Нестандартные формы уроков как основной метод формирования интереса у обучающихся начальных классов к изучаемому материалу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 21.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Гебенова, А. З. Нестандартные формы уроков как основной метод формирования интереса у обучающихся начальных классов к изучаемому материалу / А. З. Гебенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120955/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор исследует нестандартные формы уроков как основной метод формированиях интереса обучающихся начальных классов к изучаемому материалу.

Ключевые слова: нестандартные формы уроков, интерес.

Формирование интересов и мотивов учебной деятельности является ключевым аспектом образовательного процесса. На начальном этапе важно создать положительное эмоциональное отношение к учебе. Это можно достичь через создание интерактивной и разнообразной учебной среды, где учащиеся могут проявлять себя, исследовать и решать задачи [2].

Использование практико-ориентированных методов обучения, таких как проектная и проблемная деятельность, способствует глубже интегрировать знания в реальные ситуации, что усиливает мотивацию. Также важна поддержка со стороны преподавателя: конструктивная обратная связь и признание успехов помогают ученикам формировать положительную самооценку и интерес к предмету.

В современном образовательном процессе особое значение приобретает формирование интереса и мотивации учащихся к изучению учебного материала. Особенно это актуально для начальных классов, где закладываются основы знаний и умений. Нестандартные формы уроков становятся одним из наиболее эффективных методов привлечения внимания детей и повышения их заинтересованности в обучении.

Нестандартные формы уроков включают в себя разнообразные методы и приёмы, которые выходят за рамки традиционной лекции. Это могут быть игровые технологии, проектная деятельность, интерактивные занятия и другие подходы, которые делают обучение более живым и увлекательным.

Игровые технологии являются одним из самых популярных методов, способствующих формированию интереса у детей. Игры могут быть как настольными, так и компьютерными, а также ролевыми или командными. Например, проведение уроков в формате квеста позволяет учащимся активно участвовать в процессе, решая задачи и выполняя миссии. Это создает атмосферу соревнования и способствует более глубокому усвоению материала.

Современные технологии открывают новые возможности для проведения уроков. Интерактивные доски, планшеты и образовательные приложения позволяют сделать занятия более наглядными и динамичными. Использование интерактивных игр и тестов на уроках помогает поддерживать высокий уровень вовлеченности учащихся.

Нестандартные формы уроков играют ключевую роль в формировании интереса учащихся начальных классов к изучаемому материалу. Их использование позволяет создать разнообразную и увлекательную образовательную среду, которая способствует не только усвоению знаний, но и развитию социальных, креативных и критических навыков у детей. Внедрение таких методов в образовательный процесс может значительно повысить мотивацию и заинтересованность учащихся, что, в свою очередь, положительно скажется на их учебных достижениях.

Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т. к. интерес- это катализатор всей учебной деятельности [1].

С помощью нетрадиционных уроков можно эффективно решить проблему дифференциации обучения, а также организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Эти уроки представляют собой одну из современных форм организации обучения и воспитания школьников, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его активного участия в образовательном процессе.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна и подтверждена практическим опытом многих педагогов. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, делая его более актуальным и значимым для детей. В условиях быстро меняющегося мира, где информация становится все более доступной, важно, чтобы уроки не только передавали знания, но и развивали способности к анализу, критическому мышлению и творчеству.

Многие преподаватели активно ищут различные способы «оживления» урока, чтобы привлечь учащихся к активной работе и разнообразить формы объяснения нового материала. Это может включать использование современных технологий, игровых элементов, проектной деятельности и других интерактивных методов. Важно отметить, что ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, который остается основной формой обучения и воспитания детей. Однако придание уроку нестандартных, оригинальных приемов необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся и создания более динамичной образовательной среды.

Нестандартные уроки становятся не заменой традиционных, а их дополнением и переработкой. Они вносят оживление и разнообразие в учебный процесс, что способствует повышению интереса детей к обучению. Такие занятия не только делают уроки более увлекательными, но и формируют у школьников навыки самоорганизации, ответственности и критического мышления. В результате на таких уроках ученики становятся более увлеченными, их работоспособность возрастает, а результативность учебного процесса значительно повышается.

Таким образом, интеграция нетрадиционных форм уроков в образовательный процесс является важным шагом к созданию эффективной и увлекательной системы обучения, которая отвечает требованиям современности и потребностям учащихся. Это позволяет педагогам не только передавать знания, но и формировать у детей интерес к познанию, желание учиться и развиваться, что является залогом их успешного будущего.

Современные ученики будут получать знания в деятельности, и применять их на практике. Это вызвано тем, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В основу обучения положена именно деятельность ученика. Привычные формы урока уходят. На урок приходят исследовательская деятельность школьников, групповая работа, разработка и реализация проектов [1].

Литература:

  1. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие. — Рн/Д.: Феникс, 2013. — 381 c.
  2. Бобырев А. В., Рудакова И. А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 80–86.
Основные термины (генерируются автоматически): нестандартная форма уроков, образовательный процесс, урок, критическое мышление, проведение уроков, проектная деятельность, ребенок, учебная деятельность, учебный процесс, формирование интереса.


Ключевые слова

интерес, нестандартные формы уроков

Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Формы и методы работы преподавателей математики и физики с одаренными и имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности нахимовцами

В статье авторы определяют формы и методы работы преподавателей математики и физики при работе с одаренными воспитанниками.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Применение экспериментальных методов на уроках окружающего мира

В статье автор исследует применение экспериментальных методов на уроках по окружающему миру как эффективный способ активизации учебного процесса и повышения интереса учащихся к предмету.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Формы и методы работы преподавателей математики и физики с одаренными и имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности нахимовцами

В статье авторы определяют формы и методы работы преподавателей математики и физики при работе с одаренными воспитанниками.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Применение экспериментальных методов на уроках окружающего мира

В статье автор исследует применение экспериментальных методов на уроках по окружающему миру как эффективный способ активизации учебного процесса и повышения интереса учащихся к предмету.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Задать вопрос