В статье анализируются проблемы, связанные с реализацией политики энергосбережения в государственном секторе. Выделяются факторы, которые затрудняют широкое и эффективное внедрение мер по повышению энергоэффективности. Среди них можно отметить сложность технических аспектов проектов по энергосбережению, наличие инновационных и инвестиционных рисков, а также сложности с финансированием затрат в условиях увеличения долговой нагрузки большинства государственных бюджетов. Также сделано заключение о том, что в таких условиях только энергосервисный контракт может стать эффективным инструментом для реализации мероприятий по энергосбережению без предварительного использования бюджетных средств и позволяет перенести риски принятия технически неэффективных решений на инвестора.
Ключевые слова: энергетическая эффективность экономики, энергосервисный контракт, энергосбережение, сокращение расходов бюджетов, инвестор .
Энергосбережение является одной из ключевых проблем, представляющих интерес для всего общества. Эффективное использование энергетических ресурсов позволяет достичь следующих целей:
— снизить энергоёмкость российской экономики и повысить её конкурентоспособность;
— уменьшить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду;
— реализовать политику ресурсосбережения в условиях ограниченных запасов топливно-энергетических ресурсов в интересах как нынешнего, так и будущих поколений;
— ослабить негативное влияние топливно-энергетического комплекса на здоровье граждан;
— внести положительный вклад в систему поддержания энергетической безопасности, что является одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности нашей страны в экономической сфере.
Кроме того, энергосбережение следует рассматривать как актуальную задачу в контексте оптимизации государственных и муниципальных расходов. Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» ставит перед властями задачу сокращения расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных и муниципальных учреждений. Объекты бюджетной сферы являются достаточно энергоёмкими, и по данным Минэкономразвития затраты на электроэнергию на освещение и отопление в бюджетной сфере могут быть снижены почти на треть. Однако проблема энергосбережения в бюджетной сфере решается нелегко из-за отсутствия реальной коммерческой заинтересованности пользователей в экономии энергоресурсов и мотивации к внедрению технологий, снижающих потребление энергии.
Целью статьи является научное обоснование актуальности использования энергосервисных инструментов для реализации задач энергосбережения в государственном секторе.
В апреле 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики. Согласно этому плану, бюджетная система к 2030 году должна достичь годовой экономии энергоресурсов в размере 10,3 млрд рублей и тепловой энергии — 22,72 млрд рублей (в ценах, сопоставимых с ценами 2016 года). Таким образом, государство имеет значительные возможности для управления эффективным потреблением энергетических ресурсов в бюджетной сфере. Однако в этой сфере наиболее остро стоит вопрос о возможности финансирования энергосберегающих мероприятий, поскольку состояние государственных финансов не позволяет большинству муниципальных и региональных бюджетов инвестировать в энергосбережение.
Сегодня проблема дефицита бюджета актуальна для двух третей субъектов Российской Федерации. Практически все субъекты имеют долговые обязательства. По данным Минфина, субфедеральный долг на 1 июля 2018 года составил 2 трлн 190 млрд рублей. Для сравнения: аналогичный показатель на 1 июля 2013 года составлял 1 трлн 311 млрд рублей. Таким образом, прирост долговой нагрузки за пятилетку составил 67 % для региональных бюджетов. Муниципальный долг за тот же период увеличился на 44,5 % [4].
Рост абсолютных размеров долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, рост долговой нагрузки на их бюджеты, возможное банкротство представляют угрозу экономической и политической безопасности страны.
В условиях дефицита денежных средств приоритетными расходами государственного и муниципальных бюджетов являются расходы на исполнение публичных обязательств. При этом энергосбережение требует дополнительных существенных финансовых вложений. Энергетическая стратегия России до 2030 года содержит следующие показатели: необходимые инвестиции в энергосбережение в период с 2009 по 2030 год оцениваются в размере от 244 до 259 млрд долларов США в ценах 2007 года [5].
В этих условиях, хотя внедрение энергосберегающих мероприятий должно в конечном итоге сократить бюджетные расходы, подавляющее большинство региональных и муниципальных бюджетов не может найти средств на первоначальные инвестиции.
Ещё одной проблемой в реализации политики энергосбережения является отсутствие профессионального опыта у потребителей энергии, который позволил бы оценивать эффективность предлагаемых рынком энергосберегающих мероприятий и затем реализовывать их. Проблемы технологического отставания России от зарубежных стран связаны не только с отсутствием финансирования, но и с отсутствием навыков у субъектов бизнеса по трансферу знаний в конкурентоспособные продукты и технологии, востребованные на рынке. Причём это касается таких субъектов, как государственные и муниципальные учреждения, и такой технически сложной отрасли, как энергосбережение и энергоэффективность.
Считается, что инвестиции в энергосбережение являются весьма сложным, неоднозначным и труднореализуемым понятием в практической плоскости.
Энергосбережение обычно является инновационной деятельностью, которая ориентирована на новейшие достижения науки и техники. В связи с этим уместно выделить вопрос о рисках, возникающих при реализации мероприятий по энергосбережению. Как правило, инвестиции носят долгосрочный характер. При реализации любого инвестиционного проекта инвестор сталкивается со сложностью прогнозирования инфляционных процессов. Это касается и инвестиций в энергосбережение, необходимо оценивать возможную экономию от внедрения мероприятий по энергосбережению, а также достаточно точно прогнозировать динамику изменения тарифов на энергоресурсы с течением времени.
