В статье автор выявляет специфику правовой защиты предпринимателей, определяет механизмы такой защиты и отмечает основные проблемы, которые имеются на сегодняшний день в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: правовая защиты, предприниматель, механизмы, проблемы, специфика, права и интересы.
Правовая защита предпринимателей включает в себя механизмы, направленные на обеспечение их прав и законных интересов, а также на регулирование их обязанностей в рамках действующего законодательства. Данная категория является важной как для самих предпринимателей, так и для общества в целом, поскольку соблюдение правовых норм способствует созданию честной и конкурентной среды, защищает интересы потребителей и обеспечивает устойчивое развитие экономики.
«Для изучения вопроса в данной статье стоит отметить, что к объектам защиты традиционно относят права и законные интересы. В целом, опираясь на положения действующего российского законодательства, права предпринимателя можно разделить на следующие виды» [6, с. 39]:
- Основные принципы конституционного регулирования. Конституция Российской Федерации — это главный документ, определяющий права и обязанности как граждан страны, так и иностранных граждан на её территории. Конституционные положения также охватывают предпринимательскую активность. Однако для полного понимания ситуации нужно учитывать дополнительные законодательные акты и подзаконные документы, которые формируют нормы и правила ведения бизнеса.
- Система предпринимательских прав. В Российской Федерации предпринимательские права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Эти нормы продолжают развиваться в рамках федерального законодательства, применяясь на всей территории страны, с возможностью региональных уточнений. Одним из ключевых нормативных актов, регулирующих предпринимательскую активность, является Гражданский кодекс Российской Федерации, который служит основой для гражданского оборота и предпринимательства.
- Налоговые права предпринимателей. Налоговое законодательство представляет собой систему прав, обеспечивающих справедливое налогообложение, налогообложение, налоговые льготы, а также отсрочку или рассрочку платежей налогов и сборов. Основные положения регулируются Налоговым кодексом Российская Федерации и сопутствующими нормативными актами, регулирующими налоговые отношения.
«Права предпринимателей регламентируются (устанавливаются) законодательством и обычаями делового оборота. Так, гражданские права и обязанности предпринимателей возникают» [3, с. 41]:
– из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
– актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей;
– судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
– в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, и т. д.
«Государство должно обеспечить для предпринимателей единую систему правового регулирования, форм и методов защиты предпринимательской деятельности в области гражданского, налогового, административного и других областей права, регулирующих или затрагивающих предпринимательскую деятельность (имеется в виду, в частности, единство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации товаров и услуг, лицензирования)» [2, с. 89].
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, каждый предприниматель имеет право осуществлять свою деятельность в любом регионе страны. Это предполагает, что ни одна местная власть или коммерческое объединение не имеет полномочий для ограничения его вхождения на рынок. Свобода выбора места ведения бизнеса является одним из базовых принципов для предпринимателя, что радикально влияет на развитие его дела.
Особое внимание необходимо уделить тому, что законодательство позволяет свободно определять место регистрации бизнеса. Это обеспечивает гибкость в подходах, способствует развитию предпринимательской деятельности в целом.
«Свобода экономической деятельности означает также, что каждый предприниматель имеет право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (исключение составляют естественные монополии, уровень цен на продукцию и услуги которых регулирует государство) в соответствии со складывающимся в рамках свободной конкуренции спросом на аналогичные товары или услуги, направления своей деятельности, свою собственную маркетинговую, производственную, финансовую и корпоративную политику и, наконец, получать прибыль от своей деятельности» [5, с. 37].
Социологические исследования показывают, что именно малый и средний бизнес играют ключевую роль в формировании рабочей силы и поддержании экономики. Успешные предприниматели используют свои навыки и креативные идеи для создания товаров и услуг, тем самым формируя основную структуру экономики. Их вклад в социально-экономическое развитие невозможно переоценить, так как они способствуют созданию рабочих мест, генерации новых идей и технологий.
Основным условием для начала предпринимательской деятельности является необходимость внести инвестиции в различные социальные объекты. Это могут быть как капитальные, так и текущие расходы. Примеры таких объектов включают образовательные учреждения, культурные центры, здравоохранительные услуги и другие важные для общества аспекты. Такой подход не только развивает сам бизнес, но и способствует благосостоянию общества в целом.
Стоит отметить, что предприниматель не обязан выполнять все бизнес-процессы лично. Он может делегировать определенные обязанности своим сотрудникам или партнерам, что позволяет более эффективно управлять бизнесом и сосредоточиться на стратегических задачах.
«Более важным обстоятельством является то, что предприниматель — это лицо, которое организует весь процесс работы, а также управление и контроль на предприятии. Либеральные статистические сведения о доле компаний без государственного участия в ВВП России отмечают показатель 29 %, более взвешенные оценки свидетельствуют о доле частных основных фондов в размере 82 % от общего показателя, доле частных капиталовложений в размере 81,5 % от общего показателя» [4].
«Доля лиц, трудоустроенных в частном секторе, от общего числа занятых оценивается в 72,4 %. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России оценивается как 29,2 %. Совокупность вышеуказанных данных в определенной мере позволяет оценить масштаб вклада предпринимательства в экономику страны» [4].
Права предпринимателей нуждаются в защите, в том числе от незаконных действий сотрудников органов предварительного расследования. Так, по данным прокуратуры и депутатов Государственной Думы РФ, 97,2 % гласных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, осуществляется в отношении предпринимателей.
«Только в 41 % указанных мероприятий прокурорами выявлены нарушения. Фактически это означает, что оперативно-розыскная деятельность стала деятельностью, сопряженной с систематическим нарушением прав предпринимателей» [7, с. 524].
«По статистике последних 5 лет, только примерно 14 % гласных оперативно-розыскных мероприятия привели к возбуждению уголовных дел. Нередко мероприятия планируются и проводятся по анонимным обращениям, непроверенной оперативной информации и по сигналам, имеющим признаки гражданско-правовых отношений» [7, с. 523].
Таким образом, правовая защита предпринимателей является ключевым элементом для создания благоприятной бизнес-среды и стимулирования экономического роста. Эффективная правовая система обеспечивает защиту прав и интересов предпринимателей, что, в свою очередь, способствует повышению уровня доверия к бизнесу и привлечению инвестиций.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
2. Казакова И. А., Куркина Н. В., Митячкина Е. С. Определение правового статуса юридического лица как объекта процедур несостоятельности (банкротства) // Право и государство: теория и практика. 2022. № 7 (211). С. 89–92.
3. Карханина, А. А. Способы защиты прав предпринимателей и роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей / А. А. Карханина // Проблемы науки. 2020. № 5(53). С. 41–44.
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. — Текст: электронный // Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2024).
5. Мозгалевский, М. А. аспекты защиты прав предпринимателей уполномоченными по защите прав предпринимателей в Российской Федерации / М. А. Мозгалевский // Актуальные вопросы науки. 2019. № 52. С. 37–43.
6. Плахова, Е. С. Правовой анализ обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей как способа защиты прав субъектов предпринимательской деятельности / Е. С. Плахова // Пролог: журнал о праве. 2024. № 2(42). С. 39–48.
7. Рабалданов, В. Б. Особенности защиты прав предпринимателей посредством обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей / В. Б. Рабалданов // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 11 апреля 2018 года. Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2018. С. 523–526.