В статье рассмотрены теоретические аспекты форм, методов проявления власти в управлении; раскрыты подходы к определению понятия «власть»; даны характеристики стратегиям влияния. При изучении работ данной тематики была выявлена недостаточность в исследованиях относительно установления закономерности в применении тех или иных стратегий влияния и проявления власти в управлении персоналом в отношении ожидаемых результатов. Потребность в анализе эффективного использования власти и стратегии влияния в управлении определила актуальность исследования. Целью публикации является обоснование теоретического подхода к использованию власти и стратегии влияния в управлении организацией.
Ключевые слова: власть, управление, влияние, стратегии влияния.
The article examines the theoretical aspects of forms and methods of manifestation of power in management; reveals approaches to the definition of the concept of «power»; describes the characteristics of influence strategies. When studying the works on this topic, a lack of research was revealed regarding the establishment of a pattern in the application of certain strategies of influence and manifestation of power in personnel management in relation to the expected results The need to analyze the effective use of power and influence strategies in management has determined the relevance of the study. The purpose of the publication is to substantiate a theoretical approach to the use of power and influence strategies in the management of an organization.
Key words: power, management, influence, strategies of influence.
Формирование экономики, базирующейся на различных формах собственности, и ограничение роли государства в этой сфере функциями регулирования объективно обязывает к качественно новому восприятию власти и ее источников и существенному усилению внимания к проблеме построения стратегии влияния.
Существуют различные подходы к определению понятия власти [1].
В науках об обществе, в частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде всего, в анализе сложившихся отношений власти и их объяснении, в науках же о поведении, и в психологии в том числе, акцент ставится, скорее, на исследовании процесса использования власти и его предсказаний.
Существуют различия взглядов на власть с позиции разных дисциплин
Проблемой применения власти интересовались, давая сою интерпретацию данному понятию. В таблице 1 представлены ключевые позиции знаменитых исследователей с точки зрения философии, политологии, психологии, управлении.
Таблица 1
Подходы к раскрытию понятия «власть» [2]
№ п/п |
Исследователь |
Интерпретация понятия «власть» |
1 |
философ Бертран Рассел |
«Власть может быть определена как достижение намеченных эффектов» |
2 |
социолог Макс Вебер: |
«Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается» |
3 |
политолог Р. Э. Дал: |
А обладает властью над B в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать» |
4 |
психолог Курт Левин; |
«Власть b над а можно определить, …как отношение максимальной силы воздействия b на а,... к максимальному сопротивлению со стороны а» |
5 |
Никколо Маккиавелли |
власть и манипулирование ею являются рычагами управления государством. |
Изучив разные подходы к поредению власти, можно сделать вывод, что понятие власти в управлении относится к способности лидера или группы лидеров контролировать ресурсы и принимать решения, которые влияют на поведение и действия других людей.
В теории управления сформулированы подходы к определению природы и сущности власти:
- Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк); власть описывается как «исключительно человеческий феномен».
- Поведенческий (бихевиористский) подход (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.): стремление к власти рассматривается как свойство человеческой психики и сознания.
- Классический подход Ф. Тейлора: предложил классификацию власти на два типа: физическую и психологическую.
- Теория Х и Y Дугласа Макгрегора; предложил классификацию власти на два типа: теорию Х (авторитарную) и теорию Y (демократическую).
- Основы власти Джонна Френча и Бертром Рейвен: разделяют власть на пять типов, основанных на различных основаниях источников власти (Власть на основе наград, Власть на основе принуждения, Власть на основе легитимности, Власть на основе экспертизы, Власть на основе авторитета, референтности) [3].
Таким образом, имея представления об основах и природе власти формируется комплексное представление о феномене власти и особенностях ее проявления, применения.
Формы и методы проявления власти в управлении могут различаться в зависимости от типа организации, культуры, стратегии и других факторов.
Приведем обобщенный перечень таких факторов:
– официальный статус, должность и полномочия
– личные отношения, знакомства и доверие
– знания, навыки и опыт
– манипуляция эмоциями, установление отношений
– контроль над ресурсами,
– участие в группах, альянсах, объединениях и т. д.
Эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности. Этот баланс представлен на рис. 1:
Рис. 1. Балансирование власти руководителей и подчиненных [4]
Кроме того, существуют различные методы проявления власти в управлении, такие как:
- Авторитарный метод — основан на твердой руке и контроле со стороны руководства.
- Демократический метод — основан на участии подчиненных в принятии решений.
- Трансформационный метод — основан на изменении сознания и мотивации сотрудников, чтобы они сами были готовы выполнять свою работу на высоком уровне.
- Эмоциональный метод — основан на использовании эмоций и чувств для влияния на поведение сотрудников [4].
Доминирование тех или иных факторов в управлении создают основу доминирующей власти и формируют стратегии воздействия на сотрудников организации
В самом общем виде все возможности влияния можно свести к трем основным стратегиям: убеждение, наказание и сотрудничество.
