Всем известно, что с 1 сентября все детские сады начали работать по Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Целью ее является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается через приобщение детей к базовым ценностям. Каким?:
– Жизнь
– Милосердие
– Добро
– Здоровье
– Родина
– Природа
– Семья
– Человек
– Сотрудничество
– Дружба
– Культура
– Труд
– Красота
– Познание
Для достижения данной цели одной из форм работы является использование методического пособия «Воспитателю о воспитании». Суть его заключается в том, что каждому месяцу присваивается одна приоритетная ценность-доминанта. Так:
В сентябре — Ценность-доминанта: «Познание».
В октябре — «Труд»
В ноябре — «Семья».
В декабре — «Красота».
В январе — «Здоровье».
В феврале — «Дружба».
И результатом ежемесячной работы служит реализация итогового проекта месяца:
– В Сентябре проект — «Энциклопедия почемучек»
– В октябре проект — «Выставка рукотворных открыток: «Бабушкам и дедушкам- спасибо говорим».
– В ноябре проект — «Сундучок семейных игр»
– В декабре проект — изготовление фотоколлажей «Красота вокруг нас»
– В январе — проект месяца «Зимние забавы»
– В феврале -проект месяца игровой макет «Пластилиновый город». И т. д.
Для более эффективной работы по воспитанию базовых ценностей в своей группе использую игры: режиссерские, театрализованные или сюжетно- ролевые.
На мой взгляд, самое главное достоинство игровой культурной практики для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она дает возможность переживать или испытывать светлые чувства: радости, свободы, интереса, увлеченности, упоения, загадочности, чуда, самостоятельности, ответственности.
А также игровые культурные практики являются эффективным средством формирования дружеских отношений, которые очень разнообразны и рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольногообразования многогранно
Культурные практики одна из форм, применяемых в работе с детьми. У нас в группе сложилась традиция. В конце недели по вечерам делать анализ. Итоги недели. А именно, что интересного мы узнали на этой неделе?
С какими произведениями знакомились?
Чему учит эта сказка?
Как бы ты поступил? и т. д.
И вот на одном из пятничных вечеров, когда у нас была Культурная практика «Приходи сказка», (то есть, дети познакомились с произведением Надежды Поляковой «Детский сад для зверят», дети задали мне вопрос:
А сказку можно оживить?
Я им ответила: «Но если мы с вами очень постараемся, то возможно у нас получится!».
И так у нас в группе появилась культурная практика «Живая сказка».
Которая теперь приходит в каждую пятницу во второй половине дня.
Как итог недели.
И каждая тематика связана с ценностью месяца.
Так в сентябре все произведения связаны с ценностью месяца «Познание».
Ребята показали представление — «Детский сад для зверят».
Которое написала известный детский писатель Надежда Полякова. Эта забавная сказка про детский сад познакомила детей с историей возникновения настоящего детского сада для лесных обитателей. Эта сказка про мальчика и его маму которые дали объявление:
«Открываем Детский сад
Для птенцов и для зверят.
Приводите малышей.
Ждем вас.
Дети подражали героям: Льву, волчку, пингвину, кенгуру, бегемотику, лисичке, слону, медвежонку.
Дети, зрители внимательно слушали, следили за действием сказки, сопереживали происходящему. Представление получилось поучительным и интересным. Ребята зарядились положительными эмоциями, обогатились новыми впечатлениями, увидели примеры дружбы и доброты.
Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять».
Дети показали пальчиковый театр. Предварительно изготовили пальчиковый театр Курочку и цыплят. Получилась такая живая сказка. Играли еще несколько вечеров.
Также у нас в сентябре было запланировано «Путешествие к хранителю книг».
Там дети узнали много интересного. Они попали в Волшебный мир сказки. Познакомились с новой художественной литературой. А самое интересное было для них: наблюдать за тем, как книга оживает.
Следующая сказка была: сказка Юлии Симбирской «Ехал дождь в командировку!»