В инвестиционной деятельности, особенно в сфере энергосбережения, всегда присутствует элемент неопределенности. Существует вероятность как частичной, так и полной потери вложений, а также риск того, что ожидаемая прибыль или экономический эффект от инвестиций могут быть достигнуты позже, чем планировалось. Это связано с тем, что проекты по энергосбережению основываются на последних достижениях науки и техники, а сами они часто уникальны и требуют индивидуального подхода к каждому конкретному потребителю.
При реализации энергосберегающих мер необходимо учитывать множество факторов: особенности нагрузки, технические характеристики оборудования, режимы работы, климатические условия и многое другое. Такой многоаспектный подход, безусловно, повышает уровень сложности и риски, связанные с такими проектами. Кроме того, энергосбережение можно рассматривать не только как инвестиционный процесс, но и как инновационную деятельность. Как подчеркивает Г. И. Лукьянов в своей докторской диссертации «Риск как явление социальной реальности» [8], инновационная деятельность всегда сопряжена с риском. Этот риск возникает из-за неопределенности экономической ситуации, неожиданности результатов исследований и разработок, а также необходимости выбора между множеством альтернативных решений.
Таким образом, успешная реализация проектов в области энергосбережения требует вдумчивого подхода к учету рисков и возможностей, их системного анализа и разработки эффективных стратегий управления для минимизации потенциальных негативных последствий.
Экономический риск, рассматриваемый в контексте предпринимательства, включает в себя вероятность финансовых потерь, возникающих в результате производственной и финансовой активности. В случае инновационного предпринимательства этот риск приобретает особую форму: он связан с вероятностью убытков, которые могут возникнуть при вложениях в разработку новых продуктов, технологий или управленческих решений, не оправдавших ожиданий.
Инвестиции в инновации всегда влекут за собой риски: результат может оказаться непредсказуемым, и реализация новшеств может не принести запланированной выгоды. Поддерживая эту точку зрения, А. С. Власова подчеркивает, что предпринимательская деятельность, по своей природе, связана с риском [9].
Однако, можно выделить более глубокую связь между понятиями «предпринимательство» и «риск», проистекающую из юридической трактовки предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательство определяется как самостоятельная деятельность, осуществляемая на риск, с целью систематического получения прибыли. Это определение подчеркивает, что риск является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности и служит основой для динамики бизнес-процессов.
Таким образом, предприниматели должны не только осознавать риски, но и активно управлять ими, развивая стратегии для минимизации потенциальных потерь и максимизации шансов на успех. Инновационные инициативы, несмотря на свою неопределенность, могут стать катализатором для роста и конкурентных преимуществ, если предприниматели будут подходить к ним с расчетом и готовностью к рисковым ситуациям.
В статье подчеркивается различие между правом на риск в предпринимательской деятельности и его отсутствием в сфере государственных финансов. Предприниматели могут принимать на себя риски, поскольку они действуют в своих интересах и используют собственные ресурсы для достижения прибыли. Их деятельность основывается на выборе и свободе действий, что подразумевает возможность столкнуться с неопределенностью.
В противоположность этому, субъекты бюджетной сферы, такие как государственные и муниципальные учреждения, не стремятся к получению прибыли. Их основная задача заключается в выполнении общественных функций и реализации государственных поручений, что налагает на них необходимость особой ответственности. Они работают с публичными финансами, и здесь риски должны быть минимизированы. Это требует от них разумной осмотрительности и консервативного подхода к финансовой политике, направленной на стабильность и предсказуемость.
Таким образом, в бюджетной сфере акцент смещен с рисков на соблюдение сбалансированности и устойчивости, что позволяет избежать негативных последствий, связанных с неоправданными прогнозами и изменениями в обстоятельствах.
Эффективное и масштабное внедрение энергосбережения в государственном секторе сдерживается рядом обстоятельств, которые можно проанализировать с точки зрения конструктивного и деструктивного характера регуляторного риска.
С одной стороны, существует определённый потенциальный конструктивный риск, связанный с внедрением новых технологий и подходов. Этот риск может стать необходимым катализатором для преодоления структурных застоев и психологических барьеров, которые мешают внедрению энергосберегающих решений. Инвестиции в инновации могут привести к снижению затрат и повышению эффективности, что особенно важно в свете современных вызовов устойчивого развития и изменения климата.
С другой стороны, деструктивный характер риска может сдерживать прогресс. Решения, основанные на необоснованных рисках или недостаточной оценке последствий, могут привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Достаточно высокие аналитические требования к управлению рисками делают многие государственные структуры осторожными в принятии решений о внедрении энергосберегающих технологий. Это может привести к параличу инициатив и замедлению процессов модернизации.
