Подготовка студентов к преддипломной практике в условиях цифровизации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мусурманкулова, Г. А. Подготовка студентов к преддипломной практике в условиях цифровизации образования / Г. А. Мусурманкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121100/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматриваются вопросы подготовки к преддипломной практике студентов, обучающихся, по специальности 0111000 «Основное среднее образование», квалификации 0111023 «Учитель русского языка и литературы». Автор предлагает наряду с формированием лингвистических, литературоведческих, методических, психолого-педагогических знаний, развивать цифровую грамотность студентов.

Ключевые слова : подготовка, преддипломная практика, цифровизация, платформа, ресурс.

The article discusses the issues of preparing students for pre-graduation practice, studying in the specialty 0111000 «Basic Secondary Education», qualification 0111023 «Teacher of Russian Language and Literature». The author proposes, along with the formation of linguistic, literary, methodological, psychological and pedagogical knowledge, to develop digital literacy of students.

Keywords: preparation, pre-graduation practice, digitalization, platform, resource.

Подготовка студентов к производственной практике является одним из важных направлений методики преподавания русского языка и литературы в казахской школе.

Учебная практика «Подготовка к преддипломной практике» раньше была направлена на формирование умения комплексного использования знаний и умений по циклу филологических, психолого-педагогических дисциплин, методики преподавания русского языка и литературы при решении разнообразных педагогических задач, а также на развитие умений организовывать целостный учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление им посредством мониторинга, контроля, оценки. На сегодняшний день подготовка будущих учителей русского языка и литературы предполагает не только формирование лингвистических, литературоведческих, методических, психолого-педагогических знаний, но и развитие цифровой грамотности. Это связано с цифровизацией образования.

Цифровизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].

Не секрет, что жизнь современного человека невозможно представить без интернета, гаджетов, цифровых ресурсов. Для повышения цифровой грамотности населения государством разработана Программа «Цифровой Казахстан». Целью Государственной Программы «Цифровой Казахстан» является ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе [2, с. 1].

Во время учебной практики «Подготовка к преддипломной практике» (по дисциплине «Методика русского языка и литературы») наряду с обучением методам и приемам, важно научить студентов, обучающихся по специальности 0111000 «Основное среднее образование», квалификации 0111023 «Учитель русского языка и литературы», применять цифровые образовательные ресурсы. Известно, что современный учитель должен вести уроки с использованием инновационных педагогических технологий, активно внедряя в учебный процесс цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Цифровой образовательный ресурс — совокупность данных, представленных в цифровом виде, предназначенная для использования в учебном процессе. В состав ЦОР входят медиафайлы образовательного ресурса, а также метаданные ЦОР (данные атрибутивной карточки ресурса) [3, с. 1].

Отличие ЦОР от традиционных образовательных ресурсов:

  1. у добство хранения и быстрый поиск . На запоминающем устройстве размером меньше чем спичечный коробок можно разместить несколько школьных библиотек;
  2. новые возможности для наглядного представления материала и удобства работы с ним (анимация, трехмерное изображение объекта и др.).

Для повышения цифровой грамотности будущих учителей русского языка и литературы мною разработаны задания на создание собственных сайтов (по обогащению словаря учащихся, использованию некоторых грамматических категорий, изучению биографии писателя/поэта, анализу произведений и т. д.). Во время подготовки к преддипломной практике студенты изучают школьные учебники, разрабатывают планы-конспекты уроков, готовят наглядный материал и ЦОР. В связи с этим целесообразно проводить работу по ознакомлению студентов с платформами для создания сайтов (https://sites.google.com/new?hl=ru, https://www.canva.com/ru_ru/, https://www.websiterating.com/ru, https://brullworfel.ru/turbosite/), чтобы в дальнейшем они смогли организовать школьные уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов.

На учебной практике студенты, работая в группах, парах и индивидуально, создают собственные сайты для проведения вступительных (заключительных) занятий, для закрепления изученного материала, а также для проверки и контроля знаний учащихся. Например, на одном из уроков студентам было предложено, используя ЦОР, разработать вступительное занятие по изучению:

1 группа — эпического произведения (Мастер Али. РЯЛ/16 стр., 2 часть. 5 кл.)

2 группа — лирического произведения (Зима в поэзии С. А. Есенина. РЯЛ/160 стр., 1 часть)

3 группа — драматического произведения (У. Шекспир. Ромео и Джульетта. РЯЛ/6 стр., 2 часть. 9 кл.).

