В статье проведен расширенный анализ структуры и динамики чрезвычайных ситуаций (ЧС) на территории Российской Федерации за период 2014–2023 годов.
Исследование основано на статистических данных о видах, масштабах и последствиях произошедших ЧС. Рассмотрена эффективность работы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), анализ рисков, экономический ущерб, меры реагирования.
Чрезвычайные ситуации остаются одной из ключевых угроз безопасности населения и территории Российской Федерации, препятствуют устойчивому развитию экономики. Природные катастрофы, техногенные аварии и биолого-социальные угрозы, возникающие на протяжении последних лет, требуют системного анализа для выработки эффективных стратегий управления и минимизации ущерба. Проведённое исследование охватывает период 2014–2023 годов и основывается на официальных статистических данных, предоставленных МЧС России [1].
За анализируемый период на территории Российской Федерации зарегистрировано 2869 чрезвычайных ситуаций, из которых большую часть (63,3 %) составили техногенные ЧС (Рис. 1).
Рис. 1. Характеристика чрезвычайных ситуаций
Основными источниками чрезвычайных ситуаций такого характера выступают дорожно-транспортные происшествия, пожары и аварии на инженерных объектах. Техногенные ЧС демонстрируют стабильность по доле от общего числа, несмотря на прогресс в технологиях безопасности. Следует отметить, что в 2017 и 2019 годах был зафиксирован рост числа аварий на транспорте, что может быть обусловлено интенсивностью грузоперевозок и использованием устаревшего автопарка.
Природные ЧС, которые составляют более 23 % от общего числа, негативно влияют на экосистемы и инфраструктуру. Наиболее частые из них — лесные пожары и наводнения.
Лесные пожары оказали наиболее разрушительное воздействие на территорию Дальневосточного федерального округа, именно на него приходится более 90 % от общей площади, пройденной огнем.
Такие пожары, помимо негативного влияния на условия жизнедеятельности людей, значительно ухудшают экологическую ситуацию, увеличивая выбросы углекислого газа и разрушая экосистемы.
К дестабилизации лесопожарной обстановки приводят засушливые погодные условия, что подтверждается статистическим анализом. Так, например, в 2021 году площадь, уничтоженная огнем, была значительно выше, чем в предыдущие годы, и составила более 10 миллионов гектаров.
Второе место по разрушительности занимают наводнения, которые, в свою очередь, нанесли значительный ущерб Хабаровскому краю, Амурской, Иркутской и Еврейской автономной областям, где в 2019 году получили повреждения свыше 14 тысяч жилых домов, а пострадавшими оказались более 116 тысяч человек.
Биолого-социальные ЧС, включая эпидемии, составили чуть более 13 % от общего числа. Однако пандемия COVID-19 внесла существенные изменения в статистику, увеличив долю биолого-социальных ЧС в 2020–2021 годах. В этот период экономический ущерб и социальные последствия значительно превысили аналогичные показатели других категорий ЧС, что подчёркивает необходимость развития систем мониторинга и реагирования на биологические угрозы.
По масштабам большая часть ЧС была зарегистрирована на муниципальном и локальном уровнях, по 47,7 % и 38,5 % соответственно от общего числа. Данные наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика ЧС по масштабу
Масштаб ЧС |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Федерального характера |
2 |
0 |
5 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
26 |
Межрегионального характера |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
10 |
Регионального характера |
27 |
25 |
13 |
18 |
24 |
30 |
30 |
37 |
19 |
33 |
256 |
Межмуниципального характера |
10 |
8 |
11 |
13 |
10 |
7 |
6 |
21 |
9 |
9 |
104 |
Муниципального характера |
76 |
71 |
86 |
111 |
83 |
109 |
223 |
257 |
150 |
202 |
1368 |
Локального характера |
146 |
153 |
184 |
108 |
144 |
116 |
70 |
67 |
60 |
57 |
1105 |
Всего |
262 |
257 |
299 |
257 |
264 |
266 |
331 |
386 |
242 |
305 |
2869 |
Локальные ЧС чаще всего включали пожары в жилых зданиях, ДТП и локальные наводнения. Муниципальные ЧС, как правило, были связаны с неблагоприятными погодными явлениями, такими как сильные дожди, вызвавшие разрушения дорог и мостов.
Региональные и федеральные ЧС составляли менее 1 %, но отличались высокой степенью воздействия на инфраструктуру и население. Например, паводок в 2019 году, о котором упоминалось выше.
Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций за рассматриваемый период были значительными. Общее число пострадавших превысило 960 тысяч человек, из которых свыше 130 тысяч были спасены благодаря оперативным действиям Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Природные ЧС нанесли наибольший экономический ущерб, составивший более 80 % от общего объёма убытков. Однако, техногенные аварии, несмотря на меньший финансовый ущерб, характеризовались более высокой смертностью.
Отдельно стоит рассмотреть эффективность работы РСЧС, которая варьировалась по регионам. Например, в Центральной России службы реагирования продемонстрировали высокий уровень оперативности
при ликвидации последствий лесных пожаров. При этом в случае возникновения пожаров в регионах Сибири и Дальнего Востока выявлены проблемы с доступностью специализированной техники, что снижает общую эффективность проводимых мероприятий.
Таким образом, исследование подтверждает преобладание техногенных ЧС в структуре чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, что требует дальнейшего усиления профилактических мер. Высокий экономический ущерб и масштабы природных катастроф подчёркивают необходимость модернизации систем мониторинга и раннего предупреждения.
Важным направлением работы остаётся улучшение координации действий РСЧС и развитие региональных программ управления рисками.
Интеграция современных технологий, таких как спутниковый мониторинг и машинное обучение, в сочетании с повышением квалификации персонала способна существенно повысить эффективность реагирования и минимизировать последствия ЧС.
Литература:
- МЧС России. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2014–2023 годы. Москва: МЧС России.