В статье исследуется мастерство писателей в раскрытии образов героев в очерках военных лет.
Ключевые слова: очерк, характеры, мастерство писателя, герой, документалистика
The article examines the skill of writers in revealing the images of heroes in essays of the war years.
Keywords: essay, characters, writer's skill, hero, documentary
Героизм башкирских воинов в лице конников 112-й башкирской кавалерийской дивизии широко освещалась в публицистике периода Великой Отечественной войны. Многие фронтовики-писатели, посетившие передовую, писавшие о фронтовых буднях посвятили свои публицистические произведения башкирским воинам, проведя параллели с вековыми традициями народа по защите Родины, героизмом наших предков в других сражениях за отечество, показывая преданность своему делу и непоколебимую уверенность кавалеристов в победе над фашистскими захватчиками.
Актуальность темы нашего исследования состоит в обращении русской публицистике времен Великой Отечественной войны в целях анализа идейных и поэтических традиций воплощения в произведениях образа башкирских воинов. Несмотря на широкое изучение данной темы в трудах литературоведов, в частности, в статьях и книгах М. Г. Рахимкулова 2, с. 24, многие публицистические произведения тех лет, посвященные башкирским воинам, нуждаются в идейно-художественной оценке с точки зрения современности, так как нынешние реалии требуют возрождения героических традиций военной публицистики, писавшей о защите родной земли.
Самыми известными публицистическими произведениями о башкирских воинах в эпоху Великой Отечественной войны являются очерки русских писателей К. Симонова, И. Эренбурга и Братьев Тур (совместный творческий псевдоним писателей Л. Д. Тубельскиого и П. Л. Рыжея), опубликованные в 1942 на страницах фронтовой газеты «Красная звезда».
В очерке Константина Симонова «В башкирской дивизии» 3, с. 140 образ башкирских кавалеристов представлен как символ народного героизма и преданности родине. Внимание к их истории, нравственным качествам и культурным особенностям подчеркивает значимость башкирского вклада в общую борьбу. Симонов описывает кавалеристов не только как солдат, но и как представителей народа, для которых война стала продолжением традиций защиты земли и чести.
Константин Симонов раскрывает башкирских воинов как людей, сражающихся за свободу и честь, преодолевая невероятные трудности. В очерке через образы исторического и культурного наследия, например, через упоминание о Салавате Юлаеве, писатель подчеркивает историческую преемственность их подвига. Это показывает, что башкирские воины воспринимают войну как продолжение многовековой борьбы за свободу, в которой традиция и воинский дух играют важную роль.
Автором четко прослеживается идея единства народов Советского Союза в общей борьбе с врагом. Башкирские кавалеристы не только защищают свою республику, но и воюют вместе с русскими и другими народами за общую Родину. Этот аспект подчеркивается в описании того, как башкирские добровольцы, оставив мирные профессии, встают на защиту страны. Симонов противопоставляет героизм и стойкость кавалеристов жестокости и трусости врага, что усиливает идею морального превосходства советских воинов.
Константин Симонов использует богатую символику и художественные образы для создания атмосферы боевой славы и суровой реальности войны. Писатель описывает сражения с использованием метафор, передающих силу и решимость башкир. Например, описание ночной атаки передает напряжение и драматизм, где каждая деталь раскрывает характер героев. Кроме того, природа в очерке играет символическую роль: образы уральских степей, жаркого лета, звуков традиционной башкирской песни создают атмосферу, напоминающую о родных местах, которые они защищают.
В очерке «Тризна» братья Тур 1, с. 3 акцентируют внимание на героическом и самопожертвенном образе башкирских воинов, отражая глубокие патриотические и моральные аспекты их характера. Башкирские воины изображены с высокими моральными и физическими качествами, включая стойкость, честь и приверженность воинским традициям, что делает их символами достоинства и жертвенности.
Кавалеристы в очерке представляют собой воплощение народных героев, которые идут на разведку, зная, что рискуют жизнью, но остаются верными своему долгу. В образе героев, особенно старого чабана Юлты и молодого Салавата Габитова, писатели передают идею преемственности поколений и народной мудрости. Башкирские воины — это представители древней кочевой культуры, укорененной в традициях и навыках степной жизни, что подчеркивает их глубокую связь с природой и приверженность родной земле.