Таким образом, для эффективного внедрения энергосбережения необходимо найти баланс между конструктивным и деструктивным риском, формируя адекватную регуляторную и инвестиционную политику. Формирование четкой стратегии, основанной на анализе рисков, позволит государственным учреждениям не только минимизировать потери, но и использовать риски в качестве инструмента для внедрения инноваций и повышения общей эффективности.
Энергосервисный договор (контракт) представляет собой эффективный инструмент для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, особенно в условиях финансовых ограничений и нехватки инвестиций. Этот подход зарекомендовал себя как общепризнанный метод, позволяющий внедрять энергосберегающие технологии и решения.
Важную роль в данном механизме играют энергосервисные компании, которые выступают инвесторами. Они осуществляют реализацию энергосберегающих мероприятий, финансируя их за счет средств заказчика. Однако оплата услуг энергосервисной компании происходит только по факту достижения экономии в потреблении энергии. Таким образом, эти компании получают возмещение своих затрат из сэкономленных средств, что делает их заинтересованными в успешной реализации проекта.
Энергосервисный договор предоставляет заказчику возможность внедрять энергосберегающие технологии без предварительных капиталовложений, что значительно уменьшает финансовое бремя. Такой подход позволяет заказчику реализовывать проекты, не отвлекая собственные ресурсы и не рискуя бюджетом. Все риски, связанные с возможной неэффективностью принимаемых решений, перекладываются на инвестора, что делает этот способ финансирования энергосбережения особенно привлекательным.
В результате, энергосервисные контракты способствуют не только снижению затрат на энергоресурсы, но и более эффективному использованию ресурсов в бюджетной сфере, что в конечном счете ведет к улучшению финансовых показателей и устойчивости учреждений, внедряющих такие решения.
Государство придает значительное внимание развитию энергосервисной деятельности, что отражается в утвержденной энергетической стратегии страны. В соответствии с этой стратегией, с 2009 по 2015 годы был обозначен целевой объем формирования рынка энергосервисных услуг в размере не менее 200 миллиардов рублей в год. На более поздний период — с 2015 по 2022 годы — планка была увеличена до 300 миллиардов рублей в год, а в период с 2023 по 2030 годы ожидается, что объем рынка достигнет не менее 400 миллиардов рублей ежегодно.
Таким образом, реализация этих мер призвана значительно улучшить ситуацию в секторе энергосбережения и сделать вклад в устойчивое развитие экономики страны.
В случае превышения установленных норм потребления энергетических ресурсов, организации бюджетной сферы будут обязаны проводить энергосервисные мероприятия. В рамках комплексного плана предусмотрены отдельные действия, направленные на упрощение процесса заключения энергосервисных договоров.
По прогнозам, к 2025 году доля энергосервисных контрактов, заключаемых с использованием данной автоматизированной системы, составит 10 %, а к 2030 году — уже 90 %.
В дополнение к этому, Правительство Российской Федерации намерено реализовать систему дистанционного дополнительного профессионального образования для работников, задействованных в сфере энергосбережения. Это поможет повысить их квалификацию и адаптировать кадры под актуальные требования энергосервисных процедур, что в конечном итоге приведет к более эффективному управлению ресурсами и улучшению показателей энергосбережения в стране.
В заключение следует отметить, что внедрение энергосервисных контрактов в государственном секторе представляет собой важный шаг к повышению энергетической эффективности и реализации принципов устойчивого развития. На основании Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ и с учётом положений Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», принятой в 2014 году, можно утверждать, что развитие энергосервиса в бюджетной сфере становится не только актуальной, но и необходимой процедурой [11; 12].
Данные контракты позволяют государственным учреждениям значительно сократить расходы на энергоресурсы, одновременно способствуя улучшению состояния инфраструктуры и повышению комфорта для граждан. К тому же, использование новых методов, ранее не практиковавшихся, открывает дополнительные возможности для инновационного развития в области энергосбережения.
Таким образом, реализация мероприятий по внедрению энергосервисных контрактов в государственном секторе на сегодняшний день является стратегически важной задачей, способствующей не только экономии бюджетных средств, но и положительным изменениям в экологии и качестве жизни населения.
Литература:
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Выключите свет! Дмитрий Медведев призвал сократить потребление энергии в бюджетной сфере // Российская газета № 7404(238) от 19.10.2017.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 703-р от 19.04.2018 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики».
- Сайт Министерства финансов Российской Федерации: Объем и структура государственного долга Российской Федерации и муниципального долга. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/2018/; https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/2013/.
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N1715-р).
- Ручкина Г. Ф. О правовом аспекте предпринимательской деятельности банков в условиях модернизации российской экономики // «Банковское право», N5, 2010 г.
- Елисеева И. В. Развитие методов и форм эффективного инвестирования в проекты энергосбережения // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, С. 66, 2008 г.
- Лукьянов Г. И. Риск как явление социальной реальности // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, С. 176, 2006 г.
- Власова А. С. Риск как признак предпринимательской деятельности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, С. 3, 2009 г.
- Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации за 2016 г. // https://minenergo.gov.ru/node/5197.
- Стратегические ориентиры управления экономической безопасностью: коллективная монография / отв. ред. З. Э. Сабирова, О. В. Сидорова. — Уфа: Мир печати, 2023. — 322 с.
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ. «Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013).
- Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 321).