Стратегия убеждения: влияющий обосновывает необходимость тех или иных действий подчиняющегося. Данная стратегия имеет положительные последствия в виде достаточно стойкого результата.
Отрицательный момент этой стратегии в том, что для убеждения необходимо много времени и стороны должны доверять друг другу.
Стратегия наказания опирается на принуждение и запугивание человека, от которого требуется подчинение. Оказанием давления можно получить быстрый результат, но, чтобы он был устойчивым, необходимо постоянно поддерживать угрозу наказания. В то же время следует учитывать, что страх подавляет инициативу и творческий подход к делу, порождает чувство обиды, может вызвать скрытое или явное сопротивление подчиняющегося.
Стратегия сотрудничества: оказание влияния происходит в ходе налаживания взаимодействия путем обращения к интересам работников, которые могут быть удовлетворены в результате совместной деятельности. Примеры стратегий влияния отражены в Таблице 2 [5]
Таблица 2
Примеры стратегий влияния
Наказание (устранение, принуждение) |
|
Общая формула: |
«Если вы не выполните моих распоряжений, вы серьезно пожалеете об этом» |
Угроза: |
«Если вы не подчинитесь, я буду вынужден наказать вас» |
Социальное давление: |
«Все участники группы согласились, каково ваше решение?" |
Достаточно: |
«Я перестану придираться к вам, если вы согласитесь со мной» |
Воспринимаемая нехватка и давление времени: |
«Если вы не приступите к немедленным действиям, вы упустите возможность / случай решить проблему для блага других» |
Забота о других: |
«Ваше несогласие может принести вред/неприятности другим» |
Сотрудничество (обмен и объединение усилий) |
|
Общая формула: |
«Если вы хотите сделать Х, то получите Y« |
Обещание: |
«Если вы справитесь с работой, я награжу вас» |
Уважение: |
«Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать о вас лучше (хуже), если вы пойдете (не пойдете) на уступки» |
Предварительное условие: |
«Если я выполню ваши пожелания, согласитесь ли вы это сделать ради меня?" |
Обязательство: |
«Надеюсь, вы помните о том, сколько я для вас сделал?" («Хотя я это и подозреваю, надеюсь, это не приведет к появлению в будущем у меня обязательств?") |
Взаимный компромисс: |
«Мне пришлось снизить начальную цену, чтобы добиться вашего согласия» (сколь бы необоснованной ни была моя исходная позиция) |
Расширение обязательств: |
«Мне нужно только небольшое одолжение» («Но позже я обращусь за большим одолжением») |
Убеждение (основано на фактах, потребностях и индивидуальных ценностях) |
|
Общая формула: |
«Я хочу, чтобы вы сделали Х, поскольку это согласуется с/ хорошо для/, необходимо для»... |
Доказательство: |
«Эти факты/ мнения специалистов наглядно демонстрируют правильность моей позиции/ требования» |
Убеждение (основано на фактах, потребностях и индивидуальных ценностях) |
|
Потребность: |
«Именно это мне и нужно. Не хотите ли мне помочь?" |
Достижение цели: |
«Если вы согласитесь со мной, вы скорее достигните своих личных целей» |
Соответствие принятым ценностям: |
«Эта работа соответствует вашим обязательствам по отношению к Х» |
Способность: |
«Эта попытка будет успешной, если мы учтем ваши способности/опыт» |
Лояльность: |
«Поскольку мы друзья/представители меньшинства, не хотите ли вы сделать это?" |
Альтруизм: |
«Группа нуждается в вашей поддержке, так что сделайте это на благо всех нас» |
Приведенные выше приемы не охватывают всех возможностей оказания или усиления влияния, но они показывают разнообразие способов воздействия на подчиненных. Конкретные способы воздействия выбираются руководителем исходя из свойств его личности, качеств подчиненных, конкретной ситуации. Часто этот выбор неосознанный, интуитивный.
В целом, эффективное использование власти в управлении помогает организации достигать поставленных целей, управлять ресурсами и людьми, создавать условия для роста и развития. При этом, важно помнить о необходимости соблюдения этических и моральных принципов, чтобы добиться успеха, не нарушая прав и интересов других участников процесса
Таким образом, эффективное использование власти в управлении является важным фактором успеха организации. Для достижения поставленных целей и решения задач необходимо уметь правильно применять власть, что приводит к необходимости построения конкретных стратегий влияния, обусловленных применением власти в управлении.
Литература:
- Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика / В. Р. Веснин: учеб. — М.: Проспект, 2020. — 688 с.
- Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учеб. / А. Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
- Лукашевич, В. В. Основы управления персоналом: учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2020. — 240с.
- Полукаров В. Л., Петрушин В. И. Психология менеджмента: учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2020. — 280с.
- Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. — Питер, 2020–416с.