Анализ и управление финансовыми результатами деятельности стоматологической клиники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 20.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сливка, А. В. Анализ и управление финансовыми результатами деятельности стоматологической клиники / А. В. Сливка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120324/ (дата обращения: 15.01.2025).



В современных условиях управление частной стоматологической клиникой довольно сложная задача — сам процесс характеризуется многоаспектностью и многозадачностью, в связи с чем необходим сбалансированный подход к решению стратегических и оперативно-тактических задач. Так, по данным Forbes в 2022 году закрылось на 14 % больше компаний, чем открылось [1].

Особенности ведения бизнеса в стоматологической практике:

– многообразие стоматологических услуг (профилактика, лечение, диагностика, реабилитация и др.;

– высокий уровень конкуренции при среднем уровне барьеров входа в отрасль;

– спрос является нестабильным на разные виды стоматологических услуг и зависит от большого количества факторов;

– тесное сотрудничество со страховыми компаниями влияет на финансовые результаты деятельности;

– доходы поступают в организацию как по безналичному расчету, так и через кассу;

– расходы организации в части материалов достаточно многочисленные и структурированные, в силу многочисленности контрагентов, поэтому без выделения затрат по центрам финансовой ответственности картина по издержкам клиники складывается не вполне релевантная;

– начисления и факт оказанных услуг не всегда совпадают по времени, что приводит к кассовым разрывам и возникновению дебиторской задолженности, которая требует тщательного анализа.

Одним из условий эффективности бизнеса является наличие прибыли как основного источника устойчивого развития организации [2;67]. Поэтому, руководству стоматологической клиники следует учитывать влияние разнообразных факторов на величину финансового результата деятельности организации.

К внешним факторам относятся уровень конкуренции, технологии и инноваций, доход покупателя, налогообложение, экономическая и политическая ситуация и др.

К внутренним факторам относятся объём производства, качество продукции (качество стоматологических услуг), степень лояльности клиентов, ассортиментная политика, себестоимость, объём сбыта и др.

Как показывает практика, наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности организации, оказывающей стоматологические услуги оказывают следующие факторы:

– объём стоматологических услуг, оказанных клиентам;

– себестоимость стоматологической услуги;

– стоимость стоматологической услуги;

– ассортимент стоматологических услуг;

– налоговая нагрузка;

– расходы на логистику и рекламу.

Факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на совокупный показатель (выручку, прибыль). Так, например, при снижении выручки от основной деятельности прибыль от продаж клиники будет уменьшаться, а при увеличении — будет расти. Снижение себестоимости стоматологических услуг при том же уровне выручки в клинике будет способствовать положительной динамики прибыли от продаж.

Уменьшение коммерческих и управленческих расходов стоматологической клиники также будет также положительно влиять на прибыль от продаж. В тоже время совокупное увеличение расходов (себестоимости, коммерческих и управленческих расходов), при одновременном росте выручки, может привести к уменьшению прибыли от продаж стоматологической клиники.

Для того, чтобы эффективно управлять финансовыми результатами, необходимо разработать программу диагностики данного процесса для выявления «узких мест» и «ведущих звеньев» в работе стоматологической клиники. Рассмотрим основные этапы предлагаемой программы диагностики процесса управления финансовыми результатами в стоматологии.

Первый этап — детальная аналитика текущих процессов стоматологической клиники на основе учетно-аналитической информации. Управлять бизнес-процессами намного эффективнее, если провести картирование, которое позволит их структурировать и даст их визуализацию с помощью карты создания ценности (например, диаграмма цепочки добавленной ценности (VAD).

Второй этап — анализ индикаторов эффективности бизнеса. Анализ метрик (параметров) удобно проводить, используя подход на основе сбалансированной системы показателей Р.Каплана и Д.Нортона. Согласно постулатам данной концепции управления, ключевыми индикаторами эффективности деятельности стоматологической клиники могут быть:

В области финансов: величина постоянных затрат; величина переменных затрат; объем продаж; величина денежного потока; точка безубыточности (порог рентабельности); доля прибыли центров ответственности в общем объеме прибыли; сумма налоговых платежей; прибыль на одного сотрудника; рентабельность продаж.