В произведении ярко выражена тема мести как формы справедливости. Башкирские воины представляются как «мстители», которые сохраняют самообладание и стремятся к возмездию за поруганных товарищей, что становится смыслом их действия. Война в данном случае не просто борьба за выживание, но и борьба за честь и достоинство. Идея мести «чистой, как любовь», символизирует внутреннюю чистоту и светлое намерение, а сам акт мести описан как нечто священное и необходимое для сохранения моральных устоев.
Авторы очерка используют мощные художественные образы для создания героико-трагического повествования. Картина изувеченных тел разведчиков и жестоких действий врага раскрывает трагизм судьбы башкирских воинов, усиливая эмоциональное воздействие на читателя. Описания боевых действий башкир отличаются реализмом и лаконичностью, передавая напряжение и собранность. Сцена уничтожения немецких артиллеристов представлена как молчаливая, но интенсивная «тризна», что подчеркивает ритуальный характер мести. Природа также играет важную роль — ночная тризна проходит под светом луны, что придает повествованию мистическую атмосферу и усиливает впечатление.
В очерке Ильи Эренбурга «Башкиры» 4, с. 211 образ башкирских воинов раскрывается как воплощение стойкости, отваги и привязанности к родине, которые неразрывно связаны с национальными и культурными особенностями. Писатель подчеркивает двойственность характера башкир — умение глубоко любить и яростно ненавидеть, что становится важным элементом их героизма.
Автор представляет башкирских конников-кавалеристов через историю их народной стойкости и борьбы за свободу. Персонажи очерка, такие как Ахметтали Уразаев и Хазиф Мажитов, олицетворяют самоотверженность и верность долгу. Это люди, которые выходят на бой с готовностью пожертвовать собой ради близких и своей земли. Взаимоотношения между воинами также подчеркивают их единство и братство, как в случае, когда Мажитов рискует собой ради товарища Науменко.
Важной идеей в очерке становится ненависть к захватчикам и одновременно готовность к самопожертвованию во имя защиты родной земли. Башкиры не просто выполняют военный долг, но стремятся к освобождению и справедливости, не забывая о своей культуре и традициях. И. Эренбург наделяет башкирских воинов сильным чувством патриотизма, которое формируется на основе исторической памяти и приверженности общей для всех советских народов цели. Башкирские воины-кавалеристы — это люди, которые сражаются наравне с другими народами страны за свободу и справедливость, ощущая глубокую связь с Родиной, что передает идеи народного единства.
Автор создает контрастные образы, чтобы подчеркнуть достоинства башкирского народа. С одной стороны, он описывает их благородство, культуру и приверженность традициям; с другой — указывает на ненависть к врагу и готовность к беспощадной борьбе. Национальные особенности башкирского народа переданы через традиционные образы и символы, такие как народные проклятия врагу и упоминание Салавата Юлаева. Использование фольклорных мотивов и национальных образов усиливает выразительность повествования. Кроме того, образы семей и детей придают тексту эмоциональность, особенно в сцене, где Хазиф Мажитов пишет письмо дочери.
Итак, мы проанализировали очерки русских писателей о башкирских воинах в эпоху Великой Отечественной войны и пришли к следующим выводам. К. Симонов в очерке «В башкирской дивизии» раскрывает образ башкирских кавалеристов через идею героизма, культурного единства и моральной стойкости, что делает их символом непобедимого народного духа. Образ башкирских воинов в очерке «Тризна» представлен как символ национальной гордости и стойкости. Через их подвиг Тур прославляет величие народного духа и силу единства в борьбе против врага, что делает очерк не только повествованием о героизме, но и своеобразной данью памяти всем воинам, отдавшим жизнь за свободу и честь родины. И Эренбург в очерке «Башкиры» изображает башкирских воинов как хранителей воинских традиций, способных к великой любви и священной ненависти. Через эти образы автор передает силу народного духа и высокую нравственность, которые делают башкирских воинов частью большой истории сопротивления и победы.
Литература:
- Бр.Тур Тризна // Красная звезда. — № 236. — 1941. — 7 октября.
- Рахимкулов М. Г. Ради жизни на земле // Бельские просторы. — 2005. — № 4. — С. 20–27.
- Симонов К. В эти годы… Публицистика. — М.: Просвещение, 1951. — 455 с.
- Эренбург И. Летопись мужества. — М.: Советский писатель, 1983. — 322 с.