В данной статье рассматривается вопрос внедрения технологий Big Data в систему управления местного самоуправления. Авторы обсуждают возможности использования больших объемов данных для оптимизации процессов по взаимодействию общества и государства, повышения эффективности работы органов местного самоуправления и улучшения качества предоставляемых услуг физическим и юридическим лицам. Такое внедрение технологий Big Data позволяет получить более полную и объективную картину о потребностях и интересах общества и гражданина, а также прогнозировать развитие ситуации и принимать решения на основе данных. В статье также рассматриваются преимущества и возможные сложности при внедрении указанных технологий.
Ключевые слова: Big Data, технологические новации, аналитика больших данных, Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
Ключевым этапом развития цифровизации в России стала разработка и принятие Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Данный нормативно-правовой акт содержит обширный понятийно-категориальный аппарат и закрепляет курс на разработку и внесение изменений в нормативно-правовую составляющую государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. Помимо данного акта, Президентом РФ был подписан Указ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», который также направлен на стимулирование развития информационных технологий и цифровой экономики и внедрение технологических инноваций в систему управления органов государственной власти и местного самоуправления. Как верно отметил А. Хинштейн: «Указ Президента открывает такую возможность, активное вовлечение Big Data в хозяйственный оборот потребует решения вопросов их хранения, обмена и защиты»
Согласно пп. «к» п. 3 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2017–2030, утвержденной Указом от 09.05.2017 № 203, под большими данными следует понимать как обработку структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время. Э. И. Лескина верно отмечает, что данные признаются ключевым фактором развития экономики, новой нефтью.
Глава государства по итогам встречи с учёными на пленарном заседании Форума будущих технологий, прошедшего 13 июля 2023 года, подчеркнул, что объемы больших данных и их сбор и генерирование по всему миру увеличиваются с каждым годом. В таких условиях перед государством в новых условиях стоят важные задачи в виде развития инноваций, экономики, качества предоставления социальных услуг, а также обеспечение конфиденциальности и информационной безопасности. Глава государства отметил, что важно не только осуществление сбора и анализа данных, но и их использование в целях обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни граждан. Президент Российской Федерации в Перечне поручений по итогам заседания развития местного самоуправления также подчеркнул необходимость разработки эффективных механизмов регулирования использования данных и защиты информации от несанкционированного доступа.
Однако возникает вполне обоснованный вопрос: где и в каких государственных сферах можно использовать технологию анализа больших данных?
В целом, Big Data применима в системе местного самоуправления, и может использоваться в следующих формах:
Во-первых, как механизм по аналитике больших данных. Результаты, полученные входе обработки больших данных, используются для выявления связей и закономерностей, составления прогностических моделей. Существуют целые алгоритмы, позволяющие на основе больших массивов данных выявлять мошенничество, осуществлять автоматизированный контроль за деятельностью частного сектора. Использование прогностических моделей возможно применить для превентивного определения эффективности политических мер, социальной реакции на них, проведения избирательных кампаний.
Во-вторых, как средство улучшения процессов принятия решений. Анализ Big Data позволяет более точно оценивать ситуацию, принимать обоснованные и информированные решения на основе фактов и данных. Это помогает повысить эффективность работы органов местного самоуправления и обеспечить более качественное обслуживание населения.
В-третьих, как механизм повышения уровня безопасности. Анализ данных может помочь выявить угрозы и аномалии в реализации мер безопасности и обеспечить оперативные меры по их предотвращению. Также Big Data могут использоваться для улучшения систем мониторинга, контроля и управления в различных сферах деятельности органов местного самоуправления.
В-четвёртых, как механизм повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Big Data позволяют оптимизировать процессы управления и контроля, сокращать издержки, улучшать качество обслуживания. Все это способствует повышению эффективности работы системы местного самоуправления и обеспечивает лучшее взаимодействие с населением.