Подобные задания способствуют повышению не только интереса к будущей профессии, но развивают умения и навыки использования готовых платформ и создания собственных цифровых ресурсов, интерактивных наглядных материалов. Уже на стадии подготовки студенты заранее пополняют портфолио по предстоящей преддипломной практике.

На уроке по теме «Изучение произведений в их родовой специфике» студентам было предложено ответить на видео-вопросы, опубликованные на канале преподавателя https://www.youtube.com/:

А) от учителя русского языка и литературы школы имени Абая со специализированными классами для одаренных детей с обучением на трех языках Оналбаевой Айнур Серикбаевны:

Охарактеризуйте основные пути изучения эпического произведения.

Б) от учителя русского языка и литературы школы имени Абая со специализированными классами для одаренных детей с обучением на трех языках Мажиевой Седы Сулейменовны:

Каковы особенности изучения лирического произведения в казахской школе?

С) от учителя русского языка и литературы школы № 8 имени П. Д. Осипенко Бисенбековой Баян Джамшитовны:

Расскажите об этапах обучения инсценированию и преимуществах использования этого приема на уроках литературы

Д) от учителя русского языка и литературы школы-лицея № 7 Жавзмагиной Гульжан Тынымбаевны:

Какие виды пересказа можно использовать при изучении драматического произведения?

Г) от учителя школы-лицея № 101 имени А. Муслимова Калмаковой Мадины Темирхановны:

Что вам известно о приёме словесного рисования и можно ли применить его при изучении драматического произведения?

На уроке по теме «Создание и использование ЦОР на уроках русского языка и литературы» (31.01.2024 г.) студентам было предложено сначала определить название платформ по логотипам, а затем рассмотреть наиболее часто используемые педагогами платформы (Wordwall, LearningApps,Google Формы, Educaplay,Flippity, Quizlet, Kahoot, Wizer.me, Jamboard, GoogleSites (Сайты Google) и другие), остановиться на плюсах и минусах, а также продемонстрировать умение работать с данными ресурсами: составить сайты, интерактивные упражнения, онлайн-тесты, учебные игры… Некоторые студенты создали небольшие мультфильмы, иллюстрации по теме «Фразеологизмы». Все материалы они разместили на созданных ими сайтах.

Во время подготовки к преддипломной практике на примере созданного мной интерактивного плаката студенты учатся создавать собственный. Работая в группах и следуя инструкции, студенты создают собственный интерактивный плакат. Преимущества использования интерактивного плаката состоят в том, что с помощью тегов на одной странице можно поместить все необходимые текстовые, аудио-, видеоматериалы, ссылки на готовую учебную информацию и т. д. Интерактивный плакат как один из незаменимых инструментов педагога дает возможность экономить время.

Помимо описанных видов деятельности, на занятиях проводятся работы с готовыми материалами на платформах https://learningapps.org/ (для создания или выполнения интерактивных упражнений), https://onlinetestpad.com/ru, https://quizizz.com,https://quizlet.com/latest (для онлайн-тестов), https://www.google.com/intl/ru/forms/about/ (для анкетирования), Flippity.com для деления на группы и т. д.. Итоговые онлайн-тесты, проведенные для проверки и контроля знаний, удобны в применении и очень нравятся учащимся школ.

Очень важно, чтобы будущие учителя русского языка и литературы не просто овладели методами и приемами обучения русскому языку и литературе, но и использовали в своей дальнейшей практике цифровые образовательные ресурсы.

Применение ЦОР наряду с бумажными учебниками позволит сформировать личность, умеющую свободно ориентироваться в мировом информационно-образовательном пространстве, добывать самостоятельно знания и свободно применять их на практике. Приобретенный опыт создания ЦОР по определенным темам школьной программы, безусловно, будет полезным студентам на предстоящей преддипломной практике и дальнейшей педагогической деятельности.

Литература:

1. Из материалов курса «Цифровая трансформация ТиППО»

2. Государственная Программа «Цифровой Казахстан», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстанот 12 декабря 2017 года № 827 и измененная постановлением Правительства РК от 20.12.2019 № 949

3. Среда разработки ЦОР. Руководство пользователя. — 1С-Паблишинг, 2010 https://obrazovanie.1c.ru/books/

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, преддипломная практика, студент, драматическое произведение, интерактивный плакат, литература, ресурс, учебная практика, казахская школа, лирическое произведение.


Похожие статьи

Задать вопрос