных и антимонопольными рисками.
Цифровизация и платформенные модели холдингов.
Рост цифровизации меняет традиционные модели холдинговых компаний, делая акцент на нематериальных активах, таких как данные, программное обеспечение и алгоритмы. Современные платформенные холдинги, такие как «Сбер» или «Яндекс», развивают экосистемы, объединяющие широкий спектр услуг: от финансовых технологий до электронной коммерции. Платформенные холдинги часто используют собранные данные для анализа поведения пользователей, персонализации услуг и разработки новых продуктов. В связи с этим формируются новые антимонопольные и этические вызовы.
Холдинговые компании могут использовать массивы пользовательских данных для усиления своих позиций на рынке, исключая конкурентов, что вызывает необходимость ужесточения антимонопольного регулирования. Например, в ЕС принят Digital Markets Act (DMA), который вводит запрет на привилегирование собственных продуктов и использование данных для подавления конкуренции [7].
В России Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2] не учитывает специфики цифровых экосистем, что оставляет значительные лазейки для платформенных холдингов.
Создание интегрированных платформ, объединяющих широкий спектр услуг (например, финтех, логистика, здравоохранение), делает потребителей зависимыми от одной экосистемы, что затрудняет доступ к рынку для новых игроков и ограничивает конкуренцию. Антимонопольное регулирование должно учитывать новые формы рыночной власти, включая контроль над нематериальными активами и доминирование через экосистемы.
Цифровизация как инструмент минимизации налогов.
Цифровизация не только усилила власть холдингов, но и предоставила новые возможности для налоговой оптимизации. Использование сложных трансграничных схем стало более доступным благодаря цифровым технологиям и децентрализации управления. Платформенные холдинги всё чаще используют нематериальные активы, такие как алгоритмы, лицензии и интеллектуальная собственность, для перераспределения прибыли между юрисдикциями. Например, дочерняя компания может платить роялти материнской компании, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции, что снижает налогооблагаемую базу.
В рамках BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) международные стандарты усилили контроль за такими схемами [5], но в России регулирование трансфертного ценообразования остаётся недостаточно эффективным. Цифровые технологии упростили управление холдингами через офшорные юрисдикции, где зарегистрированы компании, управляющие ключевыми активами, что затрудняет контроль со стороны налоговых органов.
Нормы о контролируемых иностранных компаниях (КИК), которые закреплены в главе 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1], вводят дополнительные требования к раскрытию структуры холдингов, но не решают проблему полностью, особенно для транснациональных структур. Необходимы более жёсткие меры по контролю цифровых потоков прибыли и гармонизации налогового регулирования с международными стандартами.
Киберугрозы и уязвимость холдингов .
Цифровизация не только укрепила позиции холдингов, но и сделала их более уязвимыми перед киберугрозами. Холдинги, управляя огромными массивами данных, становятся привлекательной целью для хакеров и киберпреступников.
Современные платформы зависят от сложных цифровых систем, которые могут быть парализованы в результате кибератак, что приводит к утечке данных, финансовым потерям и репутационным рискам. Например, атаки с использованием ransomware (программ-вымогателей) могут остановить ключевые бизнес-процессы платформ.
В России действует Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», обязывающий компании из ключевых отраслей, включая цифровые холдинги, внедрять системы защиты [4]. Однако на практике многие компании не готовы к кибератакам. На международном уровне создаются стандарты по киберустойчивости, но их имплементация остаётся выборочной.
Утечка данных пользователей не только наносит прямой ущерб холдингам, но и влечёт крупные штрафы за нарушение законов о защите данных, таких как GDPR [6] или российский ФЗ № 152-ФЗ [3]. Холдингам необходимо инвестировать в кибербезопасность, разрабатывать внутренние регламенты и сотрудничать с регуляторами для повышения устойчивости к кибератакам.
Заключение
Цифровизация изменила ландшафт правового регулирования холдингов. Она усилила их рыночную власть, упростила схемы налоговой минимизации и одновременно сделала такие структуры уязвимыми перед киберугрозами. Для эффективного регулирования необходимо:
– Обновление антимонопольного законодательства с учётом цифровых платформ.
– Ужесточение норм налогового контроля и гармонизация с международными стандартами.
– Разработка унифицированных стандартов кибербезопасности для защиты цифровой инфраструктуры и данных.
Ведение озвученных мер позволят снизить риски, связанные с цифровизацией, и обеспечить справедливую конкуренцию и устойчивость холдинговых структур в условиях глобальной экономики.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024) URL: https://legalacts.ru/kodeks/NK-RF-chast-1/
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/?ysclid=m5nec9nzdh317597418
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
- Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/
- Base erosion and profit shifting (BEPS) // URL: https://www.oecd.org/en/topics/base-erosion-and-profit-shifting-beps.html
- GDPR (General Data Protection Regulation) // URL: https://ogdpr.eu/ru
- The Digital Markets Act // URL: https://digital-markets-act.ec.europa.eu/index_en