Внедрение технологий Big Data в управленческую среду вынуждает изменить подход к работе должностными лицами, особенно тех, кто принадлежит старшему поколению и не проявляет готовности к внедрению инноваций в свою работу. Следует активно привлекать в государственную службу бизнес-ориентированных специалистов, способных понимать потенциал больших данных в секторе местного самоуправления и создавать необходимую нормативную базу для успешной работы с Big Data. Также важно обратить внимание на развитие кадрового потенциала и поощрять развитие компетенций в области работы с данными. Важно обеспечить подготовку сотрудников к современным технологиям и методам анализа данных.
Необходимо также обратить внимание на недостаток специалистов с необходимыми навыками в области обработки и анализа больших данных. В России сейчас внедрение технологий больших данных в образовательные процессы продвигается, появляются профессиональные стандарты для специалистов по анализу данных. Для того чтобы улучшить ситуацию, важно разработать программы дополнительного образования и повышения квалификации для государственных служащих, обучая их работе с большими данными и пониманию значения этого процесса. Это поможет заполнить пробелы в цифровых навыках у сотрудников и обеспечит более эффективную работу государственных органов в сфере обработки информации.
Российское государство неизбежно идёт к тотальной цифровизации всех процессов, и это отражается на работе органов местного самоуправления. Внедрение инновационных технологий, таких как Big Data, способствует оптимизации управления, что выражается следующим образом:
- С их помощью возможно более точно настраивать оказание государственных услуг, адаптируя их к потребностям конкретных граждан. Анализ настроений населения позволяет более эффективно организовать работу органов власти и предоставить более качественные услуги.
- С помощью данных также можно оптимизировать внутренние процессы в органах местного самоуправления и других публичных организациях. Централизованный анализ информации позволяет принимать обоснованные решения на основе обширных данных.
- Благодаря большим данным ускоряется реакция муниципальных служб и правоохранительных органов на различные ситуации, что повышает общий уровень безопасности и ответственности перед гражданами. Кроме того, согласованность в действиях всех городских служб обеспечивает более эффективное и сбалансированное управление городскими ресурсами.
В целом, применение больших данных в органах местного самоуправления способствует более оперативному принятию решений, улучшению качества жизни граждан и увеличению эффективности работы органов власти.
Технология Big Data открывает новые возможности для анализа и использования данных, что позволяет более точно прогнозировать события, планировать действия и улучшать взаимодействие между различными структурами. Ее внедрение необходимо для перехода к цифровой модели государственного управления, что является ключевым фактором успешного развития цифровой экономики.
Следовательно, грамотное использование передовых технологий в муниципальном секторе не только улучшает работу органов местного самоуправления, но и способствует улучшенному взаимодействию государства и гражданского общества в целом. Важно продолжить работу по совершенствованию законодательства, чтобы обеспечить успешную трансформацию органов местного самоуправления и создать благоприятные условия для цифрового развития страны.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства РФ. — 2024. — № 20. — Ст. 2584.
- «Александр Хинштейн: Указ Президента открывает возможности по использованию Big Data в экономике». — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2024/05/08/aleksandr-hinshtejn-ukaz-prezidenta-otkryvaet-vozmozhnosti-po-ispolzovaniiu-bolshih-dannyh-v-ekonomike.html ? (дата обращения: 20.10.2024).
- Лескина Э. И. Цифровизация государственного управления и местного самоуправления на основе технологии Big Data / Э. И. Лескина // Сборник статей Международного круглого стола: Трансформация государственного управления и местного самоуправления в условиях развития информационного общества, Новополоцк. 2023. — С. 54–56.
- Перечень поручений по итогам встречи с учеными и пленарного заседания Форума будущих технологий от 03.09.2023 № Пр-1734 // http://www.kremlin.ru , 05.09.2023.
- Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию местного самоуправления от 04.06.2023 № Пр-1111 // http://www.kremlin.ru , 08.06.2023.