В статье автор рассматривает теоретические аспекты сущности, содержания и форм профессионального обучения и развития кадров.
Ключевые слова: муниципальная служба, профессиональное обучение и развитие, кадры, профессиональный рост.
Специфика государственной и муниципальной службы заключается в том, что «данная деятельность включает в себя решение задач государственной важности по целому ряду важнейших направлений очень широкого спектра: общественная безопасность, образование, здравоохранение, нормотворчество, финансы и экономика, социальная и жилищная сфера» [7].
И, как следствие, чтобы решить поставленные задачи, «служащему необходимы знания из области экономики, права, социологии, специальные профессиональные компетенции, коммуникативная компетентность, умение выстраивать связи с общественностью, владение репутационными технологиями, знания психологического характера, основы менеджмента и организации взаимодействия с бизнес‐структурами и общественными организациями. Сегодня также не обойтись без владения информационными технологиями, если акцентировать внимание на инициативе электронного правительства, реализуемой в качестве приоритетного направления развития российского государства» [5, с. 87].
П. Форсиф определяет обучение как «…систематический процесс целенаправленного изменения знаний, профессиональных навыков, мотивации, поведения и осведомленности сотрудников» [6, с. 37].
А. Я. Кибанова, специалист в области управления кадрами, определяет профессиональное образование как «…одно из звеньев непрерывного образования личности, процесс подготовки человека к профессии, установленному виду трудовой деятельности» [4, с. 29]. Помимо этого, по мнению А. Я. Кибановой, под профессиональной подготовкой кадров стоит понимать «процесс передачи профессионального образования, в ходе которого работники приобретают соответствующие знания и навыки под руководством преподавателей и специалистов» [4, с. 29]. Кроме того, специалист выделяет три категории обучения, см. рис. 1.
Рис. 1. Категории обучения по А. Я. Кибановой
Согласно Джералду Коулу, обучение кадров представляет собой «любую учебную деятельность, ведущую к постоянному приобретению конкретных знаний и навыков, которые необходимы для профессиональной деятельности» [2, с. 79].
А. П. Егоршин утверждает, что обучение кадров «служит для поддержания актуальности профессиональных знаний и навыков сотрудников в соответствии с современными требованиями производства и управления» [3, с. 46].
Итак, сущность профессионального обучения и развития кадров заключается в улучшении знаний, навыков и компетенций работников для повышения их профессионального уровня и эффективности работы. Целью профессионального обучения и развития является подготовка сотрудников к выполнению своих рабочих обязанностей более эффективно, а также поддержка их карьерного роста и развития.
Содержание профессионального обучения и развития кадров включает в себя различные образовательные программы, тренинги, семинары, мастер-классы и другие формы обучения, направленные на расширение знаний по специализированным темам, развитие профессиональных навыков и компетенций, повышение уровня осведомленности о текущих тенденциях и инновациях в отрасли [1].
Виды обучения в зависимости от места их проведения можно условно разделить на несколько групп: на базе организации, в учебном центре. Отдельно выделяют дистанционные программы, которые можно проходить когда и где угодно. При этом форма подачи информации может быть любой.
Подводя итог, можно сказать, что профессиональное развитие жизненно важно для личностного роста, карьерного роста и общего успеха как отдельных лиц, так и всего предприятия в целом. Развитие способствует непрерывному обучению, адаптируемости и инновациям, одновременно повышая удовлетворенность работой и обеспечивая соответствие требованиям. Стремление к профессиональному развитию — это инвестиция в будущее.
Литература:
- Бычкова, Н. А. Обучение персонала как залог успеха организации // Молодой ученый. 2018. № 43 (229). — С. 203–205. С. 204.
- Кабашов, С. Ю. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений: монография / С. Ю. Кабашов, И. Р. Гимаев, С. Н. Лаврентьев. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2022. — 286 с.
- Казначеева, С.Н., Челнокова Е. А., Челноков А. С., Новожилова Е. В., Казначеев Д. А. Инновационные методы обучение персонала в организации // Вестник евразийской науки. 2020. № 12(1). — С. 43–54. С.
- Кибанова, А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала: Учебное пособие / А. Я. Кибанова — М.: Проспект, 2014. — 72 С.
- Сизганова, Е. Ю. Подготовка государственных и муниципальных служащих на основе интегративного подхода / Е. Ю. Сизганова, А. К. Кайдашова // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2020. — № 1(20). — С. 84–92.
- Форсиф, П. Развитие и обучение персонала / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 181 С.
- Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/380304_B_3plus_23112017.pdf (дата обращения 19.12.2024).