В области маркетинга: приток и отток пациентов клиники; средний срок удержания клиента; процент выручки новых клиентов в общем объеме выручки; конверсия маркетинговых инструментов; средний чек; удовлетворенность клиентов качеством стоматологических услуг и обслуживанием; индекс лояльности клиентов; показатель клиентских усилий; индекс здоровья клиентов.

В области персонала: производительность труда; удовлетворенность сотрудников своей работой; затраты на повышение квалификации медицинского персонала; заработная плата ведущих специалистов; норма выработки в час; средний чек; уровень лояльности персонала.

В области бизнес-процессов: длительность цикла завершения процесса; величина добавленной ценности; материалоемкость; фондоодача; фондовооруженность; оборачиваемость активов; затратоотдача; количество жалоб; затраты на исправление (брак); число операций (процедур), произведенных одним сотрудником.

Третий этап — финансовое планирование и бюджетирование деятельности стоматологической клиники в целом и по центрам финансовой ответственности. Следует иметь ввиду, что финансовое планирование и бюджетирование играют ключевую роль в управлении финансовыми результатами стоматологической клиники. Планы и бюджеты помогают эффективно распределять ресурсы и контролировать затраты. Правильное распределение ответственности позволяет увеличит выручку и прибыль стоматологической клиники. Участники процессов должны четко понимать, какая информация является зоной ответственности руководителей отделов, которые обязаны не только выполнять функции своего отдела, но и нести ответственность за соблюдение законодательства РФ и полноту, достоверность и правильность оформления документов [3;54].

Четвертый этап — контроль и регулирование осуществляется на основе план-фактного анализа. Как правило, на этапе регулирования производится оптимизация процессов по одному или нескольким метрикам (параметрам). При этом следует соблюдать баланс интересов стейкхолдеров, чтобы вносимые в процессы изменения принесли ощутимую пользу большинству заинтересованных сторон.

В заключении отметим, что эффективное управление финансовыми результатами деятельности стоматологической клиники происходит благодаря грамотному планированию и бюджетированию, оптимальному портфелю стоматологических услуг и гибкой ассортиментной политике, высокому качеству и сервису стоматологических услуг.

Литература:

  1. Лебедева, К. Как выстроить учет финансов в стоматологической клинике: объясняет опытный предприниматель / К. Лебедева. — Текст: электронный // Adesk. Сервис финансовой аналитики для бизнеса: [сайт]. — URL: https://adesk.ru/blog/kak-vystroit-uchet-finansov-v-stomatologicheskoi-klinike-obiasniaet-opytnyi-predprinimatel/ (дата обращения: 11.10.2024).
  2. Максимович, Л. В. Оценка взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов / Л. В. Максимович, М. Б. Романченко. — Текст: непосредственный // Социально-экономические инновации в условиях цифровой трансформации материалы II всероссийской научно-практической конференции. — Саратов: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Институт исследований и развития профессиональных компетенций» (Саратов), 2020. — С. 57–64.
  3. Максимович, Л. В. Учетно-аналитическое обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации / Л. В. Максимович. — Текст: непосредственный // Современные инновации социально-экономических систем. — Саратов: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит» (Саратов), 2022. — С. 51–57.
Основные термины (генерируются автоматически): стоматологическая клиника, услуга, VAD, добавленная ценность, прибыль, стоматологическая услуга, финансовая ответственность, финансовое планирование, финансовый результат деятельности, финансовый результат деятельности организации.


Похожие статьи

Методы управления финансовыми результатами предприятия

Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях АПК

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Методика анализа финансовой устойчивости предприятия

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Похожие статьи

Методы управления финансовыми результатами предприятия

Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях АПК

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Методика анализа финансовой устойчивости предприятия

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Задать вопрос