Ехал дождь в командировку,
Перепутал остановку.
В этом стихотворении оживают вещи и мир звучит и поет. Во время ознакомления со сказкой дети удивляются цветным страницам и оригинальным иллюстрациям (художницы Дарьи Герасимовой): живой дядя-дождь бежит по дороге,
Мы с ребятами дополнили немного сказку. «Продолжи сказку» Там была строчка: « Напоил сухие грядки», дополнили овощами, которые росли на грядке.
И что важно: произведения Юлии Симбирской всегда вызывают яркие эмоции.
Сказка: Виталия Валентиновича Бианки «Чей нос лучше?»
Предварительно мы изготовили формы клюва различных птиц.
У детей сформировалось представление о взаимосвязи особенностей строения клюва птицы со способами добывания пищи.
Дети обыграли птицу-мухолова, которая была недовольна своим носом и пыталась выбрать лучший нос среди других птиц. А также птиц: Дубонос — птица разгрызатель ягод. Клест.
Эта сказка учит любить природу, быть внимательным и наблюдательным, понимать, что в природе нет ничего пустого и ненужного. А каждый нос, каждое перышко для чего-то нужно. Учит не завидовать чужому, а гордится своим. Учит не зевать и не терять бдительности.
Так в октябре все произведения связаны с ценностью месяца «Труд».
Театрализация всеми любимой сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Все дети очень любят эту сказку.
В стихотворении рассказывается о докторе- ветеринаре, который очень любил собственных пациентов. Добрый доктор постоянно лечил животных. Он смог помочь лисе, которую больно укусила пчела, собаке с больным носом и даже зайчику, попавшему под трамвай и оставшемуся без задних лап, волки, орлы, лечил страусят, акулят бегемотиков.
Дети отметили для себя, главная мысль повести «Айболит» заключается в том, что доктор — это очень важная уважаемая профессия, самоотверженная. Без докторов детки болеют и некому им помочь.
Сказка учит нас отзывчивости, доброте, самоотверженно помогать слабым и нуждающимся, выполнять свой долг, несмотря на усталость и расстояния, показывает нам важность профессии врача.
Дети сами себе выбрали маски, костюмы, с героями которого они хотят обыграть. И у них не плохо получись.
Сказка Константина Паустовского «Теплый хлеб»
Здесь рассказывается про самолюбивого мальчика Фильку, который обидел раненого на войне коня, отказавшись поделиться с ним хлебом. Потом на деревню обрушились сильный мороз и вьюга. Все страдали, и Филька решил исправиться. Скалывал вместе со всеми лед, расчищал двор возле мельницы, а после протянул коню кусок теплого хлебы. Мороз уже отступил, мельница оттаяла и люди смогли испечь хлеб и набрать воды.
Сказка Константина Г. Паустовского «Теплый хлеб» очень поучительная. Она учит, прежде всего доброте. После того как дети познакомились со сказкой, побеседовали о ней, мы её и показали.
Мальчик, который обыгрывал эту роль, он в начале произведения насмешлив, грубоват, циничен, пренебрежителен. Например, он мог обидеть беззащитное животное. А потом он смог перевоспитаться и стал добрым и отзывчивым!
Так в ноябре все произведения связаны с ценностью месяца «Семья».
Сказка Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»
Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии. Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время.
Сказка учит детей быть дружными, сплочёнными работать в команде и поддерживать друг друга. Обыгрывая дети показали то, как отец попросил сыновей быть дружными.
Но те не стали его слушать. Тогда он им велел сломать веник, но у них не получилось.
А по одному прутики ломали легко. Тогда отец сказал, что если сыновья будут дружными их никто не сможет сломать.
Сказка Валентины Александровны Осеевой «Сыновья» .
Главная мысль рассказа «Сыновья» учит любить, уважать и помогать своей маме. Не нужно ничем хвалиться, надо взять и помочь и тогда слова будут не нужны.
В нем три женщины встретились у колодца, чтобы набрать воды. Рядом с колодцем в это время присел старик. Он услышал разговор женщин об их сыновьях. Первой женщине нравилось, как ловок и силен ее сын. Вторая поведала о таланте своего сына. Всех удивило, что третья женщина молчит. Однако она ответила, что ее сын ничем не примечателен. Отправились женщины домой, за ними последовал и старичок. Почему он решил, что навстречу женщинам вышел только один из сыновей, хотя мальчиков на дороге было трое? И только мальчик помог своей маме.
В сказке были задействованы три девочки и три мальчика.
Так в декабре все произведения связаны с ценностью месяца «Красота».
У нас была театрализация Сказка Н. Абрамцевой «День рождения старой ели».
Предварительно мы провели совместную работу с родителями, предложили родителям дома познакомить детей со сказкой. А в детском саду мы поговорили о героях, обсудили сказку и решили обыграть. Маски животных не которых не было- дорисовали, и провели театрализацию.
Эта сказка про то, как звери в лесу решили устроить праздник для старой и уважаемой ели, которой исполнялось сто лет. День рождения у нее был летом, а ей хотелось выглядеть как в новогоднюю ночь.
Дети с удовольствием обыграли роль: ели, дрозда, медведя, ежика, белочки, а все остальные девочки были бабочки. Девочки были в красивых платьях с крылышками. Очень интересно и красиво у нас получилось. Как раз в преддверии новогоднего праздника.
Еще в предверии новогоднего праздника у нас была экскурсия к «Хранителю книг ». Так сказать, с ответным словом. С благодарностью сотрудникам библиотеки за их нелёгкий и добросовестный труд. С праздничным концертом. Дети спели песенку «Зимушка хрустальная», исполнили танец «Новогодняя считалочка». А также выступили с театральным представлением «Новогодняя сказка». В завершении дети вручили подарки елочные игрушки, сделанные своими руками. Экскурсия произвела на ребят огромное впечатление. И дети, и сотрудники остались очень довольны.
В январе все произведения связаны с ценностью месяца «Здоровье».
Мы обыграли стихотворение Вадима Левина «Глупая лошадь».
Это маленькая и поучительная история о том, что следует думать о своём здоровье. Роль лошадки обыгрывали дети по очереди. Принесли четыре пары галош, в общем, вживались в роль.
И сказка Натальи Абрамовой «Как у зайчонка зуб болел!»
Эта сказка учит детей чуткости, внимательности и заботе.
Все друзья зайки пришли и поддержали своего друга, и это значит, что они настоящие друзья. А чуть позже зайчонок — Ушастик признался своим маленьким друзьям, что зуб у него вовсе и не болел. Просто захотелось вдруг, чтобы его пожалели. Все, все, все. Дети обыграли героев: зайчонка Ушастика, бельчонка Прыгалку, лягушонка Лашка, ежонка Ежинка. Получился небольшой мини-спектакль.
Все произведения мы берём из Федеральной образовательной программы. По своему возрасту. Завели отдельную тетрадку, где из программы выписываем произведения, с которыми будем знакомить детей, а затем их вписываем в календарное планирование.
Театрализация как один из видов культурных практик ДОУ.
Воспитательные возможности этого вида деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, самостоятельно анализировать, делать выводы и обобщения.
Детям предоставлена полная свобода выбора — роли, характера персонажа, манеры исполнения, зачастую текста диалогов, приемов выразительности (речевой, двигательной, мимической и т. д.).
Этот вид деятельности эффективно используется и в психологической практике для предупреждения и преодоления у детей неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхах.
Поэтому она должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
Литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации.
- Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Федорова Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2006.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М.: РОСМЭН, 2000.
- Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства Российской Федерации. От 25 ноября 2022г
- Хрестоматия для подготовительной группы. Юдаева Марина Владимировна. Для дошкольного